Неправильное питание представляет опасность для скалолазов

Фото creeksidechalets . com
Фото creeksidechalets . com


Когда ей было 17 лет, профессиональная скалолазка Клэр Буковски (Claire Bukowski) потребляла до 1000 калорий и менее 10 граммов углеводов в день. В то же время она усиленно тренировалась буквально каждый день и следила, с помощью монитора сердечного ритма, за количеством "сожжённых" во время занятий скалолазанием калорий; в этом плане она стремилась потратить за тренировку не менее 1000 калорий.

Однако, вскоре такие занятия стали контрпродуктивнымы. «Я перестала прогрессировать», - говорит Буковски, которой сейчас 20 лет - «Я стала настолько слаба, что буквально чувствовала что всё время дрожу».
То, что начиналось как попытка перейти на здоровое питание, превратилось в нездоровую привычку подсчета и ограничения калорий. Человеческий организм сжигает большинство калорий для поддержания работоспособности основных функций нашего тела; однако он не учитывает расход калорий на ежедневные физические упражнения; именно поэтому нагрузки на организм и вызвали большой дефицит калорий.

По данным недавнего опроса, проведенного Ланаей Жубер (Lanae Joubert), диетологом и профессором питания в Университете Северного Мичигана, неправильное питание, к сожалению, распространено в скалолазном сообществе и даже среди профессиональных спортсменов, в том числе и женщин.
В июле месяце она представила свои результаты первого в истории изучения влияния неправильного питания среди скалолазов на Международном конгрессе по изучению скалолазания в Шамони.

Ведущие спортсмены по многим видам спорта, не только в скалолазании, склонны к нарушениям питания. В 2004 году исследование, проведенное среди 1620 норвежских спортсменов, показало, что у 13,5% из них были выявлены субклинические или клинические расстройства пищевого поведения. Примечательно, что эта доля была намного выше, чем у контрольной выборки из общей группы, которая составляла 4,6 процента.

Не смотря на то, что подобным исследованиям подвергались многие спортсмены, общий счет которых измеряется тысячами человек,
В то время как многие популяции атлетов были обследованы, сама Ланае отметила, что по сей день крайне мало подобной информации было связано со скалолазами. "Большинство скалолазов, с которыми я ходила на скалы были обеспокоены тем, насколько они тяжело себя чувствуют" - говорит она.
После этого Лана начала задаваться вопросом, насколько подобные симптомы распространены среди других клаймеров и связано ли это с неправильным питанием?

Отношения к пище, по её словам, очень сильно варьируются от "нормального питания" с одной стороны до диагностируемыми расстройствами пищевого поведения с другой. В качестве "датчика" неправильного питания была взята степень нахождения организма исследуемого скалолаза к концу спектра расстройства пищевого поведения.

Для того чтобы узнать, сколько скалолазов находятся под угрозой расстройства пищевого поведения сама Лана Жубер в своих исследованиях объединилась с представителями Международной ассоциации изучения скалолазания; совместно они запустили веб-опрос на международном уровне. Этот опрос был основан на исследовании EAT-26, обычно используемом инструменте, в котором участников просят оценить, насколько они согласны с такими заявлениями, как «Я боюсь быть толстым» и «Я знаю сколько калорий содержится в продуктах питания, которые я ем".

Всего в этом опросе приняли участие 604 скалолаза, однако на первом этапе Жубер сосредоточилась на данных 498 анкет. Из этой группы количество скалолазов с симптомами расстройств пищевого поведения составляло 9%.
У женщин эта доля составляла 17%!.
А у профессиональных скалолазок, которые проходят маршруты сложности 8а и выше эта доля увеличилась до 43%!

Однако Жубер не была удивлена подобными результатами: "Я думала что увижу более широкое распределение вреди профессиональных скалолазов. Ведь профессионалы склонны получать преимущество на скалах путем изменения соотношения сил к весу. Например даже немного меньше веса который спортсмен держит на кончиках своих пальцев может иметь ключевое значение при прохождении крайне сложных скальных маршрутов" - говорит она.

На самом деле для Клэр Буковски именно этот фактор и был большей частью мотивации в скалолазании: "В лазании очень много внимания уделяется тому, какой вес тела Вы должны поднимать на скалах. Если Вы "подсушитесь" даже на 5 килограмм легче Вы увидите насколько сильно это будет влиять на достижение результатов. Но в таком случае Вы рискуете травмировать мышцы и конечно же это не может не сказаться на здоровье Ваших внутренних органов. " - говорит Клэр, добавляя, что неестественные современные стандарты красоты, по отношению к женщинам, подсознательно вынуждают худеть все больше и больше.

Однако и в других видах спорта ситуация аналогичная. Например, в вышеупомянутом норвежском исследовании 42% женщин-спортсменок, выступающих в профессиональном дивизионе (танцы, гимнастика, плавание) - имели симптомы расстройства пищевого поведения.

Стоит отметить, что подобные опросы это лишь инструмент для информирования о проблеме. Например, отчет ЕАТ-26 показывает, насколько спортсмен склонен к неправильному питанию.
Это хороший диагностический инструмент для широких масс, ведь если человек, который не является профессиональным спортсменом, одержим потреблением пищи, это скорее всего означает, что у него уже развито расстройство пищевого поведения.
Тем не менее, для спортсменов пристальное внимание к питанию и калориям иногда может иметь весьма серьёзные значение для прогресса. Некоторые спортсмены даже не знают, что потребляя и сжигая строго определенное количество калорий (и соответственно не доедая), они не удовлетворяют повышенные требования их мышечной системы на "топливо".

"Несмотря на все недостатки такого опроса, мы все равно должны обратить внимание на эту проблему, говорит Жубер - «Это не значит, что мы больше не должны заниматься проблемами питания. Мы должны помочь людям понять, как нужно питаться, если они хотят придти в спорт и поддерживать своё здоровье в долгосрочной перспективе».

По ее словам, большая часть информации о питании, включая рекомендации, ориентированные на скалолазов, основана не на научных данных. Она беспокоится о том, что многие спортсмены руководствуются неверными советами по питанию; принимают слишком мало пищи, истощая свой организм недостатком энергии, необходимой для достижения максимальных результатов.
Неверное планирование питания также может иметь последствия для здоровья.
Жубер указывает на практику, которую она часто видит сама: когда в день максимальных нагрузок скалолазы питаются по минимуму; а после нагрузок обильно едят жирную пищу. Это поведение в совокупности с другими факторами может нанести значительный вред достижению целей в скалолазании за счет дефицита питательных веществ, что приведет к подавленной иммунной системе и большему риску травмы.

Поскольку наши потребности в питательных веществах и их усваиваемость это крайне индивидуализированные процессы, довольно трудным становится быстро и точно диагностировать расстройство пищевого поведения у каждого отдельно взятого спортсмена.
Но главным "маячком", по словам Жубер, является такой фактор, как мысли о "правильном питании", которые занимают у спортсмена до 50% его времени - «Если большая часть вашего времени в течение дня тратится на размышления о том, что и сколько вы должны съесть, то тогда Вам потребуется дополнительная диагностика, чтобы понять есть ли у Вас расстройство пищевого поведения».

Несмотря на беспокойство ее друзей, Клэр Буковски потребовалось некоторое время, чтобы признать, что у неё есть проблемы с питанием, потому что, как она сама выразилась, «сначала Вы убеждены, что только Вы правы а все остальные ошибаются - это странное мышление, которое так сложно сломать."

Но, в конце концов, она уже стала чувствовать себя постоянно слабой и голодной. Чтобы выздороветь, ей пришлось отказаться от подсчета калорий и пройти обследование у терапевта.
Помогли и разговоры о её расстройстве пищевого поведения. Она рассказала своей семье о своих проблемах с едой. Она также написала блог о своей борьбе с проблемой, и вскоре многие скалолазы связались с ней, рассказав о аналогичных своих проблемах: «Общение с другими людьми, у которых были подобные проблемы, заставило меня почувствовать, что я могу избавиться от этой напасти», - говорит она, - «Я предпочла быть счастливой и не держать организм в голоде. Не обязательно становиться худой для того чтобы стать лучше».

Читайте также статьи:

Теги: скалолазание, питание, еда в скалолазании, правильнео питание
Автор: Редакция 4sport.ua, по материалам www.climbing.com
Опубліковано в скелелазіння

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ