За кулисами первого в истории горнолыжного спуска в вершины восьмитысячника Лхоцзе

Хилари Нельсон (Hilaree Nelson) в восхождении на вершину Лхоцзе перед первым в истории горнолыжным спуском. Фото NICK KALISZ
Хилари Нельсон (Hilaree Nelson) в восхождении на вершину Лхоцзе перед первым в истории горнолыжным спуском. Фото NICK KALISZ


До сих пор ни один человек в мире не смог спуститься на лыжах с вершины восьмитысячника Лхоцзе (Lhotse, 8516 м) - четвертой по высоте горы в мире.

Но 30 сентября 2018 года всё изменилось. В этот день два американских альпиниста 43-летний Джеймс Уайт Моррисон (James White Morrison) и 45-летняя Хилари Нельсон (Hilaree Nelson) совершили первый в истории альпинизма горнолыжный спуск с вершины Лхоцзе.

Видео со спуска смотрите здесь >>>>

Подробней о этом событии читайте в статье: СОВЕРШЕН ПЕРВЫЙ В ИСТОРИИ ГОРНОЛЫЖНЫЙ СПУСК С ВЕРШИНЫ ВОСЬМИТЫСЯЧНИКА ЛХОЦЗЕ

Спуск проходил с самой вершины до отметки второго высотного лагеря по так называемому маршруту Мечты (“Dream Line”) - идущего по кулуару на западной стене горы. именно этот кулуар является стандартным маршрутом восхождения.
Длинна этого участка маршрута примерно 2000 метров, включая 700 метровый кулуар с уклоном от 45 до 50 градусов и открытую западную стену; но основная проблема конечно же будет заключаться в высоте, где часть маршрута проходит в "зоне смерти" - на отметках выше 8000 метров.

Не смотря на то, что это часть стандартного маршрута восхождения, еще никогда альпинисты не спускались по ней не лыжах, хоть эта идея и не нова. Буквально каждый год анонсируются экспедиции, которые намереваются совершить этот спуск.
По сведениям Эдриана около 25 альпинистов спускались на Лхоцзе на лыжах, но это были спуски из четвертого высотного лагеря во второй либо из третьего высотного лагеря в базовый лагерь.

Эверест (слева) и Лхоцзе (справа). Обозначен маршрут восхождения команды. Он же является и маршрутом горнолыжного спуска
Эверест (слева) и Лхоцзе (справа). Обозначен маршрут восхождения команды. Он же является и маршрутом горнолыжного спуска


В карьере Хилари Нельсон, помимо прочих выдающихся спусков с вершин Аляски, в том числе с Денали - высочайшей вершины региона и Папшура Пик (Papsura Peak) высотой 6450 метров в штате Химачал-Прадеш в индийских Гималаях; с восьмитысячника Чо-Ойю (в 2005 году), с предвершинного кулуара Макалу (пятой по высоте горы в мире) а также восхождения на Эверест и Лхоцзе за 24 часа теперь добавилось еще одно достижение, ставящее её в один ранг с примерно лишь десятью другими женщинами в мире, которые смогли спуститься на лыжах с восьмитысячника.
Но что более примечательно - Хиллари стала первой в мире женщиной, которой удалось спуститься на лыжах с двух восьмитысячников!

В 2018 Хиллари была назначена вторым капитаном команды Global Face Team North Face, роль, которую в течение последних 26 лет играл опытный альпинист Конрад Анкер. Кроме прочего, она одна из активнейших участниц женского движения «Move Mountains».

Далее из интервью с Хиллари о спуске с Лхоцзе:

Вы начали своё восхождение на Лхоцзе с базового лагеря Эвереста. Скажите, каково было быть единственной командой у горы, которая в пики сезона собирает около 1000 альпинистов?

Когда Вы единственная команда на горе, то подниматься гораздо труднее. Очень много работы падает на плечи: оборудование маршрута, разбивка лагерей: это становится настоящей проблемой. Ну и попытка сэкономить каждую калорию энергии перед штурмом было очень сложной задачей.

Вас беспокоило то, что у Вас нет страховки на маршруте?

Я не слишком то и беспокоилась о страховке. В округе было много спасательных вертолетов, а у нас была отличная связь с ними; тем более нас в команде было 10 человек, а это значит что за каждым непрестанно наблюдает 9 пар глаз и ушей, следя за безопасностью.

Что было самым сложным в восхождении?

В первый раз, как только мы прошли ледопад Кхумбу мы отстали о графика. Мы переносили тяжелые рюкзаки и продвижение по этому, самому опасному участку восхождения было медленным. А как только солнечные лучи начинают освещать ледопад, он оживает....

Мы провели ночь в первом высотном лагере, а на следующее утро к нам подошли шерпы. После этого мы большой группой выдвинулись ко второму лагерю, но не смогли дойти до него засветло. Пришлось ставить промежуточный лагерь, не совсем понимая где находимся. По большому счеты мы были под стеной Нупцзе, по которой постоянно скатывались лавины.
Четверо из нас были в палатке, играли в карты, когда огромная лавина прокатилась неподалёку. Нас не задело, но довольно сильно напугало; мы решили не мешкая отправится во второй лагерь, подальше от опасностей лавин.

 Джеймс Уайт Моррисон (James White Morrison) и Хилари Нельсон (Hilaree Nelson) проходят ледопад Кхумбу. На прохождение участка от базового лагеря до второго высотного у них ушло 12 часов из-за большого количества свежевыпавшего снега Фото NICK KALISZ
Джеймс Уайт Моррисон (James White Morrison) и Хилари Нельсон (Hilaree Nelson) проходят ледопад Кхумбу. На прохождение участка от базового лагеря до второго высотного у них ушло 12 часов из-за большого количества свежевыпавшего снега Фото NICK KALISZ


Как долго вы были на горе?

Первая акклиматизация до второго высотного лагеря проходила примерно 16 сентября. Мы оставались на горе 3 ночи: две провели во втором лагере, одну в первом; потом все спустились в базовый лагерь на несколько дней и затем начали полноценное восхождение.
11 сентября мы провели церемонию пуджа (Puja) - буддийский обряд благословения перед восхождением. Так что никто из нас, даже шерпы не поднимались в базовый лагерь до 12 сентября.
На сам штурм вершины мы вышли 30 сентября.
Это очень быстро. К тому же на горе не было никого, кто бы мог помочь нам в случае беды. Мы сами должны были обеспечить безопасность на всем маршруте.

То есть, как только Вы закончили акклиматизацию, Вы сразу же начали штурм вершины?

Да, ведь одной из основных наших задач было свести к минимуму проход через ледопад Кхумбу, как наш собственный проход так и проход наших шерп.
Поэтому у нас были довольно скудные высотные лагеря 2 и 3 и вообще не было четвертого лагеря

Хилари Нельсон (Hilaree Nelson) на ледопаде Кхумбу. Фото NICK KALISZ
Хилари Нельсон (Hilaree Nelson) на ледопаде Кхумбу. Фото NICK KALISZ


Как прошло восхождение на вершину?

Мы попытались совершить восхождение без использования кислородных баллонов. Но смогли добраться лишь до отметки 8200 метров, это прямо у начала большого кулуара; здесь мы уже одели маски.
Как только мы перешли с западной стены Лхоцзе на кулуар, нас начал сбивать с ног снег: восхождение затянулось, поскольку был ледовый наст, подниматься было очень тяжело.
Это словно делать два шага вверх и один вниз. Мы одели кислородные маски, понимая, что без них, мы не успеем подняться на вершину засветло.

Второй нашей проблемой был прогноз погоды. Мы поднялись 30 сентября, в этот день ветер должен был стихнуть. В принципе так и было накануне, однако к полудню ветер уже должен был набрать скорость в 25-35 километров в час.
А уже 1 октября он должен был еще усилиться и в последующие дни перерасти в ураган, с пиками в 100 км/ч на 2 октября.
Поэтому именно 30 сентября был нашим единственным шансом.

Джеймс Уайт Моррисон (James White Morrison) на вершине Лхоцзе перед первым в истории горнолыжным спуском. Фото NICK KALISZ
Джеймс Уайт Моррисон (James White Morrison) на вершине Лхоцзе перед первым в истории горнолыжным спуском. Фото NICK KALISZ


Был ли ветер на Вашей стороне в день штурма?

Когда мы начали спуск в 13:45, да, можно сказать что был штиль; но через примерно 45 минут спустя ветер, точно как и прогнозировалось, заметно усилился.
Мы это прочувствовали на себе, это было ужасно. Мы все переживали: "Боже мой! мы должны успеть спуститься вниз! Прямо сейчас! Шерпы уже ушли с вершины, и нам пора"

Джеймс Уайт Моррисон (James White Morrison) и Хилари Нельсон (Hilaree Nelson) на более открытом участке на пути во второй высотный лагерь. Фото NICK KALISZ
Джеймс Уайт Моррисон (James White Morrison) и Хилари Нельсон (Hilaree Nelson) на более открытом участке на пути во второй высотный лагерь. Фото NICK KALISZ


Как вы себя чувствовали, когда добрались до вершины?

Мы поднялись на вершину и увидели что там очень много снега. Мы вытащили наши лыжи прямо на верхнюю точку. Я нервничала и думаю что Джим тоже сильно переживал, поскольку восхождение было очень тяжелым.
Но с другой стороны, техника горнолыжного спуска была нами знакома давным давно, так что как только мы одели лыжи, то нервозность ушла, мы были в своей стихии; в прочем волнение осталось: "Боже мой! неужели мы на самом деле собираемся сделать это?" Это было очень круто!

Вся ли команда поднялась на вершину?

И фотокорреспондент, и режиссёр поднялись на вершину. Я знала одного из них долгое время, а второй стал хорошим другом уже во время экспедиции.
Примечательно, но ни один из них ранее не поднимался на восьмитысячники; для них это было преодоление собственных границ и они отлично справились. Также с нами были два шерпа, для одно из которых Лхоцзе также был первым восьмитысячником, ему было около 20 лет. Это было потрясающе. Мы были отличной командой.

Джеймс Уайт Моррисон (James White Morrison) в первом в истории горнолыжном спуске с вершины Лхоцзе. Фото NICK KALISZ
Джеймс Уайт Моррисон (James White Morrison) в первом в истории горнолыжном спуске с вершины Лхоцзе. Фото NICK KALISZ


Когда вы с Джеймсом спускались на лыжах, Вы делали это в паре или действовали больше самостоятельно?

Мы вместе работали над спуском по кулуару, ведь это был самый сложный участок; там были переменные снежные условия от глубокого по талию пухляка до ледовых участков и разваливающегося наста, что просто сбивало нас с ног. Если отвлечься на секунду, то тут же одна лыжа уходит под снег а вторая взлетает над ледовой коркой и Вы бы упали на склон и улетели бы кубарем в пропасть.
Было очень сложно.

Как только мы вышли из кулуара мы оказались на широкой стене Лхоцзе. Ранее мы уже спускались здесь на лыжах из третьего высотного лагеря (во время акклиматизации), поэтому мы знали что такое стена Лхоцзе. Здесь нам уже было гораздо легче и мы немного разъехались друг от друга.
В какой-то момент мне показалось, что мы находимся в полукилометре друг от друга, спускаясь и просто веселясь.
Несмотря на то, что стена Лхоцзе довольно крутая на всем протяжении, мы знали про все её опасности. Мы катались на разных участках, то приближаясь то снова отдаляясь друг от друга. Было очень забавно.

Когда в 2017 году Вы были награждены титулом "Искатель приключений 2017 года" ( "Adventurers of the Year 2017") от National Geographic, Вы сказали: "объединив всё что я сделала в 2017 году я добилась самого большого успеха в моей горной деятельности за полтора десятка лет. Сейчас я рассматриваю эти достижения как начало новых проектов". Можете ли Вы рассказать о том, как Вы себя чувствуете сейчас, когда у Вас есть еще одно важное достижение?

В течение нескольких лет у меня была зависимость. Горы это всё для меня: мой мир, и в то же время это было неизведанное место. Мне так здорово оказаться "на обратной стороне Луны". Прекрасное чувство, когда возвращаешься в горы ради положительных эмоций с впечатляющим планом, вместо того чтобы повторять одно и тоже и думать что потерял нить развития.



Теги: Хилари Нельсон, Hilaree Nelson, Джим Моррисон, Jim Morrison, Лхоцзе, Lhotse, Dream Line, Джеймс Уайт Моррисон, James White Morrison, , Ничолас Калис, Nicholas Kalis
Автор: Редакция 4sport.ua, по материалам https://www.nationalgeographic.com
Опубліковано в альпінізм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ