Кавказская двойка: Эльбрус

Даты: 05.06.2017 г. – 10.06.2017 г.
Команда: Виталий Шлюпка (г. Киев)
Александр Корец (г. Киев)
Маршрут: классический, с юга


Эльбрус: слева Западная вершина 5642 м., справа  Восточная 5621 м. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец
Эльбрус: слева Западная вершина 5642 м., справа Восточная 5621 м. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец


Эльбрус – наш первый высотный опыт. У Витали за плечами – бесчисленное хождение по зимним Карпатам, в том числе соло, ну а я на Эльбрусе впервые в горах увидел снег.
В этом отчете я не претендую на истину в последней инстанции, но надеюсь, что это будет интересно как новичкам, так и опытным представителям альпинистского мира, а также просто неравнодушным к этому занятию.

Поехали!
А ехали мы к Эльбрусу с Киева, очень долго. По началу, у нас был план сходить на Казбек, а потом подняться на Эльбрус. До Казбека мы решили добираться на автобусе. Не спрашивайте, почему так, просто взвесив все за и против, мы подумали, что так будет лучше всего. Но дорога внесла свои коррективы.

Выехав вечером 2 июня с Киева, мы только утром 4 июня были в Ростове и там мы решили, что еще одни сутки в автобусе до Степанцминды мы не выдержим. Найдя в фастфуде Wi-Fi, мы купили билеты на авиарейс Тбилиси – Киев. Позвонили какому-то армянскому перевозчику, которого нашли в интернете, сдали наши билеты на автобус (все деньги, кстати, вернули на карту) и поехали в Нальчик, а оттуда в Терскол и далее все выше и выше.

День 1. Девичьи косы

С утра, 5 июня, мы, наконец-то добрались к подножью Эльбруса – в поселок Терскол. Сразу же, по приезду, мы зарегистрировались у МЧС. Дядька в окошке, записав наши фамилии, сказал: «На верху жесткий фирн. Не рискуйте, пацаны», мы ответили: «Хорошо».
Через дорогу от МЧС нашли отельчик, попросили там оставить на пару часиков наше барахло и не теряя времени, потопали на водопад Девичьи косы, на акклиматизацию. Водопад находится на высоте около 2750 метров, тропа к нему понятная и простая. Придя к водопаду, мы конечно же искупались в ледяной воде, взбодрились и смыли с себя дорожную пыль. Потом прошлись еще чуть выше в сторону обсерватории. До нее мы не дошли, так как на нашем пути лежал, как это не странно – снег. Я был в кроссовках, Виталя вообще в кроксах, а в такой обуви не сильно удобно топтаться по снегу.

Мы свернули с тропы и вышли на небольшой пригорок на высоту по навигатору 2970 метров. Там впервые мы смогли увидеть белоснежные вершины Эльбруса! Правда его вид никак особо нас не впечатлил – два холма, две сиськи, зайти на него нам показалось, не составит больной трудности, но это только так показалось.
Потом мы спустились в поселок и поставили в кемпинге палатку. Здесь стоит сказать, что газ мы привезли с собой с Киева, на границе вещи никто особо не смотрит, так как, увидев наши баулы, таможеники махнули на нас рукой, со словами что-то вроде: и так все понятно.

водопад Девичьи косы 2750м. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец
водопад Девичьи косы 2750м. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец


Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец
Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец



День 2. Гара-Баши

6 июня, позавтракав, мы выдвинулись в сторону поляны Азау. Приблизительно через сорок минут, мы были уже там. С Азау поднялись на старой канатке до станции Мир (высота 3500 м.). Дальше по плану было подняться до так называемых Бочек (высота по навигатору 3700 м.) поставить палатку и радиально сходить немного выше, что собственно и было сделано. Бочки находятся возле старой станции канатки Гара Баши. До часа дня на высоте около 3720 м. мы уже поставили палатку, а потом прогулялись выше новой станции Гара Баши до 3950 м.

Погода была отличная, легкий ветерок, солнце жарило, шлось хорошо, Эльбрус правда прятался за облаками, но периодически выглядывал. Когда мы подошли до верхней станции Гара Баши (высота 3850 м.) мы увидели небольшое выступление детей со скрипками, было очень мило и забавно.

Хотелось бы несколько слов сказать о своей снаряге. Ходят байки, что на Эльбрус, при хорошей погоде, можно и в пальто сходить, но я не советую. На мне было: термобелье, самая обычная флиска, штормовая одежда украинского производства и городской пуховик. Чувствовал я себя в этом прекрасно, ничего не мерзло и не дуло. Единственное, что было не очень, так это пластиковые ботинки, которые я взял на прокат в Киеве. Это были какие-то испанские сапоги времен инквизиции, весили наверное по 2 кг. каждый, но покупать новые желания у меня не было и поскольку это было мое первое восхождение и я не знал понравится мне такое занятие или нет.

Гара Баши 3800м. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец
Гара Баши 3800м. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец


новая станция канатной дороги Гара Баши. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец
новая станция канатной дороги Гара Баши. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец


Гара Баши. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец
Гара Баши. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец


День 3. Приют 11

7 июня, как проснулись, самочувствие у нас было так себе, сон был прерывистым и с утра начала болеть голова. Думаю, что это было вызвано слишком быстрым набором высоты, так как предыдущая ночевка у нас была на высоте 2200 м., а следующая сразу же на 3720 м. Я не стал терпеть головную боль и выпил таблетку цытропака, кстати больше никаких таблеток я не принимал, а Виталя так вообще – машина, шел целенаправленно и на штурме вершины угнаться за ним я не мог.

Как только мы начали двигаться, всю утреннюю хандру сняло как рукой. Погода в этот день была идеальная. Не торопясь мы дошли до Приюта 11 (высота 4100 м.), точнее до того, что от него осталось после пожара в 1998 г.

Дойдя немного выше Приюта до 4200 метров, мы поставили наш штурмовой лагерь, было около 4 часов дня. Дальше, как и вчера, пошли налегке выше на акклиматизацию (дошли до 4570 м.). Погода испортилась, все затянуло облаком, пошел мелкий снег, а вдалеке слышались раскаты грома. По дороге нам встречались восходители, которые уже спускались с вершины. Шлось, откровенно, тяжело, поскольку за этот день мы набрали полкилометра по высоте с рюкзаками по 20 кг. Наши баулы были бы еще тяжелее, если бы мы не оставили часть еды и вещей в Терсколе. Но все равно потащили с собой на гору веревку, ледобуры, лишние карабины – для каких целей они нужны на Эльбрусе, осталось загадкой.

Эльбрус. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец
Эльбрус. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец

Эльбрус. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец
Эльбрус. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец

фундамент строящегося заново Приюта 11, 4100м. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец
фундамент строящегося заново Приюта 11, 4100м. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец


День 4. Скалы Пастухова

8 июня проснулись рано, в планах было сходить радиально выше скал Пастухова и по возможности до заброшенного ратрака, до высоты 5000 м. В три часа ночи нас не один раз будили ратраки, которые везли наверх первых восходителей.

В этот день мы вышли с палатки около 10 утра и я смог дойти до 4600 м. Шлось еще тяжелее чем вчера, мои «испанские сапоги» давили на голень, до такой степени, что там были синяки. К обеду солнце растопило снег и на мои кошки, а они были без антиподлипов, налипал снег. Каждые пять шагов, приходилось его сбивать. Я добрался до Витали, который ждал меня уже минут сорок, плюнул на это все, забрал рюкзак и повалил вниз. Виталя дошел до высоты 4800 м.

Стоит сказать, что Эльбрус с юга – это горнолыжный курорт и людей там, как на Бродвее, толпы: лыжники, туристы, альпинисты. В конце мая здесь проводится забег Elbrus Race и вначале июня до самой вершины по маршруту еще стоят вешки, в плохую погоду по ним можно хорошо ориентироваться. Коммерческие группы, которые ходят на вершину, от станции Гара Баши и чуть ли не до Косой полки ездят на ратраках или снегоходах. Приходится постоянно сходить с тропы, что бы тебя не задели. Особенно нужно быть осторожным в плохую видимость; снегоходы носятся как угорелые. Если не хочется за этим наблюдать то можно идти с севера, там такого нет.

По прогнозу, завтра должно было быть погодное окно, а дальше погода портилась. По-хорошему, чтобы сходить на вершину без лишних издевательств над собой, надо бы заночевать выше скал Пастухова на 4800 м. и тогда, думаю, что для здорового человека, подняться на верх не составит большого труда в физическом плане, а в техническом и подавно. Но, не смотря на то, что у нас акклиматизация была слабая, решено было завтра выходить на штурм, дабы успеть с погодой и к тому же нас ждал Казбек.

виднеются два рога Ушбы над облаками. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец
виднеются два рога Ушбы над облаками. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец

наш быт на 4200м. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец
наш быт на 4200м. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец

наш быт на 4200м. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец
наш быт на 4200м. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец


День 5. Вершина

9 июня, подъём в 2 часа ночи, 1 час на сборы, 14 часов восхождение!
Ночью было ясно, видно звезды, мороз чувствовался хорошо, особенно моим ногам в ботинках, которые были практически впритык. С первых же шагов я начал отставать от Витали. Вместе с нами вышли еще несколько групп альпинистов. По дороге встречались ратраки, которые ехали то вверх, то вниз.

Выше скал Пастухова, солнце уже взошло и задул ветер. Виталю я наблюдал в виде красной точки выше на склоне, отставал я от него минут на 30-40. Начался жесткий фирн, о котором говорили спасатели. Угол наклона становится до 30 градусов; начал идти зигзагами. Виталя ждал меня на заброшеном ратраке, спросил почему так медленно я иду, ответил, что проблемы с ботами. На что он сказал: «Если до Косой дойдёшь последним – разворачивайся вниз!». Я, конечно, кивнул, но делать это у меня в планах не было.
После ратрака в моем темпе шло еще три человека и так, поочередно обгоняя друг друга, мы дошли до Косой полки. Из нашей четверки я дошел первым, двое из них развернулось вниз, еще один пошел дальше.

По рассказам и описаниям я знал, что Косая полка – самое опасное место на Эльбрусе. Поскольку если ты от туда срываешься, то летишь метров 300 вниз по склону, ломая по дороге руки-ноги-шею и падаешь в так называемый «трупосборник» – сеть глубоких трещин на леднике. Поэтому на Косой необходимо быть предельно внимательным, особенно в плохую погоду, чай пить там не надо, а сжав булки нужно быстренько ее пройти.

Косая полка оказалась хорошо протоптанной, с небольшим градусом наклона, но очень длинной тропой. На ней без труда, но осторожно, могут разойтись идущие в разные стороны альпинисты. В конце Косой полки меня ждал Виталя, как обычно рассказывающий что-то на камеру для своего You Tube канала. В 10 утра, вместе мы дошли на седловину (высота 5300 м.) между двух вершин Эльбруса: Восточной 5621 м. и Западной 5642 м. Здесь уже можно и передохнуть, перекусить, попить чаю.

После седла идет крутой подъём на нужную нам Западную вершину. Виталя вышел первым, через 15 минут вышел и я. Рюкзаки мы оставили на седле. На остром участке подъёма провешены перила. Подойдя к ним, я начал ждать пока не спустится группа из восьми человек. В это время Виталя снова ожидал меня выше перил, но подумав, что я развернулся, он пошел наверх. Встретил я его уже спускающегося с вершины, он сказал, что мне надо поторопится, поскольку погода портится и во второй раз пошел вместе со мной на вершину.

И вот, наконец-то, в 12:40 я добрался до высшей точки Европы. Честно говоря, особого восторга я не почувствовал, виной тому наверно чрезмерная усталость. Потусил я там минут 15 не больше. Хотелось сделать две вещи – сфотографироваться и свалить быстрее вниз. А вокруг была непостижима красота, облака внизу, Главный кавказский хребет как на ладони и видно все было на сотни километров вперед, только сил на это смотреть не было.
Погода на спуске действительно испортилась. Пройдя Косую полку, все вокруг затянуло туманом, видимость упала. Вернулись мы в палатку как зомби, в половину пятого вечера. Ничего не ели, а сразу провалились в сон.

заброшенный ратрак 5000 м. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец
заброшенный ратрак 5000 м. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец


выход на Косую полку. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец
выход на Косую полку. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец


Косая полка высота 5100м. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец
Косая полка высота 5100м. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец


подъём на Западную вершину с  седловины 5300м. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец
подъём на Западную вершину с седловины 5300м. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец

вершина Эльбруса 5642м. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец
вершина Эльбруса 5642м. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец

вершина Эльбруса 5642м. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец
вершина Эльбруса 5642м. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец

вершина Эльбруса 5642м. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец
вершина Эльбруса 5642м. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец

вершина Эльбруса 5642м. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец
вершина Эльбруса 5642м. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец


День 6. Дорога в Грузию

10 июня начался спуск с горы. Утром я обнаружил, что у меня сбиты ногти на обоих больших пальцах ног, они полностью почернели, больше никаких проблем у нас не было. Мы спустились на канатке в Азау, потом дошли до Терскола, где забрали свои оставленные вещи, отметили удачное восхождение бутылочкой пива и поехали в Нальчик.

Оказалось, что с Нальчика автобусы до Тбилиси ходят, но не сегодня. Мы решили ехать во Владикавказа, а от туда как-нибудь в Грузию. Во Владикавказе мы были к 10 часам вечера, автостанция закрыта, ближайший рейс неизвестно когда. В 4 утра на заправке нас подобрал армянский дальнобойщик и подкинул до КПП Верхний Ларс. На этом КПП границу пересекать можно только на автомобиле, для этого мы попросились в автобус к туристам.

При пересечении границы с нами приключилась неприятная ситуация. По непонятным причинам у нас забрали паспорта и продержали два часа, при этом остальные туристы (русские граждане) прошли паспортный контроль без проблем. С нами провели бессмысленный, сугубо формальный допрос и после этого отпустили. Автобус с туристами все это время нас ждал, за что нам было очень неловко перед людьми. Но эта ситуация нисколько нас не огорчила, потому что впереди был Казбек.

КПП Верхний Ларс. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец
КПП Верхний Ларс. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец


КПП Верхний Ларс. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец
КПП Верхний Ларс. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец


Грузия: начало Военной грузинской дороги. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец
Грузия: начало Военной грузинской дороги. Фото Виталий Шлюпка и Александр Корец



Теги: Эльбрус, Кавказ, альпинизм, восхождение на Эльбрус
Автор: Александр Корец для 4sport.ua
Опубліковано в

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ