Кто такой тренер, в чем заключается его работа?




Очень часто начинающие тренеры не могут правильно сформулировать и в дальнейшем реализовать задачи своей деятельности. Без правильно выработанной позиции своего отношения к цели работы, тренер может получить результаты, не соотносящиеся с его ожиданиями, как тренера.
В нашей статье мы рассмотрим варианты приоритетных задач необходимых для работы с разными группами спортсменов.

Есть две основные модели, характеризующие установки тренера на поставленные перед ним задачи.

Первая модель
– выявление среди общей массы начинающих спортсмена, показывающего наилучшие физические, морально- волевые результаты, так же и предрасположенность (данные)к конкретному виду спорта .
- использование всех доступных средств для достижения наивысшей точки спортивного мастерства (при этом, как правило, все остальные аспекты развития личности спортсмена, не способствующие достижению результата, игнорируются или развиваются не достаточно).

Вторая модель
- тренер наставник. Задача такого тренера помочь начинающему спортсмену найти свой путь, создать положительные предпосылки для его гармоничного развития.

Один и тот же тренер в своей работе может применять обе модели, но необходимо очень четко разделить группы, к которым применяются разные методы тренировок. Так же, еще перед началом работы с начинающими спортсменами, необходимо определить задачи и желаемый результат работы тренера со спортсменом на текущий момент . Со временем задачи могут меняться.

И так, есть группы спортсменов, к которым применяются разные методы тренировок.

  • Первая группа – начинающие спортсмены. Приоритетной задачей у тренера в работе с такой группой является развитие положительного отношения к занятиям физической деятельностью. Все тренировки проводятся в игровой форме. Во главе угла стоит интерес спортсмена к выполняемым задачам. Если вы добились того что спортсмен с удовольствием приходит в зал и выполняет поставленные перед ним задачи - это уже победа.

  • Вторая группа – спортсмены готовые выполнять необходимые требования тренера для достижения результата, предполагающие большие нагрузки на организм, но не ставящие перед собой задачу стать профессиональным спортсменом. Задача тренера поддерживать мотивацию спортсмена на необходимом уровне, внимательно дозировать нагрузки и не допускать длительной монотонности в тренировочных процессах. При работе с этой группой тренеру необходимо помнить, что даже если спортсмен проявляет большой интерес к тренировкам, это не является его приоритетной задачей. При увеличении нагрузок или при изменении социальных обстоятельств он может бросить занятия спортом или прервать их на время.

  • Третья группа – спортсмены готовые на все для достижения поставленных перед собой спортивных целей. Как правило, такие спортсмены, используя свою мотивацию, не требуют от тренера контроля за выполнением объема тренировок. Ключевой задачей тренера является долгосрочное планирование сроков подготовки спортсмена для выхода на пик формы к соревновательному периоду. Также тренер должен оказывать необходимую помощь в определении и исправлении негативных проявлений в психике спортсмена, мешающих выполнению поставленных задач.


Работая со спортсменами разных уровней, необходимо четко представлять и соотносить ожидания от выполнения поставленных задач, как у тренера так и у спортсмена.
Несоответствие итогов желаемого результата со стороны тренера и спортсмена приводит к снижению результативности в работе.

Мы надеемся, что данная статья поможет тренерам определить свой подход к работе с разными группами.

Теги: тренер, тренер в скалолазании, начинающий тренер
Автор: Иноземцев Борис
Опубліковано в скелелазіння

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ