Ольга Прокопчук: «Женщина борется эмоциями»

Ольга Прокопчук: «Женщина борется эмоциями»
Ольга Прокопчук: «Женщина борется эмоциями»
О женщинах в спорте думают, говорят и пишут по-разному. Мнения со стороны интересны, но, куда более увлекательно, слышать с первых уст, как ощущают себя представительницы слабой половины человечества, и особенно в таком далеко не простом, проникнутом мужским соперничеством и агрессией, мире боевых искусств. Мы попробуем взглянуть на него глазами обладательницы нескольких престижных мировых титулов по панкратиону - Ольги Прокопчук.

- Оля, твоя мечта свершилась – ты стала чемпионкой мира по панкратиону на прошедшем в начале ноября финале Кубка мира «Гран-При». У тебя «золото» в абсолютной весовой категории в граплинг-ги и агоне, с чем тебя сердечно и поздравляем! Каково оно - ощущение победы? Сложные были соперницы?
- На самом деле не могу сказать, что было сложно. Были тактические ходы. Могу одно сказать, задача была выполнена – пройти соревнования без травм и с медалями, но я не особо довольна своей борьбой.

- Почему?
- В ноу-ги я проиграла полячке, с которой боролась в Швейцарии (Гран-при FILA по панкратиону, полячка Ирен Прайс стала чемпионкой – прим. ред.). Многие надеялись, что выиграю я, но так сложились обстоятельства, многие факторы повлияли, что я не стала первой. Так карта легла!

- Но ты стала чемпионкой в других разделах. Разве эти победы не компенсируют один проигрыш?
- Не компенсируют, потому что в кимоно мы должны были также встречаться на ковре с Ирен, но их сборная уехала домой, так что финал не состоялся. Может, они не хотели проигрывать, может, уехали из других соображений.

- Всё же, тебе удалось постоять на пьедестале, и, я думаю, это главное.
- Да, но эти чувства были бы более трогательные, если бы я всё-таки выиграла у своей давней соперницы.

- Перед отъездом в Венгрию на соревнования ты говорила, мол, стану чемпионкой мира, и распрощаюсь со спортивной карьерой. Не передумала?
- Нет, не передумала, буду заканчивать спортивную карьеру. Выступлю в последний раз на чемпионате Украины и всё. Не вижу смысла. Если бы панкратион был Олимпийским видом, то можно было бы ещё потерпеть, повыступать.

- А какой у вас возрастной ценз?
- По сеньёрам до 35 лет.

- Так у тебя ещё все впереди! Возможно, к 2016 году панкратион внесут в программу Олимпийских игр, и можно будет побороться за медали.

- Уже больше тянет к тренерской работе. Она приносит большее удовольствие. В зал приходишь, как к себе домой. Ощущения душевные такие, будто бы ты у себя дома на диване. Здесь мне дали возможность раскрыться и как тренеру, и как человеку (Ольга тренирует ребят в СК «Спартанец», который работает на базе холдинга охранных предприятий «Шериф» - прим. ред.). Единственное, хотелось бы, чтобы ещё и государство обращало внимание на проблемы спорта, чтобы открывалось больше спортивных клубов для молодёжи, чтобы тренерский труд достойно оплачивался, иначе тренер не сможет отдавать свои силы и знания ученикам. Увы, сейчас мне приходиться вкладывать больше своих средств, чем я зарабатываю.

- На мой взгляд, проблема не только в отсутствии интереса государства к проблемам спорта. Сами подростки и молодёжь не особо интересуются спортом, просиживая всё свободное время либо возле телевизора, либо в интернете.
- Конечно, хочется нормального будущего для нашей страны. Я смотрю и на своего сына, ситуация плачевная. Чтобы их сейчас затянуть в спортивный зал, это целая трагедия. Хотелось бы, чтобы наши дети были здоровее. Коллеги вспоминают, как они в детстве тренировались – работали, как взрослые. Текла кровь с носа, но никто не паниковал. А сейчас мальчика раз бросить на ковре – у него перелом в трёх местах. Нужно что-то менять, чтобы у нас было будущее.

Ольга Прокопчук: «Женщина борется эмоциями»
Ольга Прокопчук: «Женщина борется эмоциями»
- Вспомни, как началось твоё увлечение спортом? Что это было? Сразу поняла, что хочешь заниматься единоборствами?
- Как раз нет, это произошло случайно. До единоборств была и легкая атлетика - метание молота, и гребля. Были результаты, но из-за пассивного отношения тренера, решила перейти в другой вид, а именно занялась дзю-до. Как - то на улице ко мне подошёл незнакомый мужчина со словами: «Девушка, вы спортсменка? А вы, случайно, не штангой занимаетесь?». Я ответила что и как, а он предложил попробовать заняться борьбой. Оставил номер телефона спортивного зала. Так он мне и пригодился. Сперва было трудно перестроиться, дыхания не хватало. А потом пошло-поехало. Может, у меня упорства было много, может, заметила, что тренеру не всё равно (первый тренер Ольги по дзю-до Бислан Чесебиев – прим. ред.). А спустя полгода после того, как занялась борьбой, переехала в Харьков, там открыли первый на то время самый крупный тренировочный центр, где лежали три олимпийских ковра, и были нужны опытные спортсмены, ставящие перед собой высокие спортивные цели. Занялась самбо. Получила мастера спорта и по дзю-до, и по самбо.

- Я знаю, что тебе довелось сделать перерыв на 4 года. Ты не выходила на ковёр, потому что родила и воспитывала сына. Как произошло твоё возвращение в спорт и знакомство с панкратионом?
- Всё до банального просто – нужны были деньги. А есть мужчины, которым интересно попробовать свои силы в борьбе именно с женщиной. Спортсмены арендовали зал, установили гонорар, и я ходила туда, как на тренировку. Один из них, турок по национальности, и рассказал мне о граплинге, о том, что в Европе это очень распространённый вид борьбы. Им занимаются даже домохозяйки, которым скучно вести домашние дела, и они устраивают между собой сеймы. Продаются билеты и желающие могут поприсутствовать.
Плюс ко всему о панкратионе я знала, поскольку у меня в Харькове была знакомая, чемпионка мира по панкратиону.

- А как получилось, что ты стала тренером по панкратиону?
- Эту работу предложил мой знакомый (Алексан Мхитарян – старший тренер сборной Киева по панкратиону). С тех пор прошло уже два года.

- Твои главные соперницы на ковре, лидеры мирового рейтинга – полячка Ирен Прайс и спортсменка из Франции Сьюзи Торес. Способны ли украинки сместить их с пьедестала?
- Их реально победить, но нужно научиться думать, как они, тактически правильно строить поединки.
Ольга Прокопчук: «Женщина борется эмоциями»
Ольга Прокопчук: «Женщина борется эмоциями»
- А чем отличаются европейский стиль ведения поединка от нашей школы?
- Они просчитывают каждое движение, а мы нет, хотя у нас есть преимущества в физической силе и определённая база – будь то самбо, дзю-до или вольная борьба. А они думают по-другому. Для них борьба в стойке – не главное, им важно пробороться в партере. Они на этом зарабатывают баллы. Мы же бросили соперника и уже гордимся собой. Хотя силы то теряешь, вкладываясь в этот бросок. На этом и проигрываешь. Вспоминаю Швейцарию: я бросила полячку, а через секунду она оказалась у меня на спине. Она упала, обвила мне ногу и не дала сделать удушающий. Заработала на этом 4 балла.

- Наблюдая за женщинами на ковре, иногда задаёшься вопросом: «Откуда берётся столько агрессии и злости в только что милых и приветливых созданиях?»
- Женщина борется эмоциями! Мы же от природы эмоциональные, поэтому и на ковре так происходит. Женщина резвая, хочет сразу выиграть у соперницы, поэтому и рискует. А мужчины зачастую лениво начинают поединки, чтобы не упустить ни балла, они подумают, как лучше сделать захват, и могут в одном захвате пройти весь поединок.

- Но всё же мир единоборств - мужской мир. Как ты себя ощущаешь в мужской компании тренеров и спортсменов?
- Как рыба в воде! Во мне, конечно же, есть женские черты, но борьба даёт о себе знать, оставляя определённый отпечаток на характере, эмоциональном состоянии. Становишься настоящим бойцом!

- А раньше ты была другой?
- Была мягче, добрее, не было жёсткости в характере. Мне вообще когда-то говорили, что я не смогу заниматься спортом, потому что у меня нет спортивного характера. А что такое спортивный характер? Это агрессия. Её у меня до определённого момента действительно не было. Но потом, когда начала заниматься борьбой, появился и спортивный характер, и азарт. Помню случай, когда мне очень хотелось стать мастером спорта, достичь результата, проявить себя. Я поехала на мастерский турнир по дзю-до, а у меня была травмирована ключица. Врач разрешил выступать, но правая рука вообще не поднималась. А съехались все титулованные спортсмены, девочки, которые с пелёнок занимаются борьбой. Надежды победить фактически не было. Но я вышла на ковёр. Провела первую встречу – выиграла, вторую – выиграла, а работать рукой полноценно не могу. Зато адреналин уже появился, боли не чувствовала, так и вышла в финал. В моём весе было 18 человек, это очень много! Вот тебе и характер!

Теги: другие, панкратион
Автор: Беседовала Юлия Приходько
Опубліковано в

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ