История альпинизма: второе восхождение на пик Хан-Тенгри





Жители Алматы к постоянному виду снеговых вершин за своими окнами относятся как к должному. Горы как горы. Но у приезжего алматинский пейзаж неизменно вызывает восторг – особенно у того, кто хоть немного понимает в альпинизме.

«Да вы сидите на золоте!» – так с присущим ему темпераментом отозвался о Заилийском Алатау великий шерп Норгей Тенцинг, один из первых покорителей Эвереста (8 848 м).

Что же заставило патриота Гималаев так высоко оценить горы, которым по высоте далеко до прославленных восьмитысячников? Опытный взгляд альпиниста сразу охватил все преимущества горной системы: разнообразие рельефа, легкая доступность подходов, близость к Алмате, концентрация в одном месте множества интересных вершин и маршрутов, их красота.

Главная высота хребта, пик Талгар (4 973 м) хорошо виден из южной столицы Казахстана. В свою очередь, поднявшись на Талгар в ясную погоду, можно разглядеть высочайшие горы Центрального Тянь-Шаня во главе с гигантской пирамидой Хан-Тенгри (6 997 м) – главной вершиной республики.

Таким образом, почти вся арена, на которой развивался, рос и набирался опыта довоенный казахстанский альпинизм, просматривается буквально с одной точки. Вместе с массовым спортом, результатом которого были ежегодные альпиниады на алматинские вершины, в Казахстане стал стремительно развиваться и элитный, «высотный альпинизм».

Отправной точкой был 1935-й год, когда группа «динамовцев» («Динамо» в СССР было спортивным обществом, объединявшим сотрудников внутренних дел), провела разведку подходов и маршрута восхождения на высочайшую вершину республики, находящуюся на границе с Киргизией – пик Хан-Тенгри.

 пик Хан-Тенгри
пик Хан-Тенгри


...Район Хан-Тенгри на картах того времени выглядел большим белым пятном, а сама вершина, обозначенная условными изогипсами, все еще считалась величайшей в Тянь-Шане (время пика Победы еще не настало). Единственной экспедицией, которой уже покорилась эта гигантская мраморная пирамида, была группа украинских альпинистов под руководством известного восходителя М.Т. Погребецкого, в 1931 году. После этого пять лет никто не тревожил грозное спокойствие «Властелина Неба».

И вот, 25 июля 1936 года казахстанская экспедиция, в состав которой входили альпинисты Масленников, Проценко, Бекметов, Гангаев, Рахимов, Саланов, Камолов, Кузнецов, Тютюнников, Кибардин и руководитель Евгений Колокольников, отправилась из Алматы, дабы попытаться вновь овладеть заоблачным пиком.

В то время любое, даже туристическое путешествие в этих краях начиналось сразу же за порогом родного дома. Вот и тут, путь до того места, откуда начинается штурм самой вершины (на него современные альпинисты тратят считанные часы полета в вертолете) тогда занимал долгие недели и был немногим легче самого восхождения. Сразу же прекращалась и связь с внешним миром – радио пришло в альпинизм позднее. Зато обязательным элементом снаряжения тех, кто отправлялся в Центральный Тянь-Шань, являлось личное оружие – встреча с вооруженными контрабандистами, пробирающимися тайными тропами из Синьцзяна, была вполне реальной.

Хотя трудностей и опасностей хватало и без того. Белые пятна никогда не закрашивались сами по себе. Ломающая даже самых сильных горная болезнь, колоссальные температурные перепады, срывающиеся в пропасть лошади, падения самих участников – всего этого экспедиция вкусила достаточно.

Но они одолели Хан-Тенгри.

 Евгений Колокольников, Тютюнников и Кибардин
Евгений Колокольников, Тютюнников и Кибардин


На вершину (6 997 м) поднялись трое: Колокольников, Тютюнников и Кибардин. Это произошло 24 августа в 2 часа дня. Оттуда они пытались про­сигналить о своей победе с помощью дымовой шашки, но непогода не позволила сделать этого. А самое сложное ждало на спуске, когда Хан был уже покорен, сил не осталось, а впереди предстоял еще долгий, изнурительный путь по глубокому снегу вниз.
Измученный горной болезнью Кибардин потерял веру в возвращение и начал навязчиво считать себя лишней обузой для товарищей. Кончилось тем, что, сорвавшись на крутом льду, он сдернул за собой идущего следом Колокольникова. Благо, их третий товарищ чудом успел закрепиться и сумел предотвратить катастрофу.

Когда же сил не осталось вовсе, они увидели пробивающихся к ним на­встречу, по пояс в снегу, товарищей – Рахимова, Камолова и Проценко. Пять долгих дней ребята ждали возвращения штурмовой группы в крохотной, продуваемой насквозь ледяными ветрами, палатке на высоте 6 000 метров. Ни у одного из них не мелькнула мысль о спуске. Они знали, что ушедшие к вершине делают ставку на них...




Победа над Хан-Тенгри подняла казахстанский альпинизм на новый уровень, его узнали, о нем заговорили.
«Восхождение группы Колокольникова было первым крупным восхождением молодых альпинистских кадров. Опыта у участников группы было мало, организация восхождения оказалась недостаточно продуманной. Ухудшение погоды во время спуска грозило бы катастрофой. Но наряду с этим восхождение дало и много ценного для дальнейшего совершенствования советской высотной тактики» – так позже писалось в сборнике, посвященном 25-летию советского альпинизма.




Используя опыт Хан-Тенгри, участники экспедиции 1937 года И. Тютюнников, А. Бекметов и К. Проценко на следующий сезон без особых трудностей совершили первопрохождение на соседний пик Чапаева. «Открыли» и эту вершину Центрального Тянь-Шаня высотой 6 371 метр.

…На качественно новую ступень поднялся высокогорный спорт в республике с организацией альплагерей и школ по подготовке квалифицированных инструкторов, которые заработали с 1935 года. Среди первых их выпускников Д. Туганбаев, И. Тютюнников, Т. Россова, П. Попков, А. Бекметов, Б. Маречек и другие. А двумя годами позже в красивейшем ущелье Левого Талгара открылась Среднеазиатская школа инструкторов. Руководил ею О. Аристов, чьим именем названа сегодня одна из вершин Заилийского Алатау. Четыре альплагеря, действовавшие в предвоенные годы рядом с Алма-Атой, очень быстро завоевали себе популярность среди горовосходителей Советского Союза.




…Наследниками тех, кто проторил горные тропы в 30-е годы, считают себя современные альпинисты Казахстана, которым удалось подняться не только на все восьмитысячники планеты, но и войти в мировую элиту этого уникального спорта.


Теги: Евгений Колокольников, Тютюнников и Кибардин, пик Хан Тенгри, Хан-Тенгри, история альпинизма, история восхождения на Хан-Тенгри
Автор: http://www.uniquekazakhstan.info/
Опубліковано в альпінізм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ