На Эльбрусе умер легендарный альпинист из Запорожья, "снежный барс", мастера спорта СССР по альпинизму: Анатолий Кириллович Бланковский

Эльбрус
Эльбрус


В понедельник 15-го августа родным стало известно о смерти Анатолия Кирилловича Бланковского, мастера спорта СССР по альпинизму из Запорожья (Украина), Снежного барса, обладателя Серебряной звезды Безенги.

Анатолий Кириллович – элита советского альпинизма, автор множества маршрутов, в том числе и 6А на Шхару Западную, даже в столь почтенном возрасте он часто приезжал в Безенги, и для души ходил соло на маршруты типа 4Б на пик Пушкина и так далее.

Ему было 77 лет.

Анатолий Кириллович Бланковский
Анатолий Кириллович Бланковский




По имеющейся информации, Анатолий Кириллович был обнаружен несколько выше Приюта одиннадцати, на высоте около 4200 метров. Причина смерти - болезнь сердца.

По словам родных, до конца жизни Анатолий Кириллович Бланковский поддерживал себя в форме, ходил в горы ежегодно и не раз.

Прощание с Анатолием Кирилловичем пройдет в Запорожье, предварительно 19-го августа.

Рассказ Анатолия Кирилловича о себе, из книги Алексея Олейника, "Мы из ХАИ" :

Родился 27 июня 1939 года в пгт. Березовка Одесской области, дитя Великой Отечественной войны. Отца не знал, по словам, он погиб сразу после моего рождения. Воспитывала мать Ирина Артемовна, оно было простым, суровым и наглядным, в том числе на личном примере постоянного трудовращения — работа, огород, кухня и неустанное напоминание:
„Вчись, Толька, щоб коровам хвости не крутив”.

01 сентября 1946 года. Школа — круглый отличник, активный пионер, убежденный комсомолец. На протяжении всех лет школы ощущались последствия прошедшей по полям Одессщины войны — разруха, голод.

01 сентября 1956 года. Выбор профессии очевиден — нужно защищать Родину от посягательств врагов, продолжающих наседать отовсюду. Правда, в Николаевское штурманское военное училище не поступил — на мое счастье его в этом году расформировали (о счастье догадался позже). Пришлось согласиться на запасной (технический) вариант — Харьковский авиационный институт. Факультет Гражданской авиации, с четвертого курса — факультет авиадвигателестроения. Безусловно, ХАИ — это великий Учитель. Благодарность к нему пронес через всю свою жизнь. И главное не в том, чему нас там учили, а как этому учили. За учением незаметно слетела вся политическая шушера.

Кроме постоянной занятости в учебе, по примеру соседей по „уголку” в Померках, приобщился к альпинизму. И со второго курса института до сих пор, зимой и летом, при любой возможности и невозможности стремлюсь в горы.
Март 1962 год. Молодым специалистом направлен в Запорожское машиностроительное конструкторское бюро „Прогресс” имени Александра Георгиевича Ивченко (имя присвоили после). Выбор места работы неосознанный, даже в некоторой мере противный моей воле — переманили кадровики из Запорожья своими обещаниями. Оправдалось только одно — работы много, но она интересная. Спустя много лет я понял, что мне крупно повезло (как и во всей жизни). И с местом работы, и с профессией, и с увлечением, и с окружавшими меня людьми.

С первого дня, вплоть до середины сентября 1992 года, работа в только что созданном под наше появление бригаде перспективных разработок. 30 лет в одном и том же подразделении, путь от молодого специалиста до начальник бригады, в конце — ведущего конструктора по испытаниям авиационных двигателей, от начала закладки параметров двигателя до подтверждения его основных данных. Принимал непосредственное участие в проектировании плеяды газотурбинных двигателей — АИ-25, Д-36, ДВ-2, Д-18Т, Д-27. Великая и мудрая Школа.

В промежутке, с отрывом от работы, с 1968 по 1970 год, на своей шкуре осознал бессмысленность Советской Армии. Воочию понял, что победить весь мир нам не удастся. В 29 лет старший лейтенант, техник самолета, а проще — тракторист в самом завалящемся колхозе. С того времени для меня 23 февраля – не праздник.
И вот — перестройка, независимость Украины, вокруг полно демократии, но у ведущего специалиста в моем лице исчезли не только галоши из прихожей, но и деньги. Жить стало свободней, но не на что. А у меня жена, теща, две дочки, внук и внучка.

Решение ухода из КБ далось нелегко — прощаюсь с авиацией, термо и газодинамикой, энтропией и энтальпией, стендами и испытаниями, ставшими родными и близкими людьми, понимая, что это — навсегда. Теперь бываю в ЗМКБ „Прогресс” практически ежегодно, правда, один раз в одно и то же время — в предпоследнюю пятницу мая, в праздничный для предприятия (и для нас, покинувших его) день открытых дверей. Очень хорошая традиция, доживающая, по-моему, последние годы. Все больше осознаю, что поменял образ жизни вовремя, жаль смотреть на умирающее предприятие. Не оракул, но представляется, что выжить в настоящее время авиационной отрасли, без наличия в стране собственной исследовательской базы и реальной финансовой поддержки государства невозможно.

Итак, 15 сентября 1992 года (мне идет 54 годочек), начинаю жить с нуля.

На протяжении двух лет высотник на специализированных ремонтно-строительных работах (вот где пригодились альпинистские навыки!), занимаюсь покраской стен и потолков цехов и молокозаводов, труб теплоцентралей, жилых домов и т.п., для разнообразия — челночные торговые вояжи в Россию, в Египет. Деньги появились, но интеллект отдыхает. Снова — не то.
12 сентября 1994 года, после окончания трехмесячных бухгалтерских курсов, как будущий выдающийся специалист учета, предлагаю свои услуги всем аудиторским фирмам г. Запорожья подряд. До сих пор не понимаю, из каких соображений, наверное, будучи в шоковом состоянии от наглости претендента, меня взяли на работу.

Дальше проще — второе высшее (экономическое) образование, сдача экзамена на сертификат аудитора, консультации в сфере бухгалтерского, финансового и налогового учетов, работа экономистом в представительстве нерезидента.
Возник новый интерес к жизни, реализовалась возможность увидеть то, чего не смог, живя не выездным за каменным, с колючей проволокой поверху, забором.

Второе дыхание появилось и в альпинизме, который поддержал меня в трудные годы жизни (или приобретенный в горах опыт насилия над собственной личностью позволяет переживать невзгоды).

Мастер спорта СССР по альпинизму. Побывал почти на всех вершинах СССР, высота которых выше семи тысяч метров (пики Коммунизма, Ленина, Евгении Корженевской, Хан-Тенгри), за что присвоено почетное, для альпиниста, звание „Снежный барс”, побывал также на всех вершинах Кавказа, высота которых выше пяти тысяч метров. Прошел интересные стенные маршруты, даже имеются такие, которые названы моим, как первопроходителя, именем (мелочь — но щекочет самолюбие). Стараюсь каждый год побывать на вершинах Эльбруса (Россия, Кавказ, 5642м), хоть число восхождений на
него и подходит к двум десяткам.

Взошел на высшие вершины Южной Америки (Аргентина, пик Аконкагуа, 6960м) и северной Америки (США, Аляска, пик Мак-Кинли, 6260м; Канада, Юкон, пик Логан, 5960м), Западной Европы (Франция, Шамони, пик Монблан, 4860 м). Побывал в Гималаях (Непал), поднялся на прекраснейшую вершину — АмаДаблам (6860м). Не теряю надежду взойти на другие, ожидающие меня вершины в иных странах на иных континентах.

Оглядываясь назад, в преддверии 50-летия окончания Харьковского авиационного института, констатирую, что не жалею о выбранных самолично профессии и образе жизни.
Прошел бы заново жизненный путь? Сомневаюсь.
Оставил бы только детей, внуков и увлечение. Но жизнь хороша тем, что ее нельзя повторить.


Теги: Анатолий Кириллович Бланковский, Бланковский, Анатолий Бланковский, Эльбрус, альпинизм
Автор: http://fais.org.ua/
Опубліковано в

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ