Рок или судьба

Ушба и Чатын – эпоха в истории альпинизма. Фото activelife.dp.ua

Ушба — это магнит для альпинистов, она всегда им была. Красивая гора, с крутыми стенами и непредсказуемой погодой, больше века служит полигоном проверки себя для самых подготовленных команд. На обе вершины проложено множество маршрутов, большая часть которых — экстремальные. Даже классический гребень на северную вершину способен показать характер и отбить любую атаку. Наше предыдущее восхождение на Южную Ушбу было так эмоционально насыщенно, что я забыл пин-коды к своим банковским карточкам, которыми пользовался два года.

Прошлой осенью мы с Васей вновь обратили на неё своё внимание. Независимо друг от друга, снова и снова мы перечитывали одно и то же описание восхождения на Южную Ушбу. В нём было много хороших фотографий, по которым стало ясно, что маршрут — отличная цель для свободного лазания. Вася загорелся этой идеей. Мне же хотелось пройти волшебную линию траверса, которую очень редко ходят из-за опасности и внушительной трудоёмкости.

Идея зрела три месяца, пока не родился в меру безумный план траверсировать Ушбу с юга на север через экстремальный маршрут в двойке свободным лазанием. Такая перспектива нас пугала, поэтому мы разложили одну большую проблему на много маленьких и девять месяцев тщательно готовились. Разделили маршрут по дням и верёвкам, рюкзаки по граммам, набирали форму.

В конце июля 2017 года мы прилетели в жаркую Грузию. Первейшей нашей целью была качественная акклиматизация. На Ушбе акклиматизироваться особо негде, поэтому мы сходили на Тетнульд. Это живописный снежно-ледовый пик высотой почти 5 километров, с эстетичным маршрутом по южному гребню. После спуска и отдыха в Местии мы собрали вещи и выдвинулись под северо-западную стену Южной Ушбы.

Акклиматизация на Тетнульде  – «плезирный» альпинизм. Фото activelife.dp.ua
Акклиматизация на Тетнульде – «плезирный» альпинизм. Фото activelife.dp.ua

К нашему приезду установилась идеальная погода — умеренные температуры, редкие дожди без гроз. Но быстро начало теплеть, гребень Тетнульда местами протаял до льда. Когда мы спустились на отдых, в Грузию пришла жара. Нас это сильно тревожило: подход к северо-западной стене Ушбы в таких условиях под массивом пика Мазери опасен, а на стене выше ключа есть снежники.

Ушба и Мазери, на Столбе видны потёки воды. Наша палатка – точка в моренном кармане. Фото activelife.dp.ua

Вода со снежников заливала ключ, а выход с него простреливался камнями. Есть над чем призадуматься, но даже это не главное. Из-за жары начались грозы. С края бастиона дожди смывают камни, которые летят прямо на площадку первого бивака. Другими словами, в первые два дня восхождения дождя быть не должно, иначе это будет восхождение на небо. Дальше — гребень, на котором негде спрятаться от грозы и ветра, но это меньшая проблема.

Пока мы подходили к стене, полоса воды из камина растянулась на всю стену. Это нас обескураживало – лезть 6с в потоке воды невозможно, — но после дня отдыха мы стартовали в надежде на похолодание. С массива Мазери сыпало всю ночь, поэтому мы подходили через центр ледопада. У начала гребня стало ясно, что день будет горячий, условия на маршруте не позволят свободный пролаз, а риск попасть под камнепад слишком велик. Мы решили вернуться и подождать пока пройдёт жара, в запасе была неделя. Это решение не было ни быстрым ни лёгким.

Лезем через центр ледопада к началу маршрута. Фото activelife.dp.ua

На леднике нет связи, последнего прогноза погоды у нас не было. Через час из-за гребня налетела гроза и дождь лил до заката. Мы оставили вещи на леднике и пошли вниз, испытывая некоторое облегчение, — решение о возвращении было правильным. Несколько дней спустя мы вернулись под стену. Прогноз погоды был плохой, но оставался шанс, что он изменится либо не сбудется. Он не сбылся, но не в нашу пользу, — лило как из ведра. Мы ждали, пока запас времени не вышел и не осталось никаких шансов залезть хотя бы на южную вершину. Под грохот обвалов мы собрали вещи и начали спуск. Ушба нас не приняла.

В ожидании погоды. Фото activelife.dp.ua

Ушба — не та гора, которую планируют, как отпуск. Бывает, она даёт шансы, а бывает — нет. Чтобы использоваться шанс, нужно следить за прогнозом погоды в Грузии и весь сезон быть в форме, а в нужный момент прыгнуть в самолёт и выстрелить в погодное окно. Мы выучили урок и вернёмся. Онсайт не испорчен.

Мы благодарим DMM Climbing за самое лучшее скалолазное снаряжение и лично Криса Роуландса (DMM Climbing, Wales, UK), Кшиштофа Смульского и Марка Янечека (camper.pl, дистрибьютор DMM в Польше).

Мы также благодарны ровенскому магазину сети gorgany.com и сети верёвочных парков «Тарзан», ropepark.rv.ua за их поддержку

Теги: Ушба, горы, альпинизм, Кавказ
Автор: Евгений Образцов, activelife.dp.ua Klub Wysokogórski Warszawa (Польша), Василий Веретюшкин, RivneClimb (Украина) http://activelife.dp.ua