Стив Свенсон: Что я узнал в своей жизни

 Стив Свенсон (Steve Swenson). Фото Jim Lowther
Стив Свенсон (Steve Swenson). Фото Jim Lowther


63-летний американский альпинист Стив Свенсон (Steve Swenson) имеет за своими плечами ранние в истории Эвереста и К2 бескислородные восхождения на эти вершины, десятки сложнейших экспедиций по всему миру и является обладателем самой престижной в мире альпинизма награды: премии "Золотой Ледоруб" (Piolets d'Or 2012) за первовосхождение на Saser Kangri II (7,518 м) расположенный в восточной части массива Каракорум в Кашмире (Индия).
Подробней о этой экспедиции читайте в статье: АМЕРИКАНСКОЙ КОМАНДОЙ ВПЕРВЫЕ В МИРЕ ПОКОРЕН ПИК SASER KANGRI II

Стив никогда не был профессиональным альпинистом, совершая свои восхождения в небольшие отпуска на основной работе инженером, и уже будучи на пенсии, зарабатывая на жизнь писательством.

***

Моя первая поездка на Эверест в 1994 году была каким-то жалким опытом. Эверест отбросил меня со всем моим опытом во времена когда я был бойскаутом, я заново должен был учиться подниматься на гору.
Тогда я узнал, что, вероятно, самое важное в горах это умение брать на себя ответственность как за себя так и за других людей, за которых ты в ответе; умение приходить на помощь другим, когда они в беде.
На Эвересте были люди, которые бросали нуждающихся в помощи, или люди, чьи амбиции в достижении вершины были мечтой жизни, но они отказывались от них, ради помощи других, кто не был подготовлен к восхождению но все равно вышел на маршрут.

После всего этого увиденного я не возвращался к восьмитысячникам

***

Альпинисты должны уметь играть в "долгую игру". Я четыре раза приезжал в Пакистан и так и не смог подняться на вершину

В 1986 году я подал заявку на получение пермита для восхождения на Гашербрума IV, но отказался от неё ради восхождения на восьмитысячник К2.
Джордж Лоу (George Lowe) и Алекс Лоу (Alex Lowe) тоже собирались туда, а я испытывал благоговение перед этими знаменитостями.
Кроме того, после попыток в 1980 и 1983 годах подняться на Гашербрум IV, я уже не думал, что моя очередная попытка это правильное решение. Оба раза я организовывал экспедицию и оба раза они были очень проблемные с большими потерями.
На самом деле в 1986-м году, я думал, что понял что было не так с Гашербрум IV, ведь та команда, с которой я собирался взойти на вершину, все же смогла пройти маршрут.
(от Ред: в 1986 году Грег Чайлд (Greg Child), Том Харгис (Tom Hargis) и Тим Макартни (Tim Macartney) поднялись на главную вершину по Северо-Западному гребню.)
На К2 я остановился за 300 или 400 метров от вершины, когда на нас налетел шторм в конце штурмового дня.

***

Однако К2 в 1990 году был нашим огромным успехом (в команде с Грегом Мортимером (Greg Mortimer), Грегом Чайлдом (Greg Child) и Филом Эршлером (Phil Ershler). Судя по всему мы бы так и не поднялись бы на К2, если бы я не побывал на склонах этой горы в 1986 году.

***

Моя четвертая попытка взойти на Гашербрум IV была последней. Приятно понимать, что нужно двигаться дальше. Хотя несбыточная мечта зачастую может быть разочарованием, но так бывает в жизни, и нужно дать себе перерыв. В жизни так много вещей, которые нужно сделать.

***

В 2004 году на хребте Мазено на восьмитысячнике Нангапарбат с Дагом Шабо (Doug Chabot) мы вынесли несколько важных уроков.
Мы прошли длинный гребень с восхождением на четыре пика до главной вершины, там я сильно заболел, беспрерывно кашлял и вынужден был спуститься вниз.

Мы оставили все наши вещи и веревку тоже, и начали спуск, спускались до тех пор, пока не добрались до большого скального участка, который сужался в горный хребет.
Стив Хаус (Steve House) тогда сказал нам, что помнит, где были провешены старые перила... Но в итоге их не было. Теперь нам нужно было бы вернуться назад и никогда не совершать таких глупостей или же продолжить спуск и разбиться на скалах.

Я узнал, что когда альпинист совершает ошибку, это обычно не первая его ошибка, но каждая из них может быть смертельной. Альпинист спешит, нервничает, пытаясь исправить первую свою ошибку...
Я сказал Стиву что должен быть еще какой-либо выход. Поэтому мы сидели на вершине этих скал три часа, раздумывая о своем положении. В конце концов я вспомнил, что в 30 метрах выше, краем глаза, вроде бы видел обрывки старых перил, торчащие из-подо льда. Мы вернулись вверх и три часа провели вырубывая веревку во льду, достав около 25 метров. И это спасло нас от смерти.

Никогда не оставляйте свою веревку. И не слушайте чужие советы. Это не вина Стива, мы все приняли это решение.

***

В одной из экспедиции, я увидел прямо из джипа, еще на подъезде к горе, что экспедиция будет провальной. Одни из самых больших уроков в жизни получаются в экспедициях. Вы идете с сомнительной мыслью. Может быть ничего и не получится, но попробовать стоит, стоит попробовать насколько далеко Вы сможете подняться, сколько ценного Вы можете узнать о горе, как это было у меня на К2 в 1986 году, и, возможно, этот опыт пригодиться Вам в дальнейшем.

***
Я понял, что в серьёзной экспедиции Вы идете в горы с равными Вам по силе партнерами, а это значит, что у всех вас есть равные возможности и ответственность за принятие решений.
Важно осознавать масштаб восхождения, когда любой из команды, даже ты сам можешь быть напуган или физически истощен чтобы помогать команде взойти на вершину.
Если я чувствую, что это происходит с кем-либо, наша команда немедленно спускается.

***

Во время написания книги о восхождении в Каракоруме "Karakoram: Climbing Through the Kashmir Conflict" я научился использовать свои умственные способности в большей мере чем раньше.
По своей природе я систематичен и организован, и эти навыки были полезны в горах, поскольку я альпинист и инженер. Чтобы написать интересную книгу, я знал, что мне придется сильно и много поработать над тем, чтобы быть стать более творческим и интуитивным. Этот процесс был тяжелым.
Очень жаль, что я не сделал нечто подобное гораздо раньше.


Теги: Стив Свенсон, Steve Swenson, альпинизм, горы,
Автор: Редакция 4sport.ua, по материалам www.rockandice.com/
Опубліковано в

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ