Дети и скалолазание. Страх высоты




Надо понимать, что страх высоты - это естественная реакция, обеспечивающая выживание индивида. Очень часто дети на предложение полазать с веревкой отвечают: "нет, не буду".

Как это не странно, но такое поведение как раз и является проявлением осознанности, объективной оценкой своих возможностей. Мы никого не заставляем. Ведь можно лазать и вдоль пола и залезать на совсем безопасную высоту, все равно за тренировку дети не мытьем так катаньем набирают свой объем движений.

Рано или поздно, видя как лазают другие детки, осторожные дети соглашаются залезть повыше. Тут мы применяем правило: "залез докуда страшно, сделай еще один шаг"
И так шаг за шагом дети сами открывают в себе способность преодолеть страх. И вот тут очень важна поддержка взрослых. Не оценивать ситуацию, а дать ребенку почувствовать, что вам важны его ощущения, эмоции, внутренние переживания.

Поведение родителей:
Сразу скажу, что в идеале родителей вообще не должно быть рядом или ребенок не должен знать об их присутствии. (об этом позже и подробнее) Залезание ребенка на высоту не является аттракционом, он просто делает свою работу.

Если уж Вы оказались рядом, то ни в коем случае НЕЛЬЗЯ:
Гнать детей на высоту криками "Давай, давай", дети осознав, что это не игра, а неизбежность, могут вообще отказаться ходить на тренировки. Уклонение - любимый способ детской борьбы

Занижать опасность. "Смотри, тут совсем не высоко. Страшно? да ладно тебе, не страшно" Тем самым Вы загоняете ребенка в состояние фрустрации. Ему все системы организма сигналят об опасности, а Вы утверждаете, что опасности нет.
Ваш ребенок лучше Вас знает, где ему страшно, а где нет. Доверие к сигналам собственного организма вообще-то условие его выживания и он должен учиться к ним прислушиваться.

Ваша задача наоборот ПРИНЯТЬ страх ребенка. "Что, страшновато? Ну да, это же выше, чем ты вчера залезал. Ничего, привыкнешь постепенно" и обязательно сказать, что для этого нужно делать (варианты - ходить на тренировки, делать упражнения, слушать тренера и.т.д)

Сравнивать ребенка с другими детьми ("Смотри Маша же залезла"), Маша - это Маша, а Ваш ребенок - это Ваш ребенок.
За залезание ребенка нужно похвалить, если у ребенка не получается, не концентрировать на этом внимание. Ведь за любую тренировку и у любого ребенка можно найти то, что получилось: делал хорошо упражнения, получилось какое-то сложное движение, которое не получалось у других деток и.т.д. Единственный момент. Похвала должна быть за РЕАЛЬНОЕ достижение, никаких похвал "просто так".

Смелые дети: Дети, которые хорошо физически подготовлены, как правило более смелые. Обычно это дети, у которых стоит дома турник или они много лазают на детских площадках. Стадию привыкания к высоте они уже прошли, но все равно это не та высота.
Самое парадоксальное, что дети сначала без проблем залезают до верху, а через некоторое время они могут отказаться лазать вообще. При этом они боятся больше, чем осторожные дети.

Подчеркну, что речь здесь идет о совсем маленьких детях, младше шести лет. У них все по особому, поэтому с таким "контингентом" мало кто работает. Честно говоря, мы долго не могли понять причину. Обмен опытом примерно был такой:
- У тебя бывает такое?
- Да через одного
- А что это было?
- Не знаю, чушь какая-то.

и далее предположения.

Надо сказать, что тут действует комплекс причин. Одна из них: Когда у ребенка все замечательно получалось, а потом, вдруг, не получилось или он забоялся, самое плохое, что могут сделать родители, и что они как правило делают, это сказать: " да ты чего, Маша, ты же вчера тут доверху долезала". Если это сказал тренер - это ерунда, но мама для таких маленьких детей является безусловным авторитетом. Нет ничего страшнее не соответствовать маминым ожиданиям. Разочаровать маму для них равно, что "я виноват, меня накажут тем, что не будут любить". Поэтому дети начинают отказываться от попыток.

Когда начинаешь расспрашивать ребенка, что случилось, почему он не лезет, он говорит, что страшно. Очевидно, что ему действительно стало по каким-то причинам страшно, хотя словом "страшно" дети описывают любое непонятное им состояние, в том числе страх разочаровать маму и много чего еще.

Главная причина такого явления (по нашим наблюдениям) в том, что смелые дети опережают свои возможности и в какой-то момент они пугаются, например вылезают в ту часть стенда, где мало зацепок и не достать, или их резковато спускают, или они срываются с маятником. К ним приходит осознание опасности и это является шоком.

Что тут делать? Да ничего, ОТСТАТЬ ОТ РЕБЁНКА. Если он испугался, вовремя это заметить и утешить, лучше приобнять, расспросить его о его состоянии, используя принцип принятия этого состояния.

И в дальнейшем начинать работать как с осторожным ребенком, все с начала и шаг за шагом. Ограничивать высоту, давать задания в нижней части стенда, использовать принцип стало страшно + один шаг" . И хвалить, и не концентрироваться на неудачах. .Все вокруг лазают, поэтому рано или поздно ребенок начинает лезть как и раньше. Хотя бы потому, что он растет.

И еще раз. Страхи - дело тонкое. Помощь родителей бесценна, когда они разговаривают с детьми после тренировки, расспрашивают их о состоянии, подбадривают и мотивируют. Обратную связь нужно доводить до тренера. Но во время тренировочного процесса лучше быть подальше от детей.

Пока тренер не стал для маленького ребенка таким безусловным авторитетом как мама, он даже имеет право на ошибку. Но мамины неосторожные слова или действия могут носить фатальный характер, подкрепляя детские страхи.

Теги: скалолазание, дети и скалолазание, скалолазание для детей, страх высоты в скалолазании, техника скалолазания, методики по скалолазанию, детское скалолазание
Автор: Анастасия Гурьян-Кярова, vk.com/club84193111
Опубліковано в

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ