О восхождении на пик Хан-Тенгри с юга

Хан-Тенгри (7010м). Фото Александр Павлов

Рассказ киевского альпиниста Евгения Ерёмина о восхождении на пик Хан-Тенгри (7010м на границе Киргизии, Казахстана, и Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая) летом 2018 года:

Продолжаю серию рассказов про большие горы.

После успешного восхождения на пик Ленина и возвращения в Ош, мы начали планировать следующее наше восхождение.

Изначально мы планировали восхождение на пик Хан-Тенгри (7010м) с севера.
Вообще на эту вершину существует 2 классических маршрута.

Первый маршрут начинается с ледника Северный Иныльчек. Это фактически территория Казахстана. На Северном Иныльчеке работает международный альпинистский лагерь (МАЛ).
В этот лагерь 95% восходителей добирается вертолетом, так как пеший путь в этот лагерь достаточно сложный, трудозатратный и требует большого количества времени.

Второй маршрут - с юга, с ледника Южный Иныльчек. С южной стороны также действует МАЛ, но это уже территория Киргизии. Этот же МАЛ является базовым лагерем и для восхождений на пик Победы(7439м). В этот МАЛ также можно прилететь на вертолете, а можно и дойти пешком. Путь пешком обычно занимает 3-4 дня.

"Базовый на Южном". Фото Александр Павлов

Оба маршрута сходятся в 3м лагере на седловине на высоте 5850м, однако при подъеме с севера необходимо сначала залезть на плечо пика Чапаева на высоту 6100м и оттуда уже спуститься в 3й лагерь, а вот маршрут с юга сразу выводит на седловину. Маршрут с севера считается немного более сложным, но зато более безопасным, так как при подъеме с юга между 1м и 2м лагерем нужно идти по узкому леднику, куда часто срываются лавины и ледовые обвалы с пика Чапаева и с самого пика Хан-Тенгри и убежать или спрятаться от них невозможно.
В этом месте погибло очень много альпинистов, в том числе и легендарный Валерий Хрищатый, который руководил сумасшедшим траверсом Победа - Хан-Тенгри. Поэтому это место называют мышеловкой.

Когда смотришь наверх из мышеловки. Фото Александр Павлов

После того, как наши планы немного поломались, и мы с Александром Павловым остались вдвоем, после недолгих раздумий решили все-таки лететь на Южный Иныльчек.
Мы объединились с теми же турками из рассказа про пик Ленина, которые планировали восхождение на пик Победы и американцем с украинскими корнями, который планировал восхождение на пик Хан-Тенгри с севера.
Все они также сходили на пик Ленина.

Это очень полулярная практика - акклиматизироваться перед пиками Хан-Тенгри или Победы на пике Ленина. Мы заказали машину и выехали из Оша в Бишкек.
На самолет билетов на ближайшие 3 дня не было, да и количество груза у нас было очень большим, поэтому логичнее и дешевле было ехать на бусике. Бусик вез нас 12 часов по супер красивой дороге через несколько перевалов.
В Бишкеке мы провели еще 1 день и на следующий уехали в Каркару.
Каркара - это полевой лагерь, который находится на берегу реки, а река эта - это естественная граница между Казахстаном и Киргизией, так что в 100 метрах от нашего лагеря через реку на казахской стороне располагался точно такой же лагерь.

Евгений Ерёмин. Фото Александр Павлов

3 суток мы провели в этом поле в ожидании вертолета. Это было очень утомительно и не очень весело.
Каждый день нам говорили, что «утром» будет вертолет, мы собирали вещи, выносили их со стационарных палаток и сидели «на чемоданах» до обеда. В обед нам сообщали, что вертолета сегодня не будет и мы ждали следующего «утра».

И вот в один из счастливых дней огромный МИ-8 таки доставил нас до базового лагеря на Южном Иныльчеке на высоте 4050м.

Базовый лагерь Хан-Тенгри. Фото Александр Павлов

Сам полет длился около 40 минут и доставил огромное количество удовольствия. Прилетели мы после обеда 1го августа, пообщались с начальником лагеря Грековым, узнали прогноз погоды и решили на следующий день выходить на гору.

Путь из базового лагеря в 1й довольно короткий и занимает всего 2,5-3 часа, поэтому мы решили не торопиться, выспались и вышли во 2й лагерь около 11 часов дня.

За несколько часов перед нашим выходом с успешного восхождения на пик Хан-Тенгри вернулись наши соотечественники Сергей Храпко и Юра Хвостик. Мы получили от них последние рекомендации и вместе с группой Владимира Клебанского вышли в 1й лагерь.

Лагерь 1 Хан-Тенгри. Фото Александр Павлов

Дошли за 2,5 часа и весь оставшийся день отдыхали. Как я уже писал выше, путь из 1го лагеря во 2й - это потенциально самое опасное место маршрута, где от тебя мало что зависит, поэтому мы решили выйти пораньше, чтоб максимально проскочить это неприятное место до того, как солнце начнет освещать снежно-ледовые карнизы, свисающие с пика Чапаева.

верховья Иныльчека. Фото Александр Павлов

Вышли мы в 2 часа ночи и фактически без привалов за 5 часов с 1го лагеря на высоте 4350м мы добрались во 2й лагерь на высоте 5200м.
В 7 утра мы выдохнули, устроили длинный отдых, так как во 2м лагере мы уже фактически были в безопасности.
В нашем случае во 2м лагере оставаться особого смысла не было, и после продолжительного отдыха мы отправились в 3й лагерь.
В 3й лагерь мы дошли около 14-00. Мне шлось очень тяжело, так как я по традиции этого года практически не спал ночью.
3й лагерь находится на высоте 5850м и представляет собой бергшрунд под седловиной западного гребня пика Хан-Тенгри.

Вид на маршрут с третьего лагеря Хан-Тенгри. Фото Александр Павлов

В лагере не очень много места, но он достаточно уютный. Около 1,5 часа мы потратили на то, чтобы выкопать в снегу место под нашу палатку. 1500 метров набора высоты за день дали о себе знать.
Выше 3го лагеря есть еще несколько мест, где можно поставить палатку. На высоте 6400 находится 4й лагерь. В этом лагере есть место под 2-3 палатки, однако этот лагерь практически всегда занят, и тут дует неприлично сильный ветер, поэтому 95% восходителей не используют 4й лагерь и штурмуют вершину из 3го.

уютный третий лагерь Хан-Тенгри. Фото Александр Павлов

третий лагерь Хан-Тенгри. Фото Александр Павлов

4 августа мы вышли около 1-30 ночи. От лагеря на седловину ведет 30 метров перил. Дальше небольшой участок гребня с карнизами на северную сторону и вскоре начинаются сплошные перила до самой вершины.
Маршрут проходит по западному скальному ребру. На высоте около 6800 метров маршрут выводит на снежный гребень и начинается примерно та же история, что и с пиком Ленина.

район лагеря 4 Хан-Тенгри. Фото Александр Павлов

Длинные снежные поля до вершины. Я не ожидал такого на пике Хан-Тенгри. Саня поднялся на вершину в 11 часов дня, я в 12 и мы были первыми на вершине в этот день.
На вершине дул сумасшедший ветер, но было настолько ясно, что было видно на сотни километров вокруг.
Такое явление на Тянь-Шане большая редкость. Я на минуту снял рукавицу, чтобы сделать селфи и чуть не отморозил пальцы)

Вершина Хан-Тенгри на фоне Победы. Фото Александр Павлов

Спускаясь вниз, мы встретили всех, кто пытался совершить восхождение в этот день. Некоторых я пытался отговорить от попытки и советовал возвращаться, так как было очевидно, что в этот день они подняться просто не успеют, но мои доводы мало на кого влияли. В итоге я спустился в 3й лагерь в 4 часа вечера, Саня чуть раньше.

Большинство восходителей возвращались к полуночи, а некоторые ближе к 2м часам ночи. Мы же, немного отдохнув после восхождения, проснулись около 1 часа ночи, быстро собрали палатку и около 2х ночи вышли вниз.
Я надеялся на то, что смогу успеть на вертолетный рейс, который обещали в 9 утра из базового лагеря. За 3 часа мы спустились в 1й лагерь, проскочив потемну «мышеловку».
В 1м лагере мы немного отдохнули, забрали оставленный при подъеме мусор и, не спеша, двинулись в базовый лагерь.
В базе мы были в 8 утра 5го августа.

просто нереальные горизонты. Вид с вершины Хан-Тенгри. Фото Александр Павлов

Итого от базового лагеря до базового лагеря наше восхождение заняло чуть меньше 3 суток.
В этот день было 4 вертолетных рейса, но все они уже были забиты, поэтому я записался на следующий день.
Вечером пожелали удачи и погоды Сереге и Юре в их восхождении на пик Победы, так как ребята как раз выходили в ночь с 5го на 6е августа из базы, а сами, перебрав снаряжение, легли спать.

Саня решил спускаться пешком, к слову этот спуск занял у него 2 дня. А я, забрав все лишнее снаряжение и шмотки, которые Сане были не нужны, улетел вертолетом 6го августа в Каркару и затем в Каракол.
Дальше был отдых на Иссык-Куле, переезд в Алматы и перелет в Киев.
По традиции спасибо Александру Павлову за компанию и за крутые фотки. Ссылочку на его альбом оставляю)

Теги: альпинизм, Хан-Тенгри,
Автор: Женя Еремин, www.facebook.com/ievgen.ieromin, Фото Александр Павлов: www.facebook.com/alex.hooch