Методы тренировки морально волевых качеств в скалолазании




Рекомендации А. Голдберга о некоторых направлениях психологической подготовки спортсменов.

  • Шаг первый:
    Начинайте психологическое взаимодействие с самого первого занятия. Обучение методам психологического воздействия не должно быть связано с кризисными ситуациями. Учите постоянно ваших атлетов концентрироваться и отвлекаться от посторонних воздействий, а так же избегать ошибок и преодолевать возможное напряжение.

  • Шаг второй: Научите спортсменов концентрироваться. Концентрация – основа предварительного обучения, способность фокусировать своё внимание на наиболее важных вещах и не замечать всё остальное. Обучайте, объясняя два последовательных действия: 1. Сфокусировать своё внимание на чём-либо определённом, а затем – 2. Спокойно вернуться в исходное состояние.




  • Шаг третий: Не обвиняйте спортсменов в отсутствии концентрации. Каждый атлет концентрируется перед выполнением каких-либо действий. Проблема в том – как он это делает? Если ваш спортсмен выполняет движение недостаточно эффективно, то, возможно, он концентрируется не тех вещах. Не говорите атлету: «концентрируйся», а точно укажите, на что он должен обратить внимание.

  • Шаг четвёртый: Практикуйте концентрацию ежедневно. Учите ваших атлетов в процессе занятия концентрировать своё внимание и возвращаться в исходное состояние. Постоянное повторение поможет овладеть этой способностью.

  • Шаг пятый: Учите пониманию взаимосвязей умственных и физических действий. Помогите спортсменам понять, что разница в лучшем и худшем исполнении движений, прежде всего, определяется собственным проговариванием действий и мысли о нём. Команды мозга определяют действия мышц и их координацию, расслабление и скорость сокращения.

  • Шаг шестой: Учите различию между практикой и возможной реализацией мысленных команд. При хорошо выполненном движении атлет не думает о нём, а автоматически реализует свои усилия. При нечётком выполнении спортсмен сомневается, слишком долго думает, как выполнить движение, анализирует, оценивает и действует сильно зажато.




  • Шаг седьмой: На занятиях постоянно напоминайте спортсмену, что он подготовлен к работе, должен расслабиться и выполнять упражнение. Для достижения этой цели ставьте перед спортсменом одну или две задачи для концентрации внимания, не более. Сужая поле концентрации, спортсмен имеет больше шансов выполнять движения автоматически.

  • Шаг восьмой: Будьте осторожны с собственными приказами: «Ты должен…, ты обязан…» и т.п. Такие фразы могут приводить к излишнему напряжению.

  • Шаг девятый: Преподайте две главные причины стресса. Мысли спортсмена о соревнованиях, результатах, болельщиках и т.п. не приводят к успеху. Также лучше не вспоминать прошедшие соревнования, поражения и победы, уровень подготовленности соперников, присутствие родителей, условия соревнований и т.д.




  • Шаг десятый: Учите спортсмена концентрироваться на чём- то одном, на том, что он способен контролировать. Вы должны научить спортсмена концентрироваться только на возможных контролируемых действиях.

  • Шаг одиннадцатый: Учите спортсмена думать конкретно по правилу «здесь и сейчас». Легче управлять стрессом и избежать психологической перегрузки, если вы конкретно мыслите о настоящей ситуации. Отрицательные воспоминания о поражениях, а также предвкушения предстоящих побед не принесут психологической устойчивости. Опора на собственную силу и скорость, а также контроль непосредственно «здесь и сейчас».




  • Шаг двенадцатый: Учите спортсмена контролировать своё зрение и слух. Учите спортсмена видеть только то, что позволяет ему быть спокойным и уверенным, слушать только то, что не тревожит. Если что-либо раздражает спортсмена, необходимо переключить его внимание на что-нибудь нейтральное или успокаивающее.

  • Шаг тринадцатый: Поощряйте определённые предсоревновательные ритуалы. Помогите спортсмену разработать несложные, удобные и компактные предсоревновательные (предстартовые) ритуалы. Они помогут ему не обращать внимания на раздражающие воздействия и избежать беспокойства, так ка они привычны для него и могут проводиться в любом месте перед соревнованиями.

  • Шаг четырнадцатый: Поощряйте желание спортсмена бороться с самим собой . Сосредоточение спортсмена на возможности превзойти соперника обычно ведёт к отрицательному стрессу. Лучше концентрироваться на своих действиях, т.е. – настраиваться на улучшение собственного результата и выступлении наилучшим образом.

  • Шаг пятнадцатый: Помогайте спортсменам концентрировать своё внимание на том, что должно случиться. Обычно, победители перед соревнованиями думают о том, что должно случиться, в то время как аутсайдеры боятся: «…как бы чего не случилось…». Поощряйте спортсменов, если они меняют свои мысли при размышлении: «…что, если…». Практикуйте совместный анализ того, как спортсмены готовились, и что получилось в результате.





Рекомендации А. Голдберга по привитию спортсменам адекватной самооценки.

Личные и командные результаты напрямую зависят от того, как спортсмены оценивают лично себя. Ваши спортсмены будут учиться быстрее, повышать спортивные результаты и иметь меньше проблем на тренировках, если вы поможете им более критично оценивать себя.


  • Шаг первый: Уважайте спортсменов. Уважайте ваших спортсменов, и они будут уважать вас. Если они вас уважают, они с удовольствием будут учиться у вас и достигать выдающихся результатов, в том числе, и ради вас. Ругайте их только при достаточном основании – тогда они не будут бояться вас и полюбят спорт.

  • Шаг второй: Избегайте сравнений. Слишком часто тренеры делают ошибку, сравнивая спортсменов из одной и той же команды. Такие сравнения вызывают у них чувство недовольства и порождают нездоровую конкуренцию внутри команды. Если вы желаете сравнивать спортсменов, то делайте это только на позитивном примере.




  • Шаг третий: Осознавайте вашего спортсмена как личность. Если вы видите в своём спортсмене не только человека с определёнными физическими задатками, и если атлет осознаёт, что вы заботитесь о нём как о человеке, он вознаградит вас высокой мотивацией, старанием и хорошими результатами.

  • Шаг четвёртый: Не затрагивайте чувство собственного достоинства спортсмена при анализе результатов. Когда спортсмены снижают свои результаты или сильно проигрывают, они не становятся людьми в меньшей степени. Они нуждаются в поддержке. Если же тренер будет выражать негативные взгляды, в последствии спортсмены будут иметь неприятности в соревнованиях.

  • Шаг пятый: Поощряйте спортсменов, не угрожайте им. Если вы хотите, чтобы ваши спортсмены перешли на следующий уровень мастерства, призывайте их к успеху. Поощряйте их и давайте им понять, что вы верите в их успех. Это позволит им больше верить в себя. Угрозы потенциально уменьшают чувство собственного достоинства и настраивают спортсменов на неправильные отношения с вами.

  • Шаг шестой: Знайте личные проблемы спортсменов – это позволит вам развить лучшие отношения с ними. Когда ваши спортсмены приходят на тренировку с личными проблемами, не рассматривайте это как помеху работе. Вместо этого используйте шанс, чтобы узнать спортсмена лучше и, возможно помочь ему. Если вы сочувствуете их трудностям, то автоматически поднимаете их чувство собственного достоинства.




  • Шаг седьмой: Обсуждайте. Будьте открыты, прямы и честны в ваших отношениях со спортсменами. Дайте им понять, что вы знаете, что происходит. Если вы рассержены или расстроены поведением спортсмена, позвольте ему знать это непосредственно. Не ожидайте, что они сами догадаются о вашем состоянии. Обсудите это непосредственно с ними, и они в будущем будут делать то же самое.

  • Шаг восьмой: Слушайте. Способность слушать – основа взаимоотношений. Способ помочь спортсмену чувствовать себя лучше – слушать, когда он говорит о себе, Не планируйте, что ответить спортсмену, просто спокойно слушайте.

  • Шаг девятый: Сопереживайте вместе со спортсменом. Нет ничего более приятного, чем знание того, что человек, которого вы уважаете, понимает вас. Сочувствуйте вашим спортсменам, когда они приходят к вам со своими проблемами. Смотрите на проблемы их глазами. Обсуждение с сочувствием – ключевой инструмент для поднятия чувства собственного достоинства в ваших спортсменах.




  • Шаг десятый: Признание успехов. Признание успехов – тоже один из способов повышения мотивации. Каждый день давайте спортсменам понять, что вы постоянно оцениваете их. Даже простые фразы: «хорошо сделано», « удачно выполнено» или, просто – «приятно видеть тебя сегодня» - один из способов дать почувствовать спортсменам, то вам приятно с ними работать. Это всё достаточно просто, но может по-новому повернуть тренировочный день спортсмена.

  • Шаг одиннадцатый: Будьте положительны. Ничего хорошего не будет от вашего отрицательного отношения к различным вещам. Позитивная тренерская работа более эффективна, чем негативная. Принижение ваших спортсменов не даёт им возможности почувствовать себя хорошо, да и вам не прибавит хорошего отношения.

  • Шаг двенадцатый: Не теряйтесь при ошибках. Исправляйте их конструктивно. Учите спортсменов, что ошибки и неудачи – неизбежная и необходимая часть процесса обучения, а не причина впадать в уныние и растерянность. Объясните им, что они имеют дело с проявлением риска, и не всегда это заканчивается благополучно. Просто расскажите им, что они сами должны стараться избегать ошибок.

  • Шаг тринадцатый: Хвалите спортсмена, критикуйте группу. Когда спортсмен совершил ошибку, не выводите его перед всей группой. Объясните всей группе возможные ошибки в такой ситуации, не называя конкретных имён, но если спортсмен действительно сделал что-то хорошее, похвалите его перед строем. Если вам необходимо критиковать кого-либо, лучше сделать это в индивидуальной беседе.

  • Шаг четырнадцатый: Имейте высокое чувство собственного достоинства. Если вы хотите, чтобы ваши спортсмены имели высокое чувство собственного достоинства, убедитесь, что вы сами обладаете таким качеством. Это не значит, что вы должны относиться к спортсменам со снисхождением или панибратски. Вы всегда должны оставаться самим собой, и это будет лучшим фактором вашей тренерской карьеры.




Теги: Скалолазание, тренировки в скалолазании, тренировки по скалолазанию, тренировки морально волевых качеств в скалолазании
Автор: http://vk.com/club48294316
Опубліковано в скелелазіння

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ