Психологическая подготовка детей в контексте спортивной подготовки




В самом начале данной статьи стоит отметить, что информация, приведенная в статье, может быть применима только для тренировки спортсменов и бесполезна или даже вредна в занятиях с коммерческими группами.

При занятиях с юными спортсменами многие тренеры сталкиваются с ситуацией, когда ученик на тренировках отлично лазает, показывает прекрасные результаты в ОФП и СФП, а выходя на соревнования совершенно теряется и не способен показать даже свой средний результат, не говоря уже о высшем. Как выявить причины такой ситуации, оценить и справится с ней — сложнейшая задача для тренера, заниимающегося со спортсменами.

Первое на что имеет смысл обратить внимание, это периодичность возникновения ситуации упадка сил — возникает ли она на каждом соревновании, есть ли какая-то цикличность в такой ситуации (сезон, день недели и т. д.). Часто бывает, что соревнования проводятся на выходных, а в пятницу у учащегося трудный день в школе и в итоге он не успевает восстановиться и настроиться к соревнованиям. Многие люди, и дети в том числе, сильно зависимы от погоды и сезона. Бывет, что подготовка к экзаменам у учеников старших классов отвлекает от тренировок и соревнований. Причины разные — результат один, ученик приходит на соревнования не готовым.

Второй момент, который может привести к неудаче на соревнованиях, это страх перед ситуацией. Любые соревнования — это стресс. Незнакомая обстановка (даже в знакомом зале), незнакомые или малознакомые люди. Строгие судьи, ответственность перед тренером и/или родителями, боязнь насмешек одногруппников в случае неудачи — всё это нервирует и заставляет отвлекать ресурсы организма, психические и физические, на ненужные переживание и мысли.

Третье, что надо принимать во внимание, это психологическая установка перед стартом.

В психологии принято делить установки на два основных типа:


  • Установка на достижение успеха. Спортсмен собран, видит себя победителем (а в идеале имеет опыт победителя), соперников знает, опасается, но не боится. Трассу (или трассы) оценивает адекватно, сложные места на ней разбирает применительно к своим возможностям.
  • Установка на избегание неудачи. Спортсмен панически боится проиграть, выступить неудачно, «облажаться» перед тренером, друзьями или родителями. Часто неадекватно оценивает сложность трассы, причем возможны варианты и «шапкозакидательства», когда ученик нервно бравирует: «да ерунда, я легко пролезу!», так и подавленное состояние, когда ему кажется, что он сможет сделать только старт.


Разобравшись с причинами неудачного выступления на соревнованиях, можно предпринимать превентивные меры.

И тут их можно разделить на две категории:

Первая — оперативные и кратковременные действия. Часть этих действий может выполнять сам спортсмен, другую часть должен выполнить тренер.

К числу таких действий можно отнести напутствие тренера перед стартом, психологическое «переключение», акцентирование внимания спортсмена на позитивных моментах соревнований. Даже простой разговор с учеником может оказать терапевтический эффект. Сам спортсмен может выработать определенный ритуал, который будет выполняться перед каждым стартом. Таким ритуалом может быть надевание экипировки, стихи, произнесенные про себя, выпивание чашки горячего шоколада, какая-то игра, чтение, прослушивание музыкальной композиции.
Какой-то ритуал может подсказать тренер. Эти действия будут играть роль мантры, влияющей на сознание и подсознание спортсмена. Такая «мантра» на удачных соревнованиях запомниться и на других соревнованиях будет давать обратную связь — делать соревнования успешными.

Вторая — постоянные и долговременные действия. Тут основная роль принадлежит тренеру.

На тренировках очень важно заранее готовить спортсмена к соревнованиям. Рассказывать о правилах и условиях. Разбирать ошибки и решения спорсменов. Чем больше ученик будет знать о соревнованиях, тем легче ему будет адаптироваться к ним.
Кроме того, на тренировках должен обязательно присутствовать психологический аспект. У ребенка истерика по поводу неудачной попытки на трассе? Следует окрик «Держи нервы в узде! Настоящий спортсмен не тратит время и силы на плач. Лучше ещё раз изучить трассу и сделать выводы!». Ребёнок отказывается от попытки, считая, что он сделал всё, что мог? Объясняю: «Нет ничего невозможного, просто на некоторые вещи требуется больше времени!»

А теперь мой секрет: тренер должен верить в своих учеников! На каждой тренировке нужно говорить, что они лидеры, что они лучшие, что их должны бояться соперники — такими словами я прививаю им психологию победителей. Это не значит, что у меня или учеников розовые очки и я не вижу их недостатков, просто я показываю, что не считаю их критичными и не поддающимися исправлению.

Я честно и откровенно говорю о проблемах, которые мешают спортивному совершенствавнию и меня понимают не только 12-13 летние подростки, но и младшие в 8-10 лет. Ученики осознают проблемы и учатся с ними справляться. Следует отметиить, что работа с психологией — это очень кропотливая, долгая, малозаметная и очень эффективная работа, которой не следует пренебрегать ни в коем случае.

Теги: скалолазание, методики скалолазания, обучение скалолазанию
Автор: Никитин О.Я. vk.com/club50509089
Опубліковано в скелелазіння

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ