Концентрация внимания при силовой и кондиционной тренировке




Один из наиболее значимых путей передачи информации от тренера к спортсмену – вербальные (словесные) инструкции. Они используются преимущественно для информирования спортсмена о том, что как необходимо выполнить повторения предстоящего упражнения, либо о необходимых изменениях техники для улучшения результативности движений. Правильно используя инструкции, квалифицированные тренеры могут направить команду или отдельного спортсмена к необходимым результатам на тренировках и во время соревнований. Тем не менее, если инструкции не ясные, слишком сложные или неточные, они приведут к нежелательным результатам, например, проигрышу в игре или, что ещё хуже, физической травме.

Отдельно изучается, как словесные инструкции влияют на концентрацию внимания при выполнении движений. В частности, один из основных вопросов: о чём следует думать или на чём сосредотачиваться человеку при выполнении движений, чтобы повысить их эффективность? Экспериментальные данные неизменно показывают, что объект, на котором концентрируется внимание, в значительной степени определяет качество выполнения двигательной задачи. В предыдущих исследованиях сообщалось, что спортсмены, как правило, не могут выбрать или научиться способу эффективного сосредоточения внимания самостоятельно так же хорошо, как под руководством тренера. Эти сведения демонстрируют важность последовательного и эффективного использования тренером устных инструкций во время тренировок и соревнований для того, чтобы спортсмены сосредотачивали внимание в нужном направлении.

Тренировки с правильно сосредоточенным вниманием оказывают непосредственное воздействие на обучение атлета спортивным навыкам. Кроме развития спортивных навыков, спортсмен учится находить лучше решение в игровой ситуации. Структура практики оказывает прямое воздействие не только на обучение спортсмена движениям, но и оптимизирует уровень выполнения этих движений в игровой ситуации. Концентрация внимания спортсмена может иметь 3 направления: внутреннее, внешнее и нейтральное. Концентрировать внимание на внутренних ощущениях это думать о движениях своего тела. В отличие от этого, концентрация внешняя это сосредоточение внимания на результате движения, а не на движении самом по себе. Например, когда спортсмен выполняет прыжок в длину с места, для достижения максимальной дальности он сосредотачивает внимание на наиболее быстром выпрямлении коленей. Этот пример внутреннего направления концентрации внимания, так как мышление направлено на движения тела (распрямление коленей). Ситуация, когда спортсмен думает о том, как допрыгнуть до выделенной линии на полу перед собой, это пример внешней направленности концентрации внимания, так как он/она размышляют о результате движения (достижение линии), а не о самом движении. Если спортсмен не выбирает объекта сосредоточения, выполняя задачу, говорят о нейтральной направленности концентрации внимания, так как мышление не сосредоточено ни на выполнении, ни на результате задания. Нейтральную направленность внимания часто связывают с действиями высококвалифицированных спортсменов при выполнении хорошо знакомых движений. Тренированные спортсмены часто способны выполнять знакомые движения, не задумываясь; навык автоматического выполнения без мыслительного напряжения или внимания на выполнении двигательной задачи.

Эмпирические наблюдения в этой области показывают, что концентрация на внешних ориентирах более результативна в отношении результатов движений, чем использование нейтральных или внутренних ориентиров. Гипотезу «об ограничениях движения» часто используют для объяснения преимуществ движений с внешней направленностью внимания по сравнению с нейтральной или внутренней. Согласно этой гипотезе, акцент внимания на результате движения (внешний) позволяет двигательной системе работать, в основном, автономно или на неосознанном уровне. Это приводит к тому, что движения выполняются быстрее, эффективнее, с лучшей координацией. Когда же используется внутренняя направленность внимания, движения выполняются под контролем сознания. Нарушение автоматического выполнения «ограничивает» двигательную программу и ведет к отклонению движений от оптимальной схемы, что, в свою очередь, ухудшает выполнение двигательных действий.

Люди, использующие нейтральную или внутреннюю направленность внимания, обычно выполняют одинаковое количество повторений, 10, 12). Может показаться логичным, что люди направляют внимание внутрь, когда получают инструкцию о нейтральной направленности внимания. Но недавние исследования показали, что это не совсем так. В эксперименте Porter et al испытуемые опрашивались после выполнения упражнений на ловкость. Результаты исследования свидетельствуют, что после рекомендации о нейтральной направленности внимания направленность внимания была беспорядочной, а не внутренней или внешней. Это означает, что они часто переключали внимание при выполнении заданий и между ними, а также зачастую выбирали команды, не эффективные с точки зрения улучшения ловкости движений. Требуются дальнейшие исследования для понимания причины, по которой инструкции о нейтральной направленности или самостоятельном выборе направленности внимания не позволяют выполнять движения оптимально.

Чрезмерное количество инструкций не приводит к улучшению результатов. Например, Poolton et al сообщили, что чрезмерный инструктаж при упражнениях перегружал оперативную память и ухудшал выполнение, независимо от внешней или внутренней направленности внимания. К отягощающим факторам можно отнести высокую сложность выполняемой задачи и непредсказуемость окружающей обстановки. В подобных обстоятельствах тренеру сложно придумать необходимые инструкции, которые позволят спортсменом сосредоточить внимание должным образом. В такой ситуации тренеру лучше подобрать аналогии и метафоры, вызывающие внешнюю направленность внимания. Использование тренером аналогий и метафор поможет спортсмену думать о желаемом результате, а не о самом движении. Например, при выполнении спринта тренер представляет поверхность, как «плиту», контакт с которой нужно свести к минимуму. Применение метафоры ведёт к использованию спортсменом внешней направленности внимания, без большого количества инструкций о механике спринта у спортсмена, которые могут быстро привести к ментальному подавлению и вызвать «паралич анализом».

В следующих разделах мы обсудим научные исследования и представим обоснованные рекомендации, которые могут использоваться тренерами для улучшения результатов у спортсменов при тренировке с отягощениями, развитии скорости, выполнении прыжков и тренировке функционального баланса. Упомянутые направления тренировки обычно попадают под ответственность специалиста по силовой и кондиционной тренировке; таким образом, для тренеров очень важно понимать, какие инструкции подойдут их спортсменам лучше всего.

Дополнительно мы представим примеры того, как тренерам будет легче адаптировать эти методы в своих программах подготовке при работе со спортсменами.



Теги: скалолазание, тренировки в скалолазании,
Автор: Перевод С. Струков, vk.com/club48294316
Опубліковано в скелелазіння

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ