Забег на вершину Хан-Тенгри. Как это было 20 лет назад

Хан-Тенгри с юга

До 1993 года наверно самыми организованными забегами на высокие горы были забеги наших сильнейших альпистов советского союза в рамках отбора и подготовки к первой гималайской экспедиции на Эверест.

Затем появились примеры скоростных восхождений в лице Глеба Соколова, Анатолия Букреева и других на семитысячники и восьмитысячники. Результаты, которых поражали воображение.
Находясь, в этом году под пиком Коммунизма я познакомился 20 лет спустя, с Сергеем Пензовым, который был одним из сильнейших участников забега на пик Хан-Тенгри в 1993 году.

Сергей Пензов на вершине Хан-Тенгри.

Его самые теплые и добрые воспоминания, о том памятном соревновании вдохновили меня на эту статью, поскольку я тоже имел прямое отношение к этому поединку.

Начну от себя. Я, Кузнецов Андрей, был тогда молод, приехал со сборной Свердловской области на Южный Иныльчек. Наша сборная участвовала в Чемпионате СССР. Мне отводилась простая роль помогать в лагере, делать заброски и водить японцев.

Поскольку я был привязан к японцам, так уж получилось, что я не сходил на Хан-Тенгри.

Времени оставалось мало, а тут соревнования - забег на Хан-Тенгри, организованные Владимиром Анатольевичем Комиссаровым. Главным судьей был старший гид Сергей Клованич из Одессы.
Я пришел к ним и сказал, что я тоже хочу участвовать в забеге, на что Николай Шевченко (известный альпинист и руководитель альпинистов Сибирского военного округа), отвечающий за соревнования и Владимир Комиссаров спросили: "А ты кто такой? Какие восхождения у тебя в активе? и т.д."

За спиной у меня тогда был только пик Ленина, мотивация сходить на Хан-Тенгри и акклиматизация не выше 6400 м, т.к. из-за японцев выше я не поднялся.

Мне популярно объяснили, что я "зеленый" для таких соревнований, аргументируя: "что все участники опытные альпинисты - не с одним десятком восхождений на семитысячники,……и тем, что нам несчастных случаев на соревнованиях не надо… в общем свободен, сиди дома…"

Повстречавшись несколько раз, с организаторами мы все - таки нашли компромисс.

Поскольку они меня не знали, то попросили у меня поручительство какого-нибудь известного альпиниста, в котором будет указано, что я способен на самостоятельное скоростное восхождение на Хан-Тенгри.

Я стремглав побежал к Александру Агафонову, который на тот момент входил в десятку сильнейших альпинистов СССР. По работе с японцами он меня знал и поэтому поручился за меня, за этот поступок и за то, что верил в меня ему ОГРОМНОЕ СПАСИБО.

Вернувшись в судейский корпус с запиской от Агафонова, его авторитет и текст письма удовлетворил требования оценочной комиссии.

В то время только начинался коммерческий альпинизм - когда люди платят деньги и идут куда хотят. Имея за спиной школу Советского альпинизма, с четкими выстроенными правилами, процедурами и т.д. Николай Шевченко взял поручительство Агафонова и сказал: "Хорошо, сейчас другое время, раньше бы я тебя точно не пустил, но надо все - таки давать дорогу и возможность молодым…."

Далее с меня взяли расписку, что я сам сознательно иду на этот шаг, понимаю все риски и в случае чего, никого винить не следует.

Последним третьим условием со стороны организаторов была врученная мне военная радиостанция "Карат", которую я должен был тащить на себе во время забега и каждый час выходить на связь и докладывать - где я нахожусь.

ОГРОМНОЕ СПАСИБО Николаю Шевченко (светлая ему память) и Владимиру Комиссарову, которые пошли тогда мне на встречу.

Далее мне объяснили общие правила участия: На все соревнования отводилось трое суток, в течении которых, каждый участник имел право стартовать в любое удобное для него время. Ночью, днем, когда угодно. Важно только чтобы судьи заранее были оповещены и зафиксировали старт непосредственно в лагере у стартовой палатки. Отсечка времени по приходу обратно в лагерь.

Старт и финиш в базовом лагере Комисарова, который располагался на морене ледника Южный Инылчек на высоте 4100 м под пиком Горького, на вершине Хан-Тенгри в качестве доказательства каждый участник должен был повесить свой номерной замочек на треногу.

Я стартовал в 5-26 утра. Судья сказал, что в 5-00 передо мной стартанули двое американцев Алекс Лоу (погиб на Шиша Пангме) и Конрад Анкер (главный герой и организатор ретро восхождения на Эверест по пути Мэллори), которые специально приехали после Эвереста на этот забег, чтобы выиграть его.

Скоростное восхождение проходило в гордом одиночестве до 5500 м, затем я увидел спины Лоу и Конрада, что прибавило мне бодрости, поскольку они считались явными фаворитами этого забега.

Придя в снежную пещеру на перемычке, я встретил судей и американцев.

Американцы бежали в кроссовках до перемычки, я соответственно, в обрезанных валенках "прощай молодость". При виде моей уникальной обуви у окружающих на лоб полезли глаза, были какие то шутки, вопросы, но мне было не до этого, я был собран и заряжен на результат.

Короткие фразы, чай, одевание ботинок "Кофлак", кошек, системы. И вот я уже на перемычке - американцы впереди. Уверенно дышу в спину беглецам, но приходится каждый час - тратить силы и драгоценное время на развертывание военного 1,5 килограмового "Карата", выходить в эфир и докладывать свои координаты.

Поэтому я то догонял, то давал фору горовосходителям. Фора в сумме наверно была приличная;
- поскольку приходилось регулярно следить за временем,
- выходить на связь каждый ровный час, снимать быстро рюкзак,
- собирать антенну, вызывать лагерь и объяснять, где я нахожусь,
- разбирать антенну, паковать и одевать рюкзак.

Иногда было просто обидно, когда ты выходишь на связь и видишь, как соперники уходят все выше и выше, а в лагере просто проспали эфир.

При этом все остальные не пользовались такими привилегиями, а просто шли по дистанции.

Сокращая расстояние, приблизился вплотную к Конраду в кулуаре на 6700 м, и тут как будто у меня перекрыли кислород, тот, темп который я держал чтобы догнать американцев, чувствую, не могу поддерживать - закончилась акклиматизация…

До вершины мы шли плотно друг за другом, где-то на 6950 встретили Алекса Лоу, бежавшего назад. На вершине каждый быстро прикрепил замок и сразу вниз.

Как сейчас помню, двигались очень быстро, так быстро в припрыжку на высоте я больше никогда не передвигался.

Перед скалами на высоте 6750 м я вдруг запнулся и поехал вниз, СПАСИБО Конраду, который моментально вцепился в меня, а я вцепился в него и в перила, и тем самым не улетел вниз.

В кулуаре у меня слетела кошка, я потратил много времени пытаясь, замерзшими пальцами на весу ее одеть - к тому времени Конрад уже убежал далеко.

Далее происходило все просто и монотонно, спуск осуществлял быстро, как мог, проклиная, отечественные кошки, которые давно выбросить пора, навязанную мне рацию и каждый эфир.

Спускаться на перемычку в пещеру и палаткам ни кто из нас не стал. Днем раньше Пензов первым прошел напрямую с 6200 на плато через бергшрунд. Уже по его следам смелые Алекс Лоу, потом Конрад Анкер, а за ними и я съехали вниз. Бергшрунд был приличный, поэтому пришлось, набрав скорости перелетать метра 4 в воздухе через него.

Вниз - не вверх, достигаю места старта, а точнее финиша, судьи и еже с ними ожидают скороходов, отсекают мое время - 12 час. 30 мин. Пораженные моей прытью посыпались вопросы: "Ты кто? Откуда? Кто тренер? и т.д.

Я попросил попить. Выпил, кружку - две чая. А можно еще? Мне принесли из столовой уже целый трехлитровый чайник, с разведенным вареньем, который опустел в три секунды. Я вернул рацию, и сообщил, что моим тренером является Михайлов Сан Саныч (добрая ему память), А сам я из Свердловска....и т.д.

Удовлетворив любопытство организаторов, я побрел в свой лагерь, поужинал и баиньки. Утром вертолет и домой. В общем, все обошлось буднично и без церемоний.

Андрей Кузнецов и Александр Александрович Михайлов

Хронометраж скоростного восхождения Алекса Лоу от автора Сергею Пензову.

Недавно прибираясь, в одном из ящиков обнаружил тот самый ключик от пика Хан-Тенгри, который сейчас находится на почетном месте среди прочих спортивных медалей и регалий и напоминает, о том светлом дне - 20 лет тому назад.

Хочу поблагодарить Сергея Пензова, который с подвигнул на написание этой статьи, дополнил ее фактологически и выступил в качестве редактора-очевидца.

Некоторых участников тех соревнований уже нет в живых.

Вспомним их:

1) Алекс Лоу из США (погиб на Шиша Пангме)
2) Сергей Соколов из Златоуста (погиб на К-2)
3) Игорь Бугачевский из Екатеринбурга (погиб на Макалу)
4) Владимир Солобоев из Новосибирска (погиб на спасательных работах)
5) Константин Дорро (погиб в лавине в Карачаево-Черкесии)
6) Александр Михайлов из Екатеринбурга- мой тренер (пропал на Эльбрусе).