Марина Коптева, Галина Чибиток и Анастасия Петрова: "Мы же оптимистки!"

Напомним, что в сентябре 2013 года Украинско-Российская женская команда в составе Марина Коптева (Киев, Украина), Галина Чибиток (Санкт-Петербург), Анастасия Петрова (Санкт-Петербург) совершили первопрохождение на Гималайскую вершину Тенгкампоче (Тенгмоче / Tengkang Poche / Tengmoche, 6500м), по маршруту "Война за любовь", 6А.

Тенгкампоче (Тенгмоче / Tengkang Poche / Tengmoche, 6500м). Первопрохождение. Северо-Восточная и Северная стена. Сентябрь 2013 г.
Тенгкампоче (Тенгмоче / Tengkang Poche / Tengmoche, 6500м). Первопрохождение. Северо-Восточная и Северная стена. Сентябрь 2013 г.


Беседу проводила Елена Лалетина, http://www.russianclimb.com/ 20 ноября 2013 г. по скайпу (Марина в Киеве, Галя в Москве, Настя и Лена в Питере)


RC: Как вы выбирали объект? Почему Тенгкампоче?

Галя: Мы вообще-то собирались в Пакистан. Но в июне там произошло жестокое убийство ни в чем не повинных альпинистов… Ехать определенно туда не стоило, по крайней мере, в этот сезон. А весной Марина с Вовой Белоусовым присмотрели гору в Непале. Красивое ребро. Поэтому мы на ходу поменяли планы, радуясь возможности пройти интересный маршрут.

RC: А не вздрогнули, собираясь на гору, где погибли Леша Горбатенков и Света Гуцало?

Марина: Вздрогнули позже. А вначале даже не поняли, что это та же гора. И название изначально писали как Тенгмоче – так оно обозначалось в Непале. Когда поняли, что это и есть Тенгкампоче, то я продолжала писать Тенгмоче, чтобы друзья и родные меньше волновались. Правда, шли мы по другой стене, по СВ, а они по СЗ

RC: На сколько дней рассчитывали маршрут?

Марина: Мы рассчитывали пройти его за 2 недели, с учетом плохой погоды. Но не постоянной, а эпизодической. Ошиблись в итоге всего-то на неделю. Но в наших масштабах это ерунда :)

Марина Коптева
Марина Коптева


RC: Непогода была с самого начала?

Марина: Да. Мы специально запланировали приехать до начала сезона, чтобы подготовиться, и, как только сезон наступит, сразу стартовать на стену. Но он так и не наступил в этом году…

Галина: впервые в практике, что мы в течение нескольких дней просто не могли даже выйти из палатки. На Транго в непогоду мы выходили, обрабатывали маршрут понемногу. А тут просто сидели и ждали.

Марина: Кроме того, на этом маршруте в непогоду сильно летит сверху. Становится очень опасно. Чем хуже погода, тем больше опасностей. Это не Транго, там ничего не летело…

RC: В процессе вы приняли решение изменить линию, которую планировали сначала.

Марина: А кому нужен «героизм» придерживаться выбранной линии во что бы то ни стало? Это неправильно.
Мы начали с СВ стены (если смотреть из Намче Базара, то северная стена смотрится гребнем, но на самом деле это кант, который ограничивает стену, она имеет вид усеченной пирамиды. СВ стена нам сразу показалась слишком опасной. Она прорезана тремя полками, откуда летят камни и лавины, а, стоит пригреть солнышку, не только все летит, но и текут водопады.

Галина Чибиток
Галина Чибиток


RC: Везет вам на водопады, однако… То в Норвегии, то в Непале…

Марина: Вот-вот! Точно, как в Норвегии, только на 6000 м! Со стены мы ушли на безопасный гребень между северо-восточной и северной стеной. Начало там пологое…

RC: А технически этот маршрут сложнее или проще, чем на Транго?

Марина: На Транго маршрут был более сложным, а здесь к технической сложности добавились отвратительные погодные условия и лавинная опасность. Как в первый день налилась вода в ботинки, так там и оставалась до последнего дня! Карабины не застегиваются, камалоты не работают… А так, по технике это приблизительно наша 6А.

RC: Девчонки, ну почему вам вечно достается плохая погода?! И не просто плохая, а очень плохая?

- Наверное, что-то делаем не так! В следующем году у нас все будет хорошо! Мы же оптимистки!

RC: На этот раз вы не голодали?

Марина: В этот раз рекорды не били. Пару дней не поели. Но в наших масштабах это ерунда! Кстати, неплохо все рассчитали и со снаряжением, и с одеждой.

Анастасия Петрова
Анастасия Петрова


RC: Косметичку брали такую же основательную, как на Транго?

Галина: Нет-нет! Основная косметичка у нас была в 2 раза меньше! Но у меня была еще запасная! А еще мы обычно берем маленькую «библиотечку Ленина». На этот раз опрометчиво взяли с собой Булгакова «Собачье сердце»… А там… постоянно что-то про еду! «…Сырочек, со слезой наверху…». И т.д. Тяжело было это читать!

RC: Музыку слушали во время восхождения?

Марина: Я да. У меня был плейер. «Война за любовь!» А вот Галя с Настей пели сами себе.

RC: Каково каждый день надевать мокрые ботинки?

Галина: Главное, утром в них влезть, а дальше-то уже все равно.

Марина: Вот поэтому мы теперь поедем туда, где тепло: в Таиланд, Испанию!

RC: Настя, твои коллеги Маришка и Галя уже опытные по части погодных условий “Special for women” :) А как ты переносила такие тяжелые условия?

Настя: Мне очень помог опыт зимнего восхождения на в. Крумкол в Безенги, где наша команда попала в сильный снегопад , поэтому здесь я была готова к непогоде.
(у Анастасии Петровой в активе две зимние «шестерки» - прим Е.Л.)

RC: Комфортно было тебе с Галей и Маришкой?

Настя: Да!

Марина: :) Когда мы спустились на землю, спросили Настю: ты как? Она так задумчиво : «Ну, как-то дооолго….»

RC: Похудели за восхождение? (помню фотки после Транго)

Галина: Еще как! Практически как на Транго!

RC: Ночевки были удобные?

Марина: Кроме одной, да. Нам сильно повезло, что палатка почти везде ставилась. С платформой были серьезные проблемы. Но главное, что мы оптимистки! Позитивная реакция на неудачи и обстоятельства очень выручает.

RC: Когда вы все-таки поняли, что доберетесь до вершины?

Марина: У нас были специально обученные люди, которые присылали нам прогнозы погоды. Дима Мартыненко, к примеру, присылает прогноз. Прогноз плохой. Нам он не нравится. Тогда мы просим прогноз у Вовы Белоусова. В надежде, что будет получше J
Когда мы ночевали в последнем лагере, стало понятно, что выжидать больше нельзя, иначе можно опоздать на самолет, а если еще задержаться, то и еда тоже закончится. Надо или сразу валить вниз, или…

И вот в тот вечер Вова пишет нам, что будет окно в два с половиной дня. А потом погода станет еще хуже, чем все это время. Значит, мы либо пытаемся быстро наверх, либо валим вниз сразу. Дело в том, что там по непогоде спускаться нельзя категорически. Лавины идут непрерывно. Путем нехитрых вычислений мы поняли, что, идя нонстоп, имеем шанс успеть выйти на вершину и спуститься.
И мы рискнули. В итоге 52-53 часа нонстоп, и успели спуститься в погоду. Кстати, окно так быстро не захлопнулось. Но наш рейс из Луклы был последним – сразу за ним все закрыли надолго, не меньше чем на неделю. Проскочили в игольное ушко. Кстати, мы с Вовой весной так же проскочили!

Там на ребре не понять, сколько еще осталось. Вроде бы вершина близко, а оценить невозможно. Вылезаешь наверх, смотришь: далеко еще! Решение было принято лезть до времени Ч. До утра далеко еще, вроде успеваем! Вылезли в полной темноте.

RC: Так у вас это тоже традиция?

Галина: Получается, да. На Транго поднялись сильно вечером. На Амин Бракк в 9 вечера.

RC: Как чувствовали себя, спустившись на землю?

Галина: Внизу тепло, в лоджии ром продавали. Красота!

Марина: Передвигались бодрым ползком. Ботинки быстро сняли, одели треки – красота! Мы же оптимистки не зря!

RC: Стартовый вес рюкзаков?

Марина: В это раз у нас все хорошо! Где-то 60-80 кг на троих.

RC: Вы говорите, что Тенгкампоче оказалась дороже, чем вы рассчитывали...

Марина: Да, стало дорого. Когда Ули Штек ее ходил, она считалась 6480 м, и специальный пермит не требовался. А сейчас она считается 6500 м, нужен пермит, офицер связи, услуги фирмы, которая его предоставит, а это не меньше 5000-6000$. Правила в Непале меняются стремительно, надо очень аккуратно за этим следить, выяснять перед отъездом. Горы становятся все дороже…
Но мы же оптимистки! И знаем, что удовольствие всегда стоит денег!

RC: И как вы выкручивались, когда в Катманду выяснилось, что нужно 6000$ дополнительно?

Марина: Друзья по нашей просьбе о помощи присылали деньги отовсюду! Теперь мы должны всей России и Украине J Правда, некоторые друзья простили нам долг, и это немаленькие суммы! Анатолий Петров, Валера Шамало.

RC: Спонсоры ваши удовлетворены?

Марина: Украинские довольны, даже взяли меня на работу!
Еще нюанс. По непальским правилам, надо платить еще garbage fee. (экологический сбор). Его тщательно высчитывают перед началом экспедиции. Менеджер нас допрашивал: у вас будет тунец? – нет. – фрукты? – нет! – мясо? – нет! - газ? ( а меня предупредили, что ни в коем случае не говорить, что будет газ). – нет! - говорю
- Так что же вы будете есть?
- Нудлс, - говорю! (по-нашему, роллтон)
- А еще?
- Сникерс!
И хоть он прекрасно понимал, что мы его дурим, но прокатило. А вот все обертки от еды мы складывали в специальный пакетик и несли вниз.

RC: Общее впечатление от Непала?

Марина: Честно? Больше не хочется! Мы столько слышали о Непале: там так здорово! Оказалось не совсем так. В Катманду атмосфера неприятная. Впечатление, что тебя всюду разводят на деньги. В горах проще.
Мы чувствовали, что за такие деньги мы просто обязаны выйти наверх, спуститься, и больше здесь не появляться! Короче, больше в Непал не хочется.

RC: Новые планы?

Марина: Конечно, они есть. Но об этом пока помолчим. Мы же оптимистки!

Теги: Коптева Марина, Чибиток Галина, Петрова Анастасия, Tengmoche, Тенгмоче, первопрохождение Тенгмоче, восхождение на Tengmoche, Война за любовь, Тенгкампоче, Тенгмоче, Tengkang Poche, Tengmoche
Автор:
Опубліковано в альпінізм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ