Коммерциализация духа скалолазания

Недавняя рекламная компания нового мужского аромата от Ральфа Лурена "Polo Red Extreme" от одного из сильнейших и знаменитых скалолазов мира - американца Криса Шармы (Chris Sharma) снова поднимает вопрос о коммерциализации духа скалолазания.

Слоган аромата: "Разбуди дух приключений в сердце каждого", для мира скалолазания, несомненно, это выражение подходит как нельзя лучше.



Скалолазание долгое время считалось уникальным, эксклюзивным видом спорта для ограниченного числа экстремалов, и по сути поддерживало крайне осторожные отношения с СМИ.

Но как только скалолазание получает гораздо больше внимания общественности, когда ведущие спортсмены начинают заниматься коммерческой деятельностью или широко рекламировать свои проекты, как например выступление Кевина Йоргесона (Kevin Jorgeson) и Томми Колдвелла (Tommy Caldwell) на шоу Аллена, или Алекс Хоннольд (Alex Honnold) на «60-минутном» шоу CBS и Ашима Шираиши (Ashima Shiraishi), которая подписала контракт с Coca-Cola, все это поднимает в скалолазном сообществе вопросы о биполярности скалолазного мира.

С одной стороны, скалолазы говорят, что подобные коммерческие компании показывают успех скалолазов и популяризируют этот вид спорта, с другой стороны, сильные спортсмены переключают внимание на деловые отношения аспектов скалолазания, что идет в разрез с чистым духом скалолазания.
Еще в 1970-ые годы сильнейшие спортсмены уделяли все свое внимание скалам, уходили с работы, бросали домашнюю жизнь, переезжали с места на место, только что бы быть поближе к горам и скалам. Их материальные запросы были весьма скромны и незначительны, они были не прихотливыми спортсменами, перебивающиеся временными заработками.
В сегодняшнем мира, когда спортсмены начинают активно принимать участие в различных рекламных компаниях, особенно когда источник доходов совершенно никак не касается скалолазания, разве это не противоречит самому духу скалолазания?

Однако ответ на этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд.

Самый последний пример - парфюмерная реклама, опубликованная Крисом Шамой на его странице в Instagram. Конечно, в этой рекламной компании снялись многие спортсмены, и Крис стал лишь одним из них. В этой рекламе он на скале в своей, ставшей ему уже родной Испании, демонстрирует превосходную энергию скалолазания. И для того, что бы провести прямые продажи аромата, Крис использует монолог из своего автобиографического документального фильма "KingLines" 2008 года: «Скалолазание не только позволяет выявить пределы в человеческих возможностях, но и открывает двери к бесконечному их исследованию».

И хотя сама реклама не кажется коммерчески выгодным занятием, Крис Шарма был не первым, кто привлёк внимание СМИ. Однако реклама Шармы подверглась острой критике со стороны его поклонников, что можно прочитать в комментариях, один из комментариев более конкретен в высказывании: «Если все больше и больше коммерческих капиталов будут привлекаться к скалолазанию, о нравственности и духе скалолазания можно будет вскоре забыть. Я знаю что заработать репутацию в мире скалолазания очень и очень тяжело, но стоит подумать над тем, что подобная коммерциализация не есть правильным путём к богатству».

При этом большинство критики основывается на правильной подоснове. Язвительные обвинения о том что Крис "купается в деньгах" (хотя ни по одному из комментариев не видно, что хоть кто нибудь платил ему) на самом деле подразумевают признание того, что Крис не ищет материального комфорта для скалолазания.



Скалолазное сообщество уже давно является относительно изолированным обществом, и не только в кругу единомышленников но и в кругу товаров и продуктов, оценить которые могут только знатоки. Мало кто хочет, что бы профессиональные товары для скалолазов начал производить какой нибудь мировой брэнд специализирующийся на широком круге товаров: от продуктов питания до стиральных порошков, а тем более использовал свою философию, свой подход к продвижению товаров на скалолазом сообществе.
Сегодня скалолазы более-менее выработали определенный консенсус в отношении формы представления этого вида спорта, и сформулировали общее ожидание того, что скалолазание должно оставаться естественным видом спорта а не блестящей витриной.
Вместо того, чтобы повсеместно использовать элитную парфюмерию или носить дорогие часы, скалолазы должны придерживаться аскетичного образа жизни.

Тем не менее, многие голоса других, не равнодушных к скалолазанию людей, утверждают, что ни реклама духов Крисам Шармой, ни предыдущая реклама элитных часов никак не влияют на скалолазный мир.

На самом деле подобная неразбериха возникла задолго до Криса. Такие компании как например The North Face предоставляющие товары для скалолазов, управляется материнской корпорацией VF, которая не имеет ничего общего с этим видом спорта. Active Interest Media, материнская компания американского журнала Climbing, также публикует множество других тематических журналов, в том числе специализированные по яхтам и зданиям. И это не говоря уже о том, что многие крупные компании выпускающие товары для скалолазания во всем мире финансируются из совершенно другой отрасли промышленности и бизнеса, как например рестораны и финансы.

Целью этой статьи не является изучение корпоративной собственности и финансирования, но, иллюстрация того, что для популярных скалолазов участие в коммерческих проектах не сложная вещь.

Да, моральная и умственная потеря скалолазания, которая может возникнуть в результате активного участия спортсмена в коммерческой деятельности, заслуживает некоторого внимания, но приписывание спортсмену одобрение того или иного бренда может ввести в заблуждение.
В последние годы большой приток внешнего капитала, позволил скалолазанию значительно продвинуться вперед. Уникальный дух скалолазания - это ответственность всего скалолазного сообщества, в том числе и тех, кто обвиняет Шарму.

Возможно, Вы скажете, что в центре внимания этого спора стоят не деньги или компании, а скорее объект рекламы - одеколон, который не является необходимым снаряжением для скалолазания.
С этой точки зрения важно отметить, что Шарма не первый скалолаз, способствующий продвижению таких продуктов.
В сентябре этого года, всего за месяц до того, как была выпущена парфюмерная реклама Криса, южнокорейская звезда Джейн Ким (Jain Kim) разрекламировала одобрила премиальный бренд SK-II по уходу за кожей. Однако, что странно, её рекламная компания не была раскритикована, так почему-же с одной стороны продвижение одно бренда воспринимается положительно, а другого нет?
Этот вопрос также остаётся открытым.


Теги: скалолазание, реклама в скалолазании
Автор: Редакция 4sport.ua
Опубліковано в скелелазіння

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ