Тарсас Поздний о попытке восхождения на восьмитысячник Макалу

Тарас Поздний

Весной 2019 года проходила попытка восхождения на вершину пятого по высоте восьмитысячника мира - Макалу (Makalu, 8485 м) украинского альпиниста Тараса Поздния.

Новости от команд Вы можете прочитать в нашей сецтеме: УКРАИНСКИЕ КОМАНДЫ НА ВОСЬМИТЫСЯЧНИКАХ ГИМАЛАЕВ: ВЕСЕННИЙ СЕЗОН 2019 ГОДА

В штурмовом восхождении Тарас дошел до отметки 8230 метров, откуда пришлось повернуть вниз из-за нехватки кислорода в баллонах и потери времени гидом-шерпой.

Далее со слов Тараса:

"Друзья, привет!
Знаете, сколько мы не виделись? 38 дней. Впервые так долго.
За это время я прожил маленькую, но насыщенную жизнь под названием «Экспедиция на Макалу».

Будет большой каждодневный дневник. И видео. А пока пост с основными событиями.

На Макалу нас собиралось трое, но за неделю до старта Толе и Роме пришлось отменить экспу. Я поехал сам.

Фото Тарас Поздний

12.04 в составе интернациональной группы я стартовал с Катманду. На треке нас было 6 человек и сопровождающие. Трекинг выдался непростой - очень много снега в этом году, но спустя неделю мы таки были в базовом лагере Макалу на высоте 5700.

На этой высоте и выше мы прожили месяц.

Первоначальный план был идти на гору с кислородом. Но большинство участников планировали без и я подумал: «Сам, свободный график, летом в высокие горы не еду (будет время восстановится), почему не попробовать и себе фактически 8500 без кислорода?»

Так началась акклиматизация для безкислородного восхождения. За это время я два раза сходил на 7150. Второй раз было заметно легче.

Напряжённо следим за погодой. Первое «окно» 12-16.05. Для себя решил выйти на штурм в ночь с 14 на 15-е.

Ко второму лагерю на 6620 дохожу ожидаемо легко. А вот дальше сложнее. Шерпа не делал «лишних» выходов на гору и вообще мы с ним работаем как напарники. Только он носит больше. Так и при переходе в Л3. У меня рюк 12-15 кг, у него под 25. Переход занял 10ч 20мин. На перевал Макалу Ла мы вышли уже после заката. Ужасный ветер (50-60км/час) на высоте 7480. Я полностью истощенный переходом, но надо ставить палатку. Установка заняла около часа, за это время я сильно перемёрз и с трудом, спустя несколько часов, отогрел пальцы на руках и ногах.

Фото Тарас Поздний

Таким вымотанным и уставшим, наверное, я не был никогда в жизни. Тут то я принял окончательное решение идти на вершину с кислородом. А раз так, нам не нужен Л4 - мы можем стартовать с Л3. Переход между лагерями всего 1-1,5 часа.

Весь следующий день я «отдыхаю» на высоте 7500. С палатки вышел только два раза в туалет. И это ужасно. Холод, ветер, полные штаны снежной крупы..

В 18:30 шерпа начал кипятить воду и мы начали неспешно собираться. В 20:30 я был готов к выходу. Шерпа же возился что-то с перчатками и с с чём-то ещё. Мое терпение выходило, а он собрался только в 21:20. Тут мне надо было заподозрить неладное, но я решил, что Кейшап просто волнуется перед штурмом. Я же был абсолютно спокоен и уверен.

Мы вышли. Путь к Л4 у шерпы занял 3 часа. Я постоянно ждал его, борясь с холодом. Когда же он пришёл в Л4 на нем были тонкие строительные перчатки. Это при том, что у него более 10ти пар разных перчаток. Я в шоке. Руки шерпы отмерзли. Я не спрашивая причин, столь старинного выбора перчаток начал отогревать его руки. На это ушло полчаса и часть моих сил. После оказалась проблема с кислородной маской шерпы. Он сам не мог ничего с ней сделать и я ещё 10 минут крутил, прежде чем добился кое-какого результата.

Наконец, мы пошли вверх. С Л4 спустя 3ч40мин, вместо ожидаемых 1ч30м.

Макалу. Фото Тарас Поздний

Я поставил шерпу впереди и придерживался его темпа. Он шёл очень медленно. Уже к этому моменту было ясно, что на вершину он никак не дойдёт. Я утешал себя, что в таком темпе я сил почти не трачу. У меня в голове созрел план, чтобы Кейшап донёс второй баллон как можно выше и потом я дойду сам. По стандарту на участника на штурм полагается три баллона, но один мы оставили в Л2. И того на меня было всего два. Кислорода должно было хватить.

Но не хватило шерпы.

Два раза по пути он вырвал и ещё раз я отогревал руки. Даже предложил спуститься раньше, но Кейшап отказался. И только на высоте 7800-7850 он сказал, что, пожалуй, пойдёт вниз. Я то так надеялся, что получится протянуть до 8000! Но на самом деле, может и уже затянул.

Прошло 7 часов, мы набрали меньше 400м. Это очень, очень плохо.

Я отпустил шерпу вниз, сам взял камеру, колу, ещё какие-то вещи и заменил кислород. Наполовину использованный причертили к периллам, с возможностью использования на спуске. В новом балллоне было всего 200 бар. До этого я шёл на 1-1,5 литра. Решил поставить 2литра/мин в надежде идти быстрее. В теории кислорода могло бы хватить.

Но 7 часов и высота оказывается тоже забирали много моих сил и шёл я медленно. Сначала получалось набрать около 100м/час, потом только 70м/час. Два шага, пять вдохов. Темп, который кажется ужасающе медленным. Но на самом деле, это нормальный темп на высоте. Я прошёл ледовый траверс, постепенно перевалио за 8000. Вершина была рядом, ее отделял только французский кулуар, гребень и ложная вершина.

Высота 8230 (или 8250), я под французским кулуаром. Самочувствие нормальное, полная ясность мысли. Темп медленный. Много сил и времени ушло вместе с шерпой. Те, кто были на вершине уже спускаются. Я уже несколько часов волнуюсь о своём кислороде. Его явно не хватает на спуск. Спрашиваю, нет ли у проходящих шерпов резервного - но нет.

Говорят, к вершине ещё около 4-х часов. Кислорода у меня тоже примерно на 4 часа. Одно дело идти на гору без кислорода и совсем другое - неожиданно остаться без оного на 8500. Кто думает, что спуск это легко очень ошибается. Именно на спуске тебя лишают силы и чаще всего случаются несчастные случаи.

Я жду ещё какое-то время нескольких проходящих вниз, чтобы спросить нету ли у них кислорода и принимаю решение развернуться.

А ведь вершина так рядом! Что такое несколько часов по сравнению с месяцем экспедиции? Неужели все зря?

Но если я пойду выше, могут быть проблемы. Я же для себя в первую очередь поставил безопастность. Так что спускаюсь. Спустя 12ч30мин подъёма.

На самом деле нету горечи поражения или ещё чего-то. Я спускаюсь и наслаждаюсь видами. 8230 - это выше шестой вершины мира, но ещё не пятая. Виды завораживают. Я часто присаживаюсь не просто, чтобы отдохнуть, а чтобы насладиться красотами. На спуске без отдыха редко приходится пройти больше одной верёвки и я даже этому рад.

В Л3 ждёт меня Кейшап и Дипанкар в палатке. Тогда я ещё не знал, что это будет последняя вершину Дипанкара и ещё одного участника с индийской армии. Они вышли на штурм днём позже, достигли вершины, но спуститься в Л4 уже не смогли.

Ни одна вершина не стоит жизни и я лишний раз убедился в верности своего решения.

_____________________________

Макалу мне понравилась. Самый безопасный восьмитысячник с точки зрения лавин, камнепадов, трещин. В тоже время не самы простой, на порядок сложнее в техническом плане Эвереста. И всегда остаётся фактор высоты.

Экспедицией я доволен. Пускай и без вершины. Если бы я был более тренированные, я бы сходил. Если бы шерпа был сильнее - ми бы сходили. Но это если бы. А так..

я приобрёл ни с чем не сравнимый опыт, который будет использован в дальнейших экспедициях.

я обрёл новую семью, которая с радостью приютит меня в любом уголке мира

я испытал себя и понял, что стоит тренироваться больше

я перешёл рубеж 8200 и в спокойствие наслаждался пейзажами с этой высоты

я пробыл 38 дней без интернета. Как там мир без меня?

я прожил ещё одну жизнь. И заскучал за прежней. Каждый вдох которой принесёт незнамое ранее удовольствие

я заскучал за родными и друзьями. И за рыбалкой. И спланировал рыбалку с мамой, а потом с друзьями

я не проиграл горе, я победил себя

я счастлив

До встречи, друзья, я вернулся!"

От Редакции:
Макалу. Маршрут 1955 года. Участок до седловины Макалу-Ла (Makalu La) и далее к вершине

Имя пятой по высоте вершины мира Mǎkǎlǔ Shān с китайского языка переводится как "Черный великан" а с санскрита как "Черная гора". Как считается это имя было дано горе за ее большую скальную вершину пирамидальной формы, которая, когда находится в тени солнца, на фоне соседних снежных вершин, выглядит черным исполином.
Другие названия горы: Makaru (современное официальное название горы на китайском языке) или Makalungma - на языке Лимбу.

Теги: Тарас Поздний, альпинизм, Макалу, украинские альпинисты, альпинисты Украины