Wilier Triestina: от побед Коттура к триумфам Гончара и Баллана

В велосипедном мире велосипед - не просто спортинвертарь. Это богатая история, выросшая в филосифию. Компаний по производству велосипедов со своей многолетней историей, брендов, которые определяли развитие вида спорта - не так много. Одна из них - итальянская Wilier Triestina, чья история насчитывает более ста лет. За это время были и победы, и поражения, и период забытья. Совсем скоро эта марка станет ближе и украинскому любителю велосипедного спорта: после объединения усилий Lampre и ISD наши гонщики пересядут на легендарные велосипеды из итальянского городка Россано Венето.

Хотя история Wilier Triestina и украинского велоспорта уже пересекалась: именно на этом велосипеде чемпионом мира в "разделке" стал Сергей Гончар. Кроме того, во многом благодаря этому бренду велосипедный мир узнал имя Алессандро Баллана.

Ранние годы

Компания Wilier Triestina была основана в 1906 году, когда у Пьетро Даль Молина, торговца из Бассано дель Граппа, возникла идея создать свой собсвенный велосипед. Его кузница "стальных коней" представляла собой меленькую мастерскую, расположенную на берегах реки Брента, и изначально называлась Ciclomeccanica Dal Molin. Поскольку в те времена спрос на велосипеды рос с каждым днем, его дело имело успех, становясь все более успешным. Даль Молин даже поставлял велосипеды для итальянской армии во время первой мировой войны.

После первой мировой войны сын даль Молина Марио взял бразды правления в свои руки. Он стал применять в производстве велосипедов хром и никель. Под его руководством производство значительно увеличилось.

Самый популярный вид транспорта

Годы после второй мировой войны были временем восстановления и безденежья, так что велосипед стал самым доступным, и от того самым популярным видом транспорта. Вместе с велосипедом как средством передвижения популярность набирал и велоспорт. Чемпионы по велоспорту становились настоящими героями. Эпические сражения Коппи и Бартали вдохновляли итальянцев. И, в 1945-м году даль Молин решает создать гоночную команду, которая получила название Wilier Triestina.

Название Wilier - это патриотическая аббревиатура. В итальянском языке буква W практически не используется, и обозначает сокращение от слова Viva! Так что расшифровка аббревиатуры, давшей название новой команде, выглядит так: "Viva Italia LIbera E Redenta!", что означает: "Да здравствует Италия, свободная и обвобожденная!".Слово Triestina было данью городу Триесте, который к тому времени еще не восстановили после войны. Капитаном команды стал Джордано Коттур, родом из этого самого Триесте. Когда в 1946 году один из этапов Джиро Д'Италия финишировал в Триесте, именно Коттур стал победителем этого восхитительного по напряжению этапа. Вскоре велосипеды также стали именоваться Wilier Triestina.

После этого успеха Wilier стал важной частью итальянского велоспорта. Масштабы заводов компании выросли, также, как и количество сотрудников, чтобы удовлетворять все растущий спрос. Производство достигло 200 веосипедов в день, а штаб заводов составил 300 сотрудников.

Теперь, для того, чтобы повысить результаты и престиж команды, в 1947 году Wilier купил перспективного молодого велосипедиста Фиоренцо Магни. Вместо того, чтобы стать тенью Коппи и Бартали, Магни смог стать настоящим героем итальянского велоспорта, выиграв Джиро Д'Италия в 1948 году. В этом же году Wilier получил распространение в Южной Америке. В следующем сезоне Wilier подтвердила свое величие, выиграв несколько национальных стартов, а в 1949 и 1950 годах команда достигла успеха на Тур де Франс и Туре Фландрии.

Тяжелые времена

Послевоенная разруха сменилась новыми временами - временами прогресса и возрождения. И, как ни странно, это плохо сказалось на производителях велосипедов. Все большую популярность у народа завоевывали мотоциклы и скутеры, которые сменили на дорогах велосипеды.

Производители велосипедов страдали от плодов прогресса, и в в 1952 году Wilier Triestina была вынуждена закрыть свой завод и оставить мир велоспорта.

Казалось, что одна из величайших итальянских марок велосипедов потеряна навсегда.

Возрождение

В 1969 году марку Wilier Triestina купила семья Гастальделло из Россано Венето. Благодаря им история "медной ювелирни" продолжается уже в новом городе. Джованни Гастальделло работал на велосипедном заводе еще до того, как он закрылся. Его сын, Лино, "заболел" велосипедом в самом юном возрасте и команда Wilier Triestina пленила его своими победами. Когда появилась возможность купить то, что осталось от легендарной компании, Джованни Гастальделло не раздумывая выложил за бренд 1000000 итальянских лир (сегодня эта сумма составляет около 520 евро) и стал обладателем одной из вотчин велоспорта.

Первой сложностью, с которой столкнулись новые владельцы стал переезд оборудования на новое место и неумение вести дела. Однако со временем все наладилось. Велосипеды производились вручную. Поначалу велосипеды красили в популярные цвета, но вскоре решили привнести в марку исторического отголоска - и на дорогах появились велосипеды цвета меди, какими они были в 40-х и 50-х.

Прорыв пришел в 1979 году, когда фирма начинает поставлять велосипеды для команды Mecap Hoonved. С тех пор история Wilier Triestina превратилась в историю успеха в бизнесе. В 1989 году Лино Гастальделло формирует корпорацию Wilier Triestina SpA и становится ее президентом.

После паузы Wilier Triestina вернулся в профессиональный велоспорт в качестве спонсора команды Brescialat. В 1997 Wilier становится официальным партнером Mercatone Uno, которая подписывает Марко Пантани (на фото Лино Гастальделло около мемориала Пантани).

Современная эпоха итальянской "велоконюшни" включачает ряд заметных побед, которые ковались на итальянских велосипедах Wilier Triestina:

1985 - Клаудио Корти стал чемпионом Италии в групповой гонке
1997 - Марко Пантани выигрывает два этапа Тур де Франс и занимает третье место в генеральной классификации
2000 - украинец Сергей Гончар становится чемпионом мира в гонке с раздельным стартом
2004 - Wilier Triestina расширяет свое производство
2004 - Давид Ребеллин выигрывает три гонки исторического календаря: Amstel Gold, Флеш Валлонь и Льеж Бастон Льеж
2008 - Баллан одерживает победу на чемпионате мира

В последние годы между Wilier Triestina и велокомандой Lampre установились самые теплые отношения. Дамиано Кунего и Алессандро Баллан тестировали топовые модели компании. Памятные победы - Тур Фландрии (Баллан, 2007), Амстел Голд, Джиро ди Ломбардия (Кунего, 2007-2008) - были одержаны на велосипедах Wilier Triestina.

Интересно, но именно Лино Гастальделло посоветовал Lampre приобрести молодого и только подающего надежды Баллана. При этом производитель велосипедов заплатил половину годовой зарплаты итальянского гонщика за Lampre, только бы Баллан был в составе.

Алессандро Баллан на Wilier солирует на Туре Фландрии
Алессандро Баллан на Wilier солирует на Туре Фландрии
Более десяти лет назад Лино передал бразды правления компанией своим сыновьям, хотя и оставался президентом компании. В январе этого года Гастальделло трагически погиб во время традиционной велосипедной прогулки, попав под машину. Семья Гастальделло едва отметла 20-летие своего детища - Wilier Triestina SpA. Хотя Лино и был президентом компании, он много времени проводил в мастерской, в обычной черной рубахе механика.

Сегодня компания остается одним из популярнейших производителей велосипедов в мире, завоевывает американский рынок и продолжает славные традиции, заложенные еще в начале 20-го века в велосипедной Италии. Теперь на велосипедах этой марки будут выступать и украинские гонщики, которые со следующего года войдут в совместную команду ISD и Lampre.

Теги: Велоспорт, Wilier Triestina, Пантани, Amstel Gold
Автор: http://www.sportclub-isd.com
Опубліковано в інші

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ