Мой второй день рождения. Рассказ альпиниста, выжившего после падения в ледовую трещину

Мой второй день рождения или «Жумарь не сцы».

Большое видится на расстоянии, прошло 5 месяцев, за это время я множество раз прокрутил в голове всю историю, и наконец готов поделиться ею. Я уверен найдётся несколько желающих отругать меня за череду дико глупых поступков, которые я совершил в тот день, но поверьте, я уже всё себе самому высказал, с лихвой. Всё случившееся это совокупность глупости, чрезмерной самоуверенности, мелочности и наконец ЧУДА.






Шёл пятый день нашей зимней экспедиции на Казбек, было холодно, голодно, и честно говоря уже давно хотелось, что бы восхождение поскорее подошло к своему апогею, но по плану оставалось как минимум 4 холодные ночёвки на «Метеостанции». Днём как раз нормально, ты чем-то занят, двигаешься, тебе тепло, но ночёвки меня добивали, толком не выспишься тебя колотит, то ли от горняшки, то ли от того, что в помещении -15, в общем это сильно морально давило на меня.
Утром я вышел на улицу к единственному месту где ловила мобильная связь, для традиционной связи с семьёй и повстречал поляка Л'укаша, их группа из 3-х человек пришла на Метеостанцию за день до нас, и мы вместе сосуществовали в этом приюте. Лукаш объяснил, что он с друзьями ходил на акклиматизацию и показал мне на один из близлежащих пиков, я спросил:

- ну как?
- Тяжко-курва
- Что именно?

Лукаш что-то пропшекал, но по жестикуляции стало понятно, что много трещин и я сочувствующе покачал головой.
После завтрака мы неспешно собрались и потопали на очередную акклиматизацию и занятия на льду. План был дойти, куда дойдём, по возможности, и через 3 часа мы были уже практически перед плато на высоте 3900м.
По дороге у нас была остановка на относительно крутом склоне для занятий по «самозадержанию ледорубом». Пользуясь ранее приобретённым опытом я покуражился перед молодняком симулируя падение вниз головой на спине, чем заслужил полное равнодушие окружающих и порванную ледорубом пуховку.

Итак, придя к леднику мы оставили рюкзаки и палки у большого валуна (ах как хорошо, что мы оставили вещи у камня, это наверное было одним из ключевых моментов в счастливом исходе) и пошли чуть выше что бы проверить кошки и потренироваться в хождении с верёвкой. У меня уже был опыт передвижения по леднику в системе и на верёвке, поэтому в первую очередь пристегнули «молодёжь» а я скучая, сам не понимая зачем я вообще в этом участвую топал в стороне.
Тут я вспомнил про своё призвание видео-оператора и решил достать GoPro, и поснимать, как мои отважные товарищи тренируются. Что бы достать камеру из внутреннего кармана куртки я снял пуховую варежку, будучи уверенным, что она прикреплена к запястью на петельке, я отпустил её и в это же мгновение, налетевший ветерок унёс её моментально метров на сто вниз по склону. И тут начался фестиваль человеческой глупости в моём исполнении.

Не секунды не раздумывая, я крикнул ближайшей группе, что-то типа «Я скоро буду» , и ветер тут же отнёс мои слова куда-то в район улетевшей варежки. Скуку сняло как рукой – у меня появилась цель – я шагал размашистой походкой вниз, что бы вернуть своё по праву (варежки ведь стоят целых 10 тыщ!, думал я в тот момент)
Тут я должен сказать, в своё оправдание, что я неоднократно бывал на ледниках, видел открытые трещины, неоднократно ходил в связке и мне казалось в тот момент, что я иду если не по безопасному месту, то уж точно я смогу заранее увидеть опасность. Я шёл по красивейшему льду, который переливался всеми оттенками бирюзового, лёд был на столько идеальным, что ему возможно бы позавидовали некоторые хоккейные арены. Одновременно я пытался отыскать глазами варежку, я чувствовал она где-то там, в манящей бирюзе, но «моя прелесть» сливалась с множеством таких же чёрных как она сама камней.

Поравнявшись с валуном под которым мы оставили рюкзаки, но оставаясь на противоположной стороне языка ледника, я увидел ЕЁ метрах в 50-и ниже, варежку поднял в воздух очередной порыв ветра и уносил её ещё ниже. Ну что же, во всяком случае у меня есть новый ориентир, подумал я! И тут на льду я нашёл что-то ценное – чехольчик с колышками от палатки (колышки, на леднике, Карл). Во мне проснулся азарт грибника.
Продолжая путь вниз я продолжал сканировать склон в поисках моей цели. Рельеф поменялся, стало больше камней и снега, это хорошо подумал я, камень это твердь – он надёжный, но с другой стороны среди множества камней отыскать варежку будет нереально, да и удалился я уже прилично (метров на 300) от группы и от места, где мы оставили вещи (метров на 100). Я решил вернуться.

Сделав петлю, действительно, зачем возвращаться по той же дороге по которой шёл сюда, это же не интересно, я так никогда не делаю, я начал свой путь назад. Не пройдя и двадцать шагов я угодил в трещину по пояс, я вовремя успел упасть на грудь и чуть-чуть побарахтавшись и помахав ледорубом выбрался.
Ок, стал рассуждать я, из каждой плохой ситуации надо извлекать опыт. Следует изменить тактику. И я стал перепрыгивать опасные, как мне казалось места. Опять же, зачем тыкать ледорубом, это же наклоняться надо, когда можно перепрыгнуть. Тут важно отметить, что безопасным, внушающим доверие, я считал снег со следами грунта.
Песок и маленькие камешки, это же земля, а земля она от туда от куда я родом, с равнины, она надёжная и твёрдая, рассуждал внутренний голос. И буквально на второй прыжок все мои 100 кг, обеими ногами ушли на 5 м вниз, в трещину. Песок и камушки оказались надутыми с ближайшего склона.

Я попал в трещину, в трещину воспетую Высоцким, в трещину о которых рассказывают бывалые альпинисты начинающим, в трещину в которую попал «чёрный альпинист» и это всё на яву, со мной. И никто этого не видел, и никто не знает, что я в беде. На этом закончились глупые поступки, дальше чудо спасения.

Упал я метров на пять, на снежный мост на правый бок. Довольно быстро я вертикализировался, упершись левой кошкой в ледяную стенку и встав на правое колено на снежный мост. Снег был довольно рыхлый и я побаивался активно двигаться что бы не провалиться ниже. Ширина трещины оказалась около 70 см. Надо мной метров пять и подо мной тоже около пяти метров, но трещина начинает сужаться сразу подо мной.

Первое, что я подумал, «и совсем здесь не холодно», дело в том, что как то за ужином рассказывая очередные альпинистские байки, Серёга – руководитель нашей экспедиции, рассказывал, про то, что существует большая опасность при попадании в трещину замёрзнуть до того, как тебя найдут. Разумеется это касалось лета, когда ты без тёплой одежды. Тем не менее это была моя первая мысль.
Во вторых я отметил, что это безумно красиво, я достал камеру и начал снимать.

Казалось бы попав в такую ситуацию впору начинать паниковать, молиться и пытаться выбраться, у меня же сразу, в первое же мгновение после падения сложилась картина, как всё должно произойти, и что нужно делать (а главное не нужно делать). Это была просто какая-то компьютерная скорость мысли, я просто получил правильный результат.

Я понял, что нет смысла тратить силы и рисковать травмами, на то, что бы выбраться самому, т.к. реального пути я не видел. Не скрою, на секунду появилась мысль выступить в стиле Ванн Дамма, и попытаться выбраться уперевшись ногами в противоположные стенки трещины, но я решил оставить это на крайний случай. Так же я понял, что не стоит сразу рвать глотку и звать на помощь, т.к. мои ещё на занятиях и это слишком далеко.

Метеостанция под Казбеком
Метеостанция под Казбеком


В общем я первые 10-15 минут я наслаждался красотами, снимал видео и думал. Вспомнились мне неоднократные плакаты со слоганом «Казбек не любит одиночек», «Ах, вот, что они имели ввиду» подумалось мне. Вспомнил я и объявление о пропавших, которые мы видели на «Метеостанции».
Наивно я достал телефон, сети не было, да и у телефона через минуту сел аккумулятор. Через некоторое время я начал кричать и слушать в начале достаточно редко. Расчёт был на то, что «мои» придут с занятий, к месту, где мы оставили рюкзаки, увидят, что меня нет и начнут поиски. Ни на секунду я не сомневался, что меня спасут, но начал уже потихоньку переживать. И тут я услышал первые крики моих спасителей.
С момента первых криков, которые я услышал, до того момента как меня нашли прошло ещё минут 10-15, криков я слышал 2 или 3, и некоторые из них были громче, а следующие тише. Перерывы между криками были долгими и волнительными, т.к. я понимал, что скорее всего меня они не слышат.

И тут я услышал скрежет кошек, это была прекрасная музыка для моих ушей. Я начал звать на помощь изо всех сил.

- Игорь, ты в какой трещине
Отличный вопрос задаёт Командор, не успел подумать я, как из моих уст уже летел не менее отличный ответ.
- В третей слева

Первый диалог после моего обнаружения выглядел так:
- Игорь – ты мудак, куда ты попёрся один
- Вытащи меня, потом поругаешь
- Ты без травм?
- Да
- Игорь, ты сильно улучшил статистику попавших в трещину

Началась спасательная операция. Подоспели Коля, наш второй инструктор, а так же Жека с Пашкой. Молодняк оставили переживать у валуна, но как потом выяснилось они так сильно переживали и болели за меня, что я уверен, сыграли не последнюю роль в моём чудесном спасении. «Старшие» организовали «станцию» и спустили мне верёвку. Я пристегнул жумар, это был мой первый опыт использования жумара, да ещё и по вертикали.

- Игорь, нагружай верёвку
- Б*я, Серый, говори по русски
- Жумарь, не сцы

Я не сцал, но близость спасения меня взволновала, жумар не слушался, кошки скользили по стенкам отказываясь цепляться за них, я суетился из последних сил и хватался руками за верёвку а сверху доносилось:
- Жумарь, не сцы

Серёга упёршись ногами в один край трещины, а пятой точкой в другой, подсказывал мне, что делать, и был готов подстраховать если, что. Остальные снимали на телефоны и камеры, за что их хвалю и благодарю, есть чем поделиться с вами, мои дорогие. Через несколько минут я был на поверхности, Серёга меня ухватил за ворот, как только я оказался в зоне досягаемости, ребята отвлекшись от съёмки подали руку, я был спасён.

Потом была куча обсуждений и поздравлений с новым днём рождения и кстати это 22 февраля. Через 3 дня мы успешно штурмовали вершину. Хорошо всё, что хорошо кончается. Берегите себя, друзья!

Теги: альпинизм, Казбек, восхождение на Казбек
Автор: Игорь Казиков, https://www.facebook.com/
Опубліковано в альпінізм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ