Лавина на Эвересте: интервью с Симоне Моро

Сиомне Моро (Simone Moro)
Сиомне Моро (Simone Moro)


Интервью с выдающимся итальянским альпинистом Симоне Моро (Simone Moro) после трагической лавины на Эвересте на 18 апреля 2014 года, которая привела к гибели по меньшей мере 13 человек.

Полную сводку трагедии 18 апреля 2014 года Вы можете прочитать в нашей спецтеме

Симоне, вчера, 18 апреля был самый страшный день в истории Эвереста и Непала

Да, то что произошло - ужасная трагедия, то что случилось - непереносимая боль

Эта трагедия удивила Вас?

Удивила? Нет.. я бы так не сказал.
Да, она оставила глубокий след в моей душе, но не удивила. Прежде всего бросается в глаза то, что в данном случае мы не говорим о "обычных" одном или двух несчастных случаях в сезоне восхождения на этом участке в альпинистском сезоне.
Довольно часто шерпы погибают в ледопаде Кхумбу, но зачастую это связано с нарушением техники безопасности и неопытностью; также бывают случаи и трагических стечений обстоятельств, когда на ледопаде отрывается большой кусок серака.

Но в данном случае мы говорим о по меньшей мере 13-и погибших... и это только предварительная информация о трагедии

Пролетая над ледопадом Кхумбу. Фото Симоне Моро 2012 года
Пролетая над ледопадом Кхумбу. Фото Симоне Моро 2012 года


Лавина была вызвана падением серака - огромной глыбы льда на ледопад Кхумбу

Да, я также хочу напомнить о событиях 2011 года, когда на том же самом месте прошла подобная лавина, но тогда к счастью никто в ней не пострадал. Однако, тогда эта лавина подала большой сигнал.. настолько большой, что даже Рассел Брайс (Russell Brice) отменил свою коммерческую экспедицию.
Это решение было разумным с его точки зрения, хотя он и получил огромную долю критических замечаний от своих клиентов.


Правда ли что маршрут через Ледопад Кхумбу несколько лет назад был изменен?

Впервые я попал на Эверест в 1992 году, и затем возвращался к этой великой горе в 94, 97, 2000, 2011 годах. В 2006, 2012 и 2013 годах я снова вернувшись к Эвересту увидел, что по сравнению с прошлыми годами, маршрут прохождения через ледопад Кхумбу сместился гораздо левее, от того, как он проходил практически по центру этого страшного завала.
Это изменение произошло из-за того, что левая часть маршрута была более легкой в установке лестниц, по сравнению с преодолением сераков и огромных трещин по центру ледопада
На левой стороне Ледопада Кхумбу есть несколько примечательных участков, которым шерпы дали даже собственные имена такие как "футбольное поле" и "поле попкорна".
Таким образом, вместо того, что бы устанавливать 50 лестниц как в прошлые годы, сегодня шерпы устанавливают около 20.

Да, теперь альпинисты могут проходить ледопад Кхумбу гораздо быстрее, но при этом они более подвержены обвалу сераков со склонов Эвереста


Вы знаете этот серак очень хорошо

Да, он огромен, и при взгляде на него становиться ясно, что как только начнет двигаться эта масса льда, она сметет на своем пути все на сотни метров в округе.
Я бы сказал что вообще, весь ледопад Кхумбу это опасное место, где бы Вы на нем не находились.
За свою альпинистскую карьеру я проходил его более чем 100 раз, но каждый раз я проходил его затая дыхание.. боясь нарушить хрупкое равновесие ледовых скал

Место схода лавины 18 апреля 2014 года. Фото Симоне Моро, сделанное в 2012 году
Место схода лавины 18 апреля 2014 года. Фото Симоне Моро, сделанное в 2012 году



Обвал серака произошел в 6:30 утра

Серак это крайне нестабильное образование, и в его разрушении нет ничего особенного. Он может обвалить в лбой момент, в любое время дня и ночи в не зависимости от погодных условий...
Что поражает, в этом обвале катастрофически не повезло шерпам, которые как раз в это же самое время вышли на восхождение; хотя по статистике чаще всего обвалы случаются в феврале или осенью или во второй половине дня....
На этот же раз трагедия случилась рано утром в середине апреля, в самом начале высокого альпинистского сезона, когда на склонах Эвереста пребывают сотни альпинистов

Могло ли быть погибших еще больше?

Теоретически, да. В эти дни сотни альпинистов готовятся к восхождению, и сотни шерп работают на маршруте обеспечивая безопасность своих клиентов, они все проходят по одному и тому же маршруту много раз в день

Учитывая огромное число жертв, можно ли сказать что эта трагедия затронула не только народность шерп?

Альпинистский сезон вот-вот начнется, шерпы готовятся проложить маршрут до южной стороне, им необходимо провесить около 10 километров веревок!
Это стандартная практика в настоящее время.... некоторые участки маршрута обеспечены стационарной двойной навеской, обеспечивающей параллельное восхождение и спуск альпинистов по одному и тому же участку.
Так что шерпы должны были трудиться на маршруте каждый день с самого раннего утра. И именно поэтому великий Райнхольд Месснер квалифицировал их травмы как "аварии на рабочем месте". И я полностью согласен с этим утверждением, хотя я сам пытаюсь практиковать совершенно другую форму восхождений; но я конечно не хочу сидеть на "высоком троне" и говорить кто может а кто не может подниматься на Эверест.
Но с подходом со здравым смыслом и надлежащей подготовкой на протяжении многих лет, в том числе и на других восьмитысячниках, многое может измениться в подходе к восхождению на Эверест.

Шерпы не вьючные животные, а прежде всего горные гиды, которые делают свою работу с энтузиазмом и добровольно.

Место схода лавины 18 апреля 2014 года. Фото Симоне Моро, сделанное в 2012 году
Место схода лавины 18 апреля 2014 года. Фото Симоне Моро, сделанное в 2012 году


Объясните, что Вы имеете в виду?

Эверест это очень хорошо оплачиваемая работа для шерп. За один месяц они могут заработать в 50 раз больше чем в межсезонье.
Это не значит ,что мы должны нещадно эксплуатировать шерп, на самом деле мы должны сделать все что от нас зависит для обеспечения их безопасности.
Но мы также не можем игнорировать тот огромный экономический эффект от Эвереста, и не только от него, а от всех высоких гор Непала.

Установка правил, позволяющих шерпам подниматься на Эверест, только псле того, как они испробуют свои силы на по крайней мере двух более низких и простых восьмитысячниках может стимулировать здравый смысл и истинное значение восхождений на большие высоты для новичков на Эвересте

Что сейчас происходит на Эвересте?

Поисково-спасательная операция будет продолжаться пока не найдут пропавших без вести шерп. Вчера, 18 апреля Эверест напоминал зону боевых действий, вверх и вниз от Базового лагеря летали вертолеты...
Конечно, сейчас работа на маршруте для клиентов коммерческих экспедиций прекратилась и все силы брошены на спасательную операцию.

Но тем не менее сезон будет продолжаться, и даже если несколько экспедиций решат вернуться сейчас домой, все равно большая их часть останется и предпримут восхождение.

Надеюсь что все вынесут из этой трагедии урок, будут относиться к Эвересту с большим уважением, и если хотите, страхом. Может быть они станут лучше понимать все риски альпинизма в Гималаях.
Поскольку сейчас, благодаря СМИ и раскрученности коммерции многие думают "Восхождение на Эверест это фигня... просто как прогулка в загородном парке".
Но каждый год я становлюсь свидетелем гибели людей на Эвересте, и никто, даже шерпы не застрахованы от этого, если не будут должным образом относиться к восхождению на Эверест.

Но и опыт может не дать желаемой защиты: погибшие 18 апреля шерпы были очень опытными альпинистами, настоящими горными гидами. Они делали свою работу также великолепно, как и гиды в Альпах, проводя своих клиентов на Монблан или Маттерхорн.
Да, отношения клиентов и гидов развивались на протяжении двух сотен лет , но может быть пришло время остановиться и задуматься, как можно сделать восхождения еще более безопасными не прибегая к опрометчивым запретам или новым несуразным правилам

Симоне Моро - на спасательном вертолете на Эвересте
Симоне Моро - на спасательном вертолете на Эвересте

Теги: Симоне Моро, Simone Moro, Everest 2014, Лавина на Эвересте 18 апреля 2014 года, Эверест 2014, погибли шерпы на Эвересте, Mount Everest avalanche 18 april 2014, гибель альпинистов на Эвересте
Автор: Редакция 4sport.ua, по материалам http://www.planetmountain.com/
Просмотров: 3086
Опубликовано 2014-04-19 в альпинизм

comments powered by Disqus

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ