Как происходит наработка технических навыков спортсмена?

Фото trainingbeta . com
Фото trainingbeta . com


Многие теории наработки навыков основываются на концепции обучения. Фиттс (1964) и Фиттс и Познер (1967) выделяют три стадии процесса двигательного обучения: когнитивную, ассоциативную и автономную. Во время когнитивной стадии самой сложной задачей обучающегося является понимание того, что нужно сделать. А самая сложная задача тренера - передать это знание. Во время этой стадии, как правило, наблюдается значительный прирост в результате; как бы то ни было, но количественный прирост результатов становится все меньше и меньше как функция от количества попыток.

Ассоциативная стадия начинается, когда обучающийся выбирает стратегию движений и действительно выполняет задачу. И на основе обратной связи начинает менять способ достижения цели. Эта стадия представляет значительный интерес для исследователей, так как обратная связь играет критическую роль в изменении двигательных шаблонов. На ассоциативной стадии внимание направлено на повышение эффективности и улучшение временных показателей выполняемых движений.

Автономная стадия наступает после интенсивных тренировок и характеризуется автоматическим выполнением движений, при котором требуется меньше сознательных усилий при выполнении и не задействуется краткосрочная память. Как только навык переходит в автоматическую стадию, его сложно изменить (Schneider & Shiffrin, 1977).

Резюме по трем стадиям двигательного обучения Фиттса и Познера

Стадия

Процесс

Характеристика

Другое название

Когнитивная

Сбор информации

Большой прогресс

Вербально-моторная стадия

Ассоциативная

Собрать действия вместе

Небольшой прогресс, сознательные усилия

Двигательная стадия

Автоматическая

Много времени и практики

Кажущееся неосознанное выполнение, автоматизм, плавность

Автоматическая стадия




Во время когнитивной стадии обучения очень важна работа тренера по разъяснению движения, чтобы обучающийся это понимал. Все уникальны, так что хороший тренер может адаптироваться к обучающимся и обеспечивать необходимую информацию вербально, визуально или в комбинации этих способов. На ассоциативной стадии в дело вступает обратная связь.

Наконец, на автоматической стадии мы ожидаем, что выполнение конкретного действия не потребует от нас внимания, и рабочая память будет свободна для других факторов. На этой стадии любые навыки очень сложно поддаются изменениям. Стоит обратить на это особое внимание, так как, если только вы не юный сверходаренный скалолаз, то, скорее всего, вы тренировались без должного обучения и могли выработать плохие привычки, которые трудно распознать и изменить. Все мы слышали, что «совершенство приходит с практикой», но если вы практиковали плохую технику, вы преуспели в плохом способе выполнения определенных движений.

Адамс предполагает, что обучение происходит не только как ответ на разные стимулы, но скорее как двигательное поведение, которое включает большое разнообразие когнитивных процессов и разработку стратегий, которые можно использовать для завершения двигательной задачи. Центральный элемент теории Адамса (1971) - это способ, которым обратная связь и определение ошибок влияют на процесс обучения. Адамс считал, что в процессе обучения обучающиеся желают получать обратную связь по поводу того, насколько выполненное движение отличается от желаемого. Современные исследователи считают, что взгляды Адамса верны в случае, если движение выполняется относительно медленно. В таком случае обучающийся имеет возможность оценивать свои результаты. Адамс утверждал, что движение имеет внутренний механизм обратной связи, который создает воспринимаемый след движения в центральной нервной системе. Чем аккуратнее выполнено движение, тем более полезным будет воспринимаемый след в последующих попытках.

При медленном выполнении движения мы можем предвидеть, как оно будет ощущаться и какой принесет результат. Например, при просмотре маршрута мы предсказываем, какие движения необходимо сделать, чтобы его пролезть. В случае с медленным движением мы можем делать предсказания в процессе выполнения на основании визуальной и воспринимаемой информации, которую получает мозг. Чем больше раз движение было выполнено успешно и с хорошей техникой, тем более прочным будет воспринимаемый след и тем проще выполнять это движение, не задумываясь. Но в скалолазании также присутствуют баллистические движения, результаты которых мы не можем оценить до их завершения.

Фото Dave Dilett
Фото Dave Dilett


С баллистическими движения план движения строится заранее, а во время его выполнения мы не можем получить обратную связь. Шмидт предложил теорию, в которой есть две стадии памяти: память напоминания и память распознавания. Память напоминания отвечает за выполнение движения, а память распознавания отвечает за оценку движения. Память напоминания не задействуется при медленном выполнении движения. При медленном движении действия формируются небольшими порциями и одновременно корректируются по мере получения обратной связи. Шмидт предложил идею генерализованной двигательной программы: структурированного плана движения, который состоит из инвариантных и вариантных признаков. Инвариантные признаки - это компоненты, которые остаются неизменными при выполнении целого движения. Вариантные признаки - это компоненты движения, которые могут меняться, такие как время или место приложения и степень силы. Мы не учим специфические движения, а скорее формируем генерализованные программы, изучая правила (схему) движения и того, как движение соотносится с результатом. (Rucci & Tomporowski, 2009)

Выполнение движения со встроенным механизмом обратной связи

Вводные данные => пять органов чувств => выбор сенситивной информации в соответствии с полученными данными => принятие решения => двигательная программа => мышечный ответ на выполнение движения (внутренняя обратная связь - возвращение на этап выбора сенситивной информации) => результативное выполнение движения (успех/неудача) (внешняя обратная связь - возвращение на этап выбора сенситивной информации)


Выполнение открытого движения без встроенного механизма обратной связи

Вводные данные => принятие решения => результат действия, мышечный ответ.


Именно об этом пишут во многих книгах по скалолазанию. В баллистических движениях нам нужно заранее запланировать, что нужно сделать для достижения результата. Когда движение начнется, мы не сможем оценить результат до его завершения.

Например, у скалолаза есть общая программа выполнения динамичного движения. Инвариантные факторы движения - это сильное отталкивание ногами, удержание зацепки до последнего, близкое расположение к стене и пр. Вариативные факторы движения - это то, сколько силы нужно использовать в ногах и руках, временная координация усилий во всех конечностях и пр. После выполнения динамичного перехвата мы можем приступить к анализу движения и принять решение об его эффективности на основе 4 разных типов информации.

Общая двигательная программа основывается на 4 типах информации, которая хранится в краткосрочной памяти:

1) информации о начальных условиях до выполнения движения (положение конечностей, размер или вес объекта),

2) параметры, относящиеся к общей двигательной программе (сила, время),

3) дополнительная обратная связь о выполнении движения и

4) сенсорная обратная связь (как ощущалось движение, выглядело, звучало) (Schmidt & Lee, 2005).

Эти источники информации взаимосвязаны и представлены в схемах напоминания и распознавания. Обучение происходит за счет развития схемы напоминания по мере увеличения повторений.
После каждой оценки параметров различные источники информации отбрасываются из рабочей памяти; и все, что остается - это правило движения, которое представлено в схеме напоминания. Схема распознавания развивается похожим образом на основе информации от оценки взаимосвязи между исходными параметрами, результатом движения и сенсорными последствиями.
Перед тем, как выполнить движение, индивидуум может использовать выученную схему распознавания для того, чтобы предвидеть сенсорные ощущения, которые возникнут, если в результате движения он сможет выполнить поставленную перед ним задачу. Эти сенсорные ощущения являются базисом для оценки движения. (Rucci & Tomporowski, 2009)

Фото Talbot Carter
Фото Talbot Carter


Применение этих знаний к наработке техники в скалолазании

Для более глубокого понимания рассмотрим разные типы движения. Несомненно, один из наиболее тяжелых техничных элементов - это хорошо выполненный дедпоинт. Он требует правильного первоначального расположения тела, точного количества силы и инерции, а также правильного баланса между силой и точностью.

После попыток на действительно тяжелом дедпоинте для успеха жизненно важно остановиться и оценить эти 4 разных типа информации:

Каким было мое исходное положение?

1. Не были ли мои руки согнуты слишком сильно, что не позволило мне генерировать достаточное количество силы, чтобы достать до зацепки?

2. Я использовал/а правильные ноги? Не подошли бы лучше ноги, расположенные немного выше/ниже?

3. Как были расположены мои бедра относительно стены?

4. Как я держал/а зацепки, с которых я делал/а движение? Закрытым или открытым хватом? Не упустил/а ли я лучшей части зацепки?

Какие параметры (сила и время) я программировал/а заранее перед выполнением движения?

1. Как сильно я толкался/лась ногами?

2. Как сильно я подтягивался/лась руками?

3. Как я скоординировал/а движения ногами и руками?

4. Как я двигал/а бедрами во время движения?

5. В какой момент времени я отпустил/а зацепку?

6. Какую траекторию проделала моя рука, чтобы взять следующую зацепку?

Каким был результат движения?

1. Я не достал/а до зацепки?

2. Я перелетел/а зацепку?

3. Промахнулся/лась я вправо или влево?

4. Достал/а ли я зацепку, но не смогла удержать?

Как ощущалось движение?

1. Я не чувствовал/а баланса во время расположения, выполнения и/или концовки движения.

2. Я достал/а зацепку, но инерция не позволила мне удержаться на стене.

3. Я достал/а зацепку, но не смог/ла удержать напряжение и сорвался/лась.

4. Мое движение ощущалось как плохо скоординированное.

5. Я не смог/ла толкнуться сильно ногами и сделать точное движение руками.

Этот список, конечно же, может быть обширнее, но, надеюсь, вы поняли, как много вопросов можно оценить после выполнения движения. Я часто привожу слова из книги Дэйва Маклеода «9 из 10 скалолазов делают одни и те же ошибки», где он говорит, что после каждого успеха необходимо время на оценку результативности движений. Конечно же, есть движения, которые находятся за пределами наших физических возможностей; но чаще всего, больше внимания техническим аспектам движения может помочь разгадать движение или последовательность движений.

Воспринимаемые ощущения и внутренняя обратная связь - это богатый источник информации. Используйте его! Потратьте время после каждой попытки, чтобы пробежаться по списку вопросов и понять, что мешает вам прогрессировать.

1. Что я могу изменить до того, как начну движение?

2. Что я могу сделать иначе во время самого движения?

3. Каким был результат выполненного движения?

4. Как ощущалось движение?


Фото Jonathan Carter
Фото Jonathan Carter


Внешняя обратная связь

Кроме нашей внутренней обратной связи, есть еще один очень ценный источник информации, который может обеспечить сторонний наблюдатель, напарник и/или тренер. Эта обратная связь будет больше ориентирована на результат движения. Давайте изучим научные предпосылки этот способа обучения.

Обратная связь - это информация о поведенческих актах, которая может быть предоставлена индивиду до выполнения действия, во время его выполнения и после его окончания (Schmidt & Lee, 2005). Обратная связь имеет две формы - внутреннюю и внешнюю. Внутренняя обратная связь доступна индивиду через разные каналы органов чувств и обеспечивает основу для оценки движения. В зависимости от движения индивиды могут быть неспособны правильно оценить или осознать разные аспекты выполнения движения и, в таком случае, им необходима внешняя обратная связь, которая может помочь исправить ошибки. (Rucci & Tomporowski, 2009)

Внутренняя обратная связь - это очень ценный источник информации. Все же, тяжело узнать то, что мы не знаем! Если вы не знаете об определенных техниках, которые могли бы помочь вам в определенных обстоятельствах, вы не сможете применять их с пользой для себя. Также вы можете думать или чувствовать, что вы очень глубоко опускаете колено при вкручивании на нависании, но, на самом деле, вы бы могли это делать еще лучше и это помогло бы достать зацепку. Без внешней помощи (напарника, тренера, видео) вы можете не осознавать это и продолжать неудачные попытки выполнить движение.

Внешняя обратная связь может быть представлена различными способами: визуальный на живой модели, видео показом или вербально. Она может иметь две формы: знание о результате и знание о выполнении. Знание о результате - это успех или неудача. Знание о выполнении - это обратная связь о двигательных шаблонах. Этот тип обратной связи направлен на исправление ошибок, присутствующих в определенных двигательных шаблонах. (Schmidt & Lee, 2005, Rucci & Tomporowski, 2009)

Знание о результате достаточно просто получить, но во время тренировки больше необходимы знания о выполнении. В скалолазании внешняя обратная связь необходима для:

1. Знакомства с новой техникой, которая вам еще не известна.

2. Оттачивания техники.

3. Правильного применения технических навыков в разных ситуациях.

4. Дополнительной обратной связи относительно того, как вы действительно лазите, по сравнению с тем, что вы думаете о том, как вы лазите.

Мы поняли, что внешняя обратная связь имеет большое значение.

Теперь следующий вопрос: каким типом обратной связи лучше пользоваться?

Знание о выполнении может быть представлено вербально или в видео. Обе они подходят для того, чтобы сообщить кинематическую информацию обучающемуся скалолазу. Кинематические измерения относятся к самим движениям, независимо от сил, которые их производят, и включают информацию о положении тела, времени, скорости и способах координации (Schmidt & Lee, 2005). Преимущество кинематической обратной связи в том, что ее можно использовать для указания ученику на специфические аспекты двигательных шаблонов, которые нельзя отследить иначе.

Mononen et al. (2003) предполагают, что в мире реальных движений, которые выполняются при большом количестве степеней свободы, больше пользы приносит знание о выполнении, чем знание о результате.

Несомненно, скалолазание включает действия с большим количеством степеней свободы. Наверно, это лучший пример такой деятельности. Количество конкретных положений тела и конечностей, время выполнения, координация противоборствующих сил и ускорение, так же как и сочетание всех этих факторов говорит о том, что мы можем получить в скалолазании колоссальную пользу от знаний о выполнении.

Вербальная обратная связь

Традиционно в спорте используется вербальная обратная связь от тренера спортсмену. Некоторые моменты при этом могут быть упущены из-за разницы в уровне обучающегося и тренера и из-за недостатка взаимопонимания. Тренер может использовать определенные приемы для исправления ошибочных двигательных шаблонов, которые слишком сложны или многословны при объяснении. Но если ученик не понимает эти приемы, движение не изменится. Также у ученика и тренера может наблюдаться несоответствие словарей. Более того, недостаточно просто знать, что ты делаешь неправильно, нужна более детальная информация, как исправить эту проблему.

Когда вы даете обратную связь в качестве напарника, друга в зале или тренера, помните что:

1. Необходимо убедиться в том, что вы используете слова в одном и том же понимании.

2. Учитывайте уровень скалолаза. Новички получат больше всего пользы от простых советов. Попытка рассказать обо всех нюансах конкретного движения может ошеломить их и сбить с толку. С другой стороны, опытный скалолаз, который хорошо может управлять своим телом, получит больше пользы от более глубокого взгляда со стороны.

3. Не перегружайте скалолаза 10 разными вещами, на которые ему нужно обратить внимание. Наша рабочая память может оперировать 5-7 единицами информации. Выберите 1-3 момента, которые считаете наиболее важными, и дайте обратную связь, также как и стратегии по улучшению этих навыков.

4. Не стоит говорить слишком много или постоянно проговаривать расклад. Это может быть необходимо с новичками - постоянно проговаривать им обратную связь после каждой попытки. Но по мере того, как скалолаз переходит на ассоциативную стадию, не нужно проговаривать обратную связь после каждой попытки, так как это может навредить. Если скалолаз получает обратную связь после каждой попытки, он может начать полагаться исключительно на внешнюю форму обратной связи и не сможет использовать свои внутренние ресурсы.

Визуальная обратная связь и моделирование

Вместе с вербальной обратной связью можно использовать другие формы обратной связи, такие как видеопросмотры и моделирование. Моделирование - это процесс, при котором скалолазу показывается, как он или она выполняет движение на самом деле, и как оно должно быть выполнено.

Должно быть, вам это знакомо, так как многие скалолазы используют этот тип обратной связи. Очень эффективной может оказаться просьба к другому скалолазу показать вам выполнение последовательности движений. Так вы можете увидеть разные положения тела и технические приемы.

Одного просмотра может быть достаточно, чтобы разгадать расклад, но больше пользы принесет проговаривание того, на чем он или она концентрируются во время выполнения этих движений. Соответствующие вопросы могут звучать примерно так:

1. Как распределяется твой вес, когда ты располагаешься перед ключом?

2. Где находится основной фокус внимания во время выполнения движения? Ты думаешь о том, чтобы вытолкнуться ногой, или больше думаешь о руках?

3. Насколько сильное напряжение ты чувствуешь, когда достаешь зацепку?

4. Ты чувствуешь баланс, и, если нет, как ты его удерживаешь?

Видео обратная связь

Еще один важный источник информации - это видео обратная связь. Видео - это прекрасная возможность со стороны понаблюдать за собственным лазанием и отследить недостатки и слабые места. Если у вас есть тренер или напарник, обеспечивающий качественной вербальной обратной связью, видео съемка может стать следующим логическим шагом. Современные технологии делают ее доступной. Учитывайте следующее при просмотре собственных видео:

1. Сама по себе обратная видео связь может и не быть столь полезной. Если вы не знаете, на что обращать внимание при просмотре, вы можете понять расклад другого скалолаза, но не сможете обратить внимание на важные тонкости.

2. При просмотре своего видео, будет лучше, если его прокомментирует тренер или опытный напарник. Они смогут обратить ваше внимание на важные моменты, которые вы бы могли упустить сами. Также они подскажут способы улучшения техники.

3. Если вы смотрите чужое видео, лучше всего, если с вами анализировать его будет тот, кто работал над этим маршрутом или пролез его. Они обеспечат больше информации, как чувствуются эти движения, о тонкостях движений и на что они обращали внимание во время лазания.

Надеюсь, эта информация помогла вам лучше понять, как много факторов задействовано в наработке технических навыков, на что лучше обращать внимание, а также сделать некоторые выводы по поводу вашего лазания. Также, тренеры смогут найти большое количество исследований и прочей информации по поводу обратной связи и постановке тренировочных сессий, которые помогут улучшить обучение.

Теги: скалолазание, тренировки по скалолазанию, навыки в скалолазании
Автор: Анна Шляхова, http://www.lasportiva.ru
Просмотров: 819
Опубликовано 2018-02-27 в скалолазание

comments powered by Disqus