Педагогические средства повышения спортивной работоспособности

Специфической особенностью спортивной работы, выполняемой в процессе соревнований, является постоянное возрастание требований к организму спортсмена. Это связано с самой сутью спортивной деятельности - практически в каждом соревновании спортсмен выполняет в определенной мере новую задачу. Ему необходимо либо превысить свое же прежнее достижение, либо победить соперников, подготовка которых может не уступать его собственной. Чем выше ранг соревнований, тем сложнее и ответственнее ставится задача, тем выше требования к саморегуляции функций организма, обеспечивающих проявление всех его внутренних ресурсов.




1.1. Физические упражнения - основное средство повышения спортивной работоспособности.


Современная спортивная подготовка предусматривает использование самых разнообразных средств, способных вызвать необходимые функциональные и морфологические изменения в организме. Однако главным средством повышения спортивной работоспособности остаются физические упражнения, составляющие каждое тренировочное занятие. Физические упражнения принято различать по степени их близости к движениям (действиям), специфическим для данного вид спорта.

В соответствии с этим выделяют:

  • соревновательные - выполняемые в полном соответствии с действующими спортивными правилами;
  • специально-подготовительные - содержащие отдельные элементы соревновательных движений (действий);
  • общеподготовительные - не содержащие элементов соревновательного упражнения, заимствованные, как правило, из других видов спорта.


Наибольшая часть тренировочной нагрузки выпадает на выполнение соревновательных и специально-подготовительных упражнений.

Методы выполнения физических упражнений.

Суммарная тренировочная нагрузка в каждом занятии распреляется по отдельным упражнениям в зависимости от их объема и методов выполнения. Различают непрерывный и прерывистые методы.

Непрерывный метод - продолжительная (не менее 20 мин) нагрузка в равномерном умеренном режиме. Длительность выполнении упражнения (или дистанция) при этом больше соревновательной, а интенсивность (скорость движений) меньше.

Прерывистые методы выполнения упражнений более универсальны. При этом нагрузка делится на несколько интенсивно выполняемых частей с промежутками пассивного или активного отдыха между ними. К прерывистым методам относят повторный, переменный и интервальный.

Повторный - суммарная тренировочная нагрузка разделяется на одинаковые (как правило, меньше соревновательных) части, выполняемые: с равномерной непредельной интенсивностью; с непредельной, но повышающейся к концу каждой части интенсивностью; с предельной интенсивностью. группа "тактика спецназа" Главная характерная особенность повторного метода произвольно определяемые самим спортсменом («по самочувствию») паузы отдыха, обеспечивающие хорошее восстановление.

Переменный - ритмичное или аритмичное чередование частей суммарной нагрузки, выполняемой с различной интенсивностью. Этот метод предъявляет высокие требования к готовности организма спортсмена, способствует воспитанию волевых качеств и спешно моделирует тактическое построение участия в соревнованиях с хорошо подготовленными соперниками.
Интервальный - многократное интенсивное выполнение частей суммарной нагрузки с регламентированными паузами отдыха между ними, допускающими лишь частичное восстановление, т. е. очередная порция нагрузки, выполняется на фоне утомления от предыдущей.

Совершенствование физических качеств. Необходимо совершенствовать всю совокупность физических качеств - выносливость, силу, быстроту, ловкость, гибкость, как основы спортивной работоспособности. Следует иметь в виду, что каждое из перечисленных понятий довольно широко и значимость каждого физического качества проявляется различно в разных видах спорта.

Развитие выносливости.

Под выносливостью в спорте понимают способность организма сопротивляться утомлению во время выполнения упражнений. Эта способность выражается в степени сохранения в процессе выполнения всего упражнения оптимальной формы движений (действий), силы мышечных сокращений и, как следствие, интенсивности выполнения упражнения. В плавании выносливость определяет результат.
Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость - способность противостоять утомлению при длительной физической нагрузке сравнительно невысокой интенсивности. Специальная выносливость - способность противостоять утомлению при выполнении специфических, характерных для данного вида спорта, упражнений. Общая выносливость является основой для воспитания всех проявлений выносливости. Для процесса ее формирования характерны общие особенности. Это длительное выполнение тренировочной нагрузки и большой ее объем.

Развитие силы.

В спортивной практике различают максимальную и скоростную силу. Максимальная сила определяет достижения в видах спорта, где необходимо одномоментно преодолеть значительное сопротивление. Наиболее ярко это проявляется в тяжелой атлетике. Скоростная сила - способность преодолевать сопротивление при высокой скорости мышечного сокращения. Это качество активно проявляется при плавании. Скоростная сила развивается упражнениями, выполняемыми с максимальной скоростью или ускорением. Для развития силовых способностей применяют соревновательные, специально-подготовительные упражнения (эти упражнения в полной мере соответствуют соревновательным движениям) и общеподготовительные упражнения.

В силовой подготовке используют несколько методов выполнения упражнений с отягощениями. Метод максимальных усилий - преодоление максимального сопротивления (подъем штанги, подтягивание на высокой перекладине). Метод повторных усилий включает несколько вариантов: многократное преодоление непредельного сопротивления до значительного утомления; многократное преодоление непредельного сопротивления с предельной скоростью; многократное преодоление непредельного сопротивления с непредельным числом повторений.

Развитие быстроты.

Быстрота - способностью совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Предполагается, что выполнение действия длится небольшое время и выраженного утомления не возникает. Различают три фактора, определяющие быстроту: латентное время двигательной реакции (это скрытое время от начала стартового сигнала до начала выполнения движения); скорость одиночного движения; частота движений. Обычно от спортсмена требуется комплексное проявление быстроты. Для воспитания быстроты используют методы: повторный, расчлененный.

Повторный метод - возможно более быстрое реагирование на внезапный сигнал. Например, повторное выполнение старта.
Расчленённый - отдельно отрабатывается быстрота появления первого импульса движения и скорость последующих движений без стартового сигнала.

Развитие гибкости.

Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой. Для её воспитания используют движения с большой амплитудой.




1.2. Отдых как компонент тренировки.


На величину нагрузки существенное влияние оказывают продолжительность и характер отдыха. В процессе тренировки отдых выполняет две основные функции. Во-первых, он способствует восстановлению работоспособности после нагрузок, а во-вторых, является средством оптимизации тренировочного эффекта.

Эти две функции едины в своей основе, так как от продолжительности и организации отдыха зависит последействие предыдущего и воздействие последующего упражнения или занятия. При повторном выполнении любого упражнения чрезмерно короткий или чрезмерно продолжительный отдых превращается из компонента тренировки в фактор перетренировки или растренировки.

Интервалы отдыха, в зависимости от их продолжительности, обычно, подразделяют на три типа: жёсткие, ординарные, максимизирующие. Продолжительность жёсткого отдыха приводит к тому, что очередная нагрузка проводится на фоне утомления от предыдущей. Такой отдых усиливает воздействие нагрузки, так как происходит сложение тренировочных эффектов предыдущей и данной нагрузки. Однако, жёсткий интервал отдыха, чаще всего, не позволяет увеличить объем нагрузки. Отдых, достаточный для восстановления работоспособности, обычно, называют ординарным.

Он приводит к стиранию результатов выполнения предыдущей нагрузки и позволяет использовать повторно аналогичную нагрузку без её уменьшения, но и без значительного её увеличения. Максимизирующий отдых обеспечивает ликвидацию утомления, но сохраняет положительное последействие предыдущей нагрузки. При использовании интервала отдыха этого типа очередная нагрузка даётся при достижении спортсменом фазы сверхвосстановления работоспособности. Это даёт возможность значительно увеличить очередную нагрузку, однако, при этом уменьшается эффект сложения тренировочных воздействий от предыдущих нагрузок.




1.3. Особенности тренировочного процесса.

Рассмотренные методические закономерности, определяющие выбор и дозировку физических упражнений, режим их выполнения, соотношение нагрузки и отдыха в отдельном тренировочном занятии, в тренировочном цикле или периоде, составляют основу тренировки как педагогического процесса.

Однако, существует ряд и других особенностей.

1. Тренировочный процесс должен учитывать индивидуальные особенности спортсмена, а тренировочная нагрузка соответствовать его функциональному состоянию в каждый конкретный отрезок времени. Тренировка тем индивидуальнее, чем выше спортивное мастерство и результаты спортсмена. Чем выше подготовка и результаты спортсмена, тем меньше остаётся известных, апробированных путей к дальнейшему совершенствованию, тем чаще спортсмен и его тренер сталкиваются с непознанным, а тренировка всё в большей мере становится экспериментом, в котором весьма существенное место занимает поиск дополнительных резервов за счёт использования индивидуальных физических и психомоторных особенностей организма спортсмена.

2. Независимо от избранной специализации тренировочный процесс должен обеспечить повышение уровня общефизической, подготовки.

3. Тренировочный процесс должен предусматривать чередование нагрузок и отдыха с общей тенденцией к росту нагрузок. Новая нагрузка должна совпадать с фазой «сверхвосстановления», что позволяет систематически наращивать объём и интенсивность нагрузок и, благодаря этому, повышать уровень работоспособности.

4. Систематическое наращивание объёма и интенсивности тренировочных нагрузок требует создания благоприятного эмоционального фона для снятия угнетения психики и профилактики снижения работоспособности.


Теги: скалолазание, тренировки по скалолазанию, тренировки скалолаза
Автор: vk.com/club48294316
Опубліковано в скелелазіння

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ