История срыва альпиниста на горе "Сокол" в Судаке

Эта статья про аварию на Соколе, случившуюся солнечным днём 3 мая 2013 года на маршруте "хАчу" 3Б к.сл. с группой альпинистов из Харькова.

Эта авария положила начало спасательного марафона для ребят из Судакского КСС, продлившегося 5 дней подряд, к счастью обошлось без самого плохого.

срыв альпиниста на Соколе
срыв альпиниста на Соколе


Сразу представлюсь - Дмитрий Кочетков, организатор и руководитель этой группы, а также непосредственный участник самого ЧП.

Цели публикации:
Максимально корректно и подробно осветить происшедший несчастный случай для:
а) пусть менее опытные читатели сделают выводы из прочитанного и комментариев;
б) пусть более опытные читатели выскажут свои мысли по поводу прочитанного;
в) предотвращения кривотолков;
г) урока на будущее всем, в том числе и мне.

Кратко о нас и о наших планах на выезд:
Сводный отряд друзей, собранный из осколков давно рассыпавшихся нескольких Харьковских секций. Собираемся и ездим в горы несколько раз в год, стандартная программа - Крым/Кавказ. Крым - сами, Кавказ - со сборами. Квалификация? Хожу крымские пятёрки когда есть желание и напарник. А так - несложные восхождения с друзьями и фотоаппаратом + море + вино. В общем классика для Крыма. Мой напарник по связке Иван - птица примерно того же уровня полёта.
Остальные участники слабее в лазании и тактике (что круто аукнулось в данном случае для нашего Андрея), но имеют примерно такой же опыт восхождений в разных горах - лет по 8-10, хоть и без уклона в спорт. Также с нами было несколько неопытных ребят, для которых в планах были обзорные двоечки, а дальше - по результатам. В группу опытных попала и девушка Лена, которая в решающий момент спасла своего напарника Андрея ценой сожжённой ладони.

Первые дни, общая тактика проведения восхождений:
Разбившись на 3 связки по принципу "опытные с неопытными" начиная со второго дня после приезда мы сходили в следующей последовательности следующие маршруты: "Двойка слева" (для двойки нормально), "Мучача" (для двойки ненормально опасно на первой верёвке и на траверсе вверху), "Деревянную тройку" (для 3Б обычно, только длинно).
Ни на одном из трёх маршрутов у меня не зародились сомнения в надёжности наших участников из группы "более опытных": Ивана и Андрея. Они спокойно пролазили в своих связках первыми с нижней страховкой то же, что и я перед ними. Ленка спокойно страховала. Менее опытные мужественно преодолевали препятствия с верхней.
Без проблем сходив первые три маршрута, на четвёртый день, согласно канонам, устроили день отдыха.

Собственно авария:
В страстную пятницу (никто не знал, иначе конечно не пошли бы 100%) в 5.00 зазвенел будильник, встаю, иду в столовую, ставлю чайник, жду народ. В планах восхождение двойки Андрей-Лена на "хАчу" и наш паровозик из всех остальных на "гребневую двойку". Время идёт, но на кухне появляются только "опытные".
"Неопытные", как говорится, нишмагли. В целях дисциплины решаем их не будить, и через минут 20 выходим двумя связками в направлении "хАчу". Первой пойдёт, как застолбившая маршрут, связка Андрей-Лена, вторыми - мы (я-Иван-Влад). Наш третий в связке Влад - опытный участник и наш старых друг, заехавший на пару дней чтобы по возможности что-нибудь сходить.

На момент закипания чайника нити судьбы уже начали плести паутину, которая в результате сплелась очень удачным для Андрюхи образом. Новички проспали - мы идём с двойкой на тот же маршрут, а не на другую сторону Сокола; Влад приехал и хочет походить - мы ВСЁ-ТАКИ ИДЁМ на "хАчу", а не заваливаемся спать, отпустив Ленку с Андреем самих. А раз мы идём, то у меня моя аптечка. С уколами.
Андрей, зная об этом, оставляет свою аптечку в лагере. Опять же к счастью, поскольку уколов там, увы, нет. Знакомый подход не занял много времени, и примерно в 6.00 Андрей стартует по щели справа от прислонённой плиты, согласно описанию. Через какое-то время он становится на самостраховку на дерево правее нитки маршрута (надёжную станцию по линии маршрута, в месте, указанном в описании, сделать затруднительно).
Выбрав верёвку начинает выбирать Ленку. Всё это прохождение верёвки первой связкой вызывает чуть ли не сон у нашей тройки и за пару секунд принимаем решение лезть соседний "Менуэт", чтобы не ждать на каждой станции "хАчу" пока пролезет первая связка, камнями по башке не наполучать и всякое такое прочее. В это же время справа от нас начинает движение по "Единичке" группа альпинистов из Киева.
Быстренько загребая по первой верёвке Менуэта прихожу на тоже дерево, где у наших ребят первая станция. Мне нужна от них магнезия (на хАчу не брал, да) и описание (у них в рюкзаке гайд по Соколу).

Чтобы даром не терялось время, закрепляю верёвку и ко мне за полминуты прибегает Иван и вщёлкивается в эту же станцию. В это время Андрей начинает движение от станции вверх по полке, потом по щели согласно описанию. Я начинаю выбирать Влада с земли. Иван бездельничает. Ленка страхует. Я стою между Ленкой (она со стороны Андрея естественно) и Иваном, который находится максимально справа на дереве (ближе всех к линии Менуэта). Таково положение нашей группы на момент возникновения проблем.

Поворачиваюсь к Андрею и спрашиваю как дела. С высоты метров в 20 от нас (осталось всего метра полтора до спасительного перегиба) он спокойным голосом сообщает что "дела печально". Всматриваюсь внимательнее чтобы понять что именно печально и как из этого положения выйти. Ощущения беды нет. Через 5-10 секунд Андрей делает движение вправо, пытаясь спастись, но ничего не получается, и я вижу момент его отрыва от скалы.

Время почему-то почти останавливается и в памяти остаётся какая-то просто раскадровка событий, уложившихся максимум в 15 секунд "от и до". Ору Владу "стань на любой шлямбур".
Мне срочно нужны мои свободные руки. Ленка вскидывает страховку (страховка через себя, через карабин, страховать без восьмёрки - команда лидера, чтобы не сдёрнуть) и начинает выбирать слабину. Слабина большая - точек страховки выше станции у Андрея не было (согласно описанию и консультациям эту верёвку в этом месте нужно просто лезть, организация точек страховки крайне затруднена).Успевает наверное выбрать метр или около того, на момент прилёта Андрея в полку, на котором растёт наше дерево (середина полёта).

Пока что отстутствие в страховочной системе восьмёрки его спасает, позволяя относительно быстро выбрать хоть что-нибудь, но очень скоро Ленкины руки заплатят за это свою цену. Андрюха сильно бьётся плечом-каской-спиной об полку метрах в четырёх по прямой от нас и подпрыгнув от удара на метр, улетает кувырком вниз, к земле.
Ленка прекращает выбирать верёвку и закрепляет её. У меня всё ещё заняты руки - я держу Влада на середине плиты Менуэта. Тенью через меня перепрыгивает Иван и подхватывает уходящий к Андрею конец. Вдвоём, Ленка и Иван останавливают падение Андрея примерно в метре от земли (мы этого на тот момент не знали).
У Ленки сожжена ладонь руки, но пока мы об этом тоже не знаем. Иван выдаёт Андрюху до касания на землю, я выдаю Влада и через пару секунд Влад орёт команду "Земля" для себя и для Андрея. Картина в моём мозгу страшная - срыв с 40 метров с фактором 2 с вероятным приходом в землю шансов оставляет мало, скажем прямо. Тем более на крик "Живой???" ответа нет.

С единички слышим вопрос про то, не нужна ли помощь, ору им что нужна, пусть быстро подбегают к началу нашего маршрута. Ору вниз Владу где найти мой телефон (рюкзак у него), какой контакт набрать, что сказать, где лежит аптечка и что в ней надо найти. Иван тем временем перещёлкивает меня на парашютик и сбрасывает вниз.
Внизу всё плохо - Андрей лежит без сознания, вместо дыхания - хрип, глаза открыты, зрачки на свет и движение не реагируют, кожа бледная. Кто-то из киевлян уже отыскал мою аптечку и держит в руке открытую ампулу декса, выхватываю, колю. Следом колю слабенький анальгетик дексалгин, извини Андрюха, нормальное обезбаливающее в аптеке продать отказались.
С уколами пока хватит. Спасатели сообщают по телефону что уже выехали. Вижу синяки под глазами - признак возможного перелома позвоночника, звоню спасателям с вопросом чем рискнуть - Андрей лежит вниз головой по склону, так нельзя, но и при переломе позвоночника тоже шевелить нельзя. Они уточняют симптомы (крови из ушей нет) и мы аккуратно все вместе разворачиваем Андрея таким образом что-бы голова оказалась на одном уровне с туловищем. Спускаются Иван с Ленкой.

Все вместе, примерно 9 человек, мы ждём спасателей, придерживая Андрея в оптимальном положении. Кругом кровь и безнадёга. Но вот начинает действовать антишоковое, наш лётчик приходит в сознание и спрашивает что собственно случилось. С шутками-прибаутками, чтоб волновался как можно меньше, аккуратно снимаем с него снарягу, срезаем беседку. Прибегают с акьёй спасатели КСС Судака и добровольцы из лагеря того же КСС (мы и сами оттуда). Первый вопрос - откуда летел? Показываем пальцем. Охреневают.
Меряют пульс, вроде всё более-менее норм. Далее всё стандартно - кошмарный спуск по тропе с финишными 5 метрами вертикальной сыпухи, бригада скорой помощи с кислородом и капельницей, Судакская больница. Диагноз - политравма, ЧМТ, сломана в голеностопе нога (очень тяжело, спицы, неизвестно когда заживёт), повреждение глаза (уже видит), сломана в двух местах одна рука, и в одном месте - вторая. Трещина в тазе. Легкая рваная рана головы.
Рассечение мышц подмышкой (видимо верёвка попала при рывке), вывих кисти, множественные ушибы, гематомы и т.д. Однако - позвоночник цел, внутренние органы целы, кровоизлияний внутри черепа нет. Однозначный вердикт всех очевидцев, спасателей, врачей - В РУБАШКЕ РОДИЛСЯ, 1 шанс из 100, и именно он и выпал. Слава Богу!


Теперь благодарности:

1. Ленке. Молодец, удержала. Не каждый мужик смог бы.
2. Ивану, Владу. Сделали всё что смогли и даже больше. Ни одной потерянной секунды, ни одного неправильного действия.
3. Группе из Киева. С своему стыду в спешке не узнал фамилию руководителя. Спасибо вам, ребят!
4. Добровольцам из лагеря.
5. Врачам бригады скорой помощи, и всему персоналу Судакской больницы.
6. Богу. Спасибо что не отвернулся.
7. Отдельно хочу остановиться на благодарностях спасателям Судакского КСС. Быстро и бесплатно они сделали всё что могли, без дураков. Возможно вы спросите как поддерживает таких нужных людей власть? Отвечу: она дала им рафик почти без тормозов, выпуска года эдак 1979, на который при мне один из спасателей выковыривал из развалюхи на свалке древний главный тормозной цилиндр, а то "старый немножко почти не работает". Ну и еда, дрова, плата за землю, газ, свет - всё входит в ваши 20-25 грн с человека в сутки при стоянке на КСС. Не проходите мимо, а то спасать в следующий раз может оказаться некому. Ну и если у кого есть лишние детали тормозной системы на РАФ, то присылайте, не откажутся. Шутка конечно, хоть и не смешная. Факт состоит в том что Судакскому КСС тоже нужна помощь - люди делают объективно важное дело, а государству по сути пофиг.

Отдельно про каску: Пецль Экрин Рок защитил голову Андрея, потеряв от страшного удара одно из трёхточечных креплений ремня и одну клипсу под фонарь. О силе удара говорит десятисантиметровая царапина наверху каски глубиной в миллиметр или около того. Похоже именно клипса попала от удара внутрь каски и поцарапала голову. По факту каска не сместилась на голове ни на миллиметр и сделала всё что могла. Покупайте люди Экрин Рок, а не сверхоблегчённые скорлупки.

Вот и всё, извиняйте за многабукав, и за то, что если не дай Бог про кого-то забыл в благодарностях.

по материалам www.risk.ru

Теги: авария на Соколе, срыв альпиниста, падение альпиниста
Автор: Редакция 4sport.ua
Опубліковано в

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ