Словацкий альпинист Додо Копольд (Dodo Kopold) прошел 134 пика в Татрах за 72 часа!

Словацкий альпинист Додо Копольд (Dodo Kopold) в своем зимнем соловосхождении вдоль главного хребта Татр прошел за 72 часа 72 километра и взошел на 132 горные вершины, установив тем самым новый рекорд.
Предыдущий рекорд держался с 1979 года, когда подобное восхождение было совершено за 11 дней.

Додо Копольд это один из выдающихся альпинистов, которые редко мелькают в рекламных компаниях или в громких экспедициях, однако его достижения в Европе (особенно в Татрах), Гималаях (восхождения на новые маршруты на Южных склонах Аннапурны) или в Каракоруме (создание новых маршрутов на Башню Транго) говорят сами за себя.
На этот раз он снова вернулся к Татрам, осуществляя одну из самых знаменательных идей в своей карьере.

Додо Копольд (Dodo Kopold) в зимнем солопрохождении Главного хребта Татр

Главный хребет Татр представляет собой по сути одно огромное горное ребро 72 км в длину, насчитывающее 134 пика. Это ребро соединяет три массива: Западные Татры, Высокие Татры и Бельянские Татры.

Зимний переход по Главному Татрскому хребту считается одной из сложнейших проблем: это очень тяжело в моральном и физическом планах, особенно учитывая тот факт, что переход был совершен без спуска в долину и без сторонней помощи.

Даже в летних условиях пройти этот маршрут удавалось далеко не всем альпинистам, а в зимний период сложность прохождения возрастала в разы. Зимой Татры становятся гораздо сложнее в техническом плане, склоны гор непредсказуемы и могут быть лавиноопасны.

О истории прохождения главного хребта Татр мы напишем ниже.

А здесь мы опубликуем рассказ Додо Коппольда о его прохождении

Переход по Главному хребту Татр был одним из моих давних проектов, также как и то, что я хотел улучшить рекордное время. Мне предстояло пройти заснеженный 42-х километровый гребень Западных Татр, прежде чем перейти к 26-и километрам хребта в Высоких Татрах, где нужно было преодолевать альпинистские маршруты пятой категории трудности и затем я должен был перейти к Бельянским Татрам, где уже были последние 4-5 километров несложного треккинга.

Моей главной задачей в этом проекте было осуществление скоростного восхождения, соло, без какой либо сторонней помощи, используя лишь минимальное альпинистское снаряжение

В начале зимнего сезона в Татрах в декабре 2013 и январе 2014 года установилась очень сухая погода, которая свела риск образования лавин к минимуму. Средняя температура была около 0° С, с максимальной днем 3°C, и с легким ветром.
Таких погодных условий в зимний период не было на протяжении многих лет.

Десять лет назад я предпринял свою первую попытку зимнего прохождения Главного хребта Татр, Тогда я хотел пройти все вершины с востока на запад, но вынужден был отступить из-за погоды.
Мои несколько следующих попыток также неудались... из-за медленного продвижения и высокой лавинной опасности.

Додо Копольд (Dodo Kopold) в зимнем солопрохождении Главного хребта Татр

Обычно, все, кто предпринимал попытку пройти зимой главный хребет тратили на это около 10-и дней, но 10 дней хорошей погоды зимой в Татрах это невероятная роскошь, и надеяться на такое чудо совершенно не стоило.. В этом и заключалась основная причина того, что я хотел пройти хребет как можно быстрее, и даже не пройти а пробежать.
Что бы сэкономить время вы должны практически не спать по ночам, иметь идеальную физическую форму и удачу...

Единственная моя проблема на маршруте в нон-стоп режиме заключалась в отсутствии сна и полноценного отдыха. Поэтому еще задолго до своего выхода я начал изучать опыт бегунов ультрамарафонцев и трансатлантических сольных моряков; я старался понять как правильно расходовать силы, отдыхать и питаться. Ведь познавая свое тело я мог в полной мере опираться на его силы это был фундаментальный ключ к этому проекту. И, конечно, постоянные тренировки в альпинизме, беге, скалолазании...

5 января 2014 года, я был готов к выходу на самую большую проблему в моей жизни. Пересечение Татр с востока на запад... 72 километра по горам в режиме нон-стоп. Для меня это был настоящий вызов, пожалуй самый сложный в жизни.
Морально я был готов бежать в течении 80 часов, выкладываясь даже больше чем на полную силу

Додо Копольд (Dodo Kopold) в зимнем солопрохождении Главного хребта Татр

С собой я взял 30-литровый рюкзак, в который положил две 5 мм стропы 30 и 60 метров, только было две строки 5 мм от 30 до 60 метров (Стерлинг веревки), 2 муфтованных карабина, 3 альпинистских крюка, 2 ледоруба, кошки, 2 фонаря, горелку, карту, треккинговые палки, солнцезащитные очки, каску Black Diamond, пару носков и перчаток, штормовку, легкую куртку и брюки GTX (Marmot), скальные туфли (La Sportiva), мобильный телефон и аптечку.
Моя пища: 5 шт энергетического геля, 9 энергетических батончиков, 20 таблеток энергетика, 5 козинаков из кунжута, 4 шт Liquid Multipower, 10 шт энергетических напитков Cytomax, 3 пакета супов, 3 пакета с маслом и джемом, 2 пачки сухого мяса.

Итого вес составил менее 10 кг!

Додо Копольд (Dodo Kopold) в зимнем солопрохождении Главного хребта Татр

В 1620 вечера я начал восхождение с простого участка, содержавшего в себе 11 пиков. Это была хорошая разминка перед самой трудной частью маршрута длинной 26 километров в Высоких Татрах.

К 22:20 ночи я был на вершине Jahňací štít, это восхождение далось легко, поскольку снеговые условия на склоне были хорошие. Но с моим продвижением по хребту, восхождение становилось все тяжелее, доводилось преодолевать маршруты категории трудности III-V по шкале UIAA.

Мой план заключался в восхождении на все главные пики хребта, при этом, обход второстепенных верши я не планировал.

После восхождения на протяжении всей ночи без отдыха, я по прежнему чувствовал себя хорошо. На следующий день была ясная погода, которая зарядила меня энергией и я смог насладиться одним из самых красивых пейзажей в Татрах. На нескольких вершинах я встретил других альпинистов.
Самое трудное здесь в Татрах, я думаю это восхождение на протяжении нескольких дней с одними лишь энергетическими напитками.

В 2 часа ночи, я поднялся по технически сложному скальному участку Kačací Štít. Это была точка невозврата, теперь я мог лишь продолжать свой марафон, поворот обратно был бессмыслен. Или вы проходите маршрут или отказываетесь от него. Я хотел спать, мое тело трясло в дрожи и мой мозг из-за перенапряжения был на грани "отключения". Это был мой первый критический момент в этом ультрамарафоне. Я не мог здраво рассуждать как делал это на старте, и глаза постоянно слипались, это было очень опасно.

Додо Копольд (Dodo Kopold) в зимнем солопрохождении Главного хребта Татр

Я даже не помню отчетливо как прошел этот участок, выпил немного энергетика и позволил себе чуть чуть вздремнуть.
Я еще на старте выделил самому себе не более 15-и минут сна во время своих коротких моментов отдыха, но этот план оказался нереальным. Большую часть времени, когда я потел от нагрузки и останавливался на отдых, через несколько минут я уже замерзал и дрожал от холода, а что бы согреться нужно было двигаться.

Стартовал я в воскресенье днем, ко вторнику, 7 января, утром, после ужасной ночи я решил не подниматься на некоторые пики на хребте: Rumanov Štít, Ganek и Ťažký Štít. Не потому что они были сложны в восхождении, а потому что я чувствовал себя вымотанным, уставшим, и решил что в таком состоянии восхождение на них будет опасно для жизни. В то же время, несмотря на усталость я продолжил продвигаться по заключительной части Высоких Татр, это заняло у меня много времени, до самой ночи.

К 23:45 ночи я был на Kasprov Vrch, и после более чем 50-и часов нон-стоп восхождения я наконец закончил прохождение Высоких Татр и Бельянских Татр. Я был вымотан полностью и хотел спуститься как можно быстрее в низ в один из отелей, это так легко можно было сделать с той точки где я стоял. Это занало всего лишь 6 часов треккинга.
В Татрах есть несколько мест, из которых можно спуститься в долину. Есть горные хижины к которым вы можете подойти за 1-6 часов, или на крайний случай вы можете вызвать спасателей по телефону.
И это тоже была одна из самых тяжелых вещей на маршруте - не обращать внимания на соблазны хижин, отелей и помощи со стороны. После трех бессонных ночей это крайне трудно сделать... также трудно как продолжать двигаться вперед.

Додо Копольд (Dodo Kopold) в зимнем солопрохождении Главного хребта Татр

Западные Татры я уже знал ранее, они для меня были как скайраннинг... 40 километров горной пробежки! В предыдущие годы я со своими друзьями проходил Западные Татры в течение трех дней. Но у меня была задача пройти их за 12 часов! Это было практически невозможно, хотя и условия были хорошие. Я был вымотан.
Поэтому я решил оставить альпинизм и продолжить гонку на легке.

В 18:26 вечера, я послал сообщение своим друзьям: "Я нахожусь в Воловце, я чувствую себя полностью вымотанным". Затем я продолжил свой забег, обходя траверсом некоторые пики, которые своей высотой были ниже на 5-10 метров чем основной пик, потому что я уже не так четко соображал... мой мозг тоже устал.

К завершению своего забега я встретил несколько альпинистов, но я даже не могу вспомнить разговаривал ли я с ними или нет. Во второй половине дня я встретил команду горноспасателей.
Я был счастлив. Они дали мне выпить энергетиков, что придало мне сил перед несколькими последними пиками на хребте.

В 16:20 вечера, после беспрерывных 72-х часов восхождения, я наконец завершил этот ультрамарафон, такого в своей жизни я еще никогда не делал....

Наконец то я закончил свой многолетний проект. Теперь я могу спокойно поспать

Додо Копольд (Dodo Kopold) в зимнем солопрохождении Главного хребта Татр

На следующее утро ... Я проснулся в странном состоянии. Мое тело гудело, ноги и руки пытались двигаться...я видел это сквозь пелену затуманенного разума... я помню что плакал от радости.
Несколько последующих дней просто вылетели у меня из головы... я не мог вспомнить что я делал, это было как сильное похмелье. Я не мог сидеть на одном месте, мне нужно было постоянно двигаться куда то. В движении я чувствовал себя гораздо лучше, чем сидя на диване. Я хотел спать... но не мог.
Я проконсультировался у своего врача, поскольку даже после нескольких дней чувствовал себя странно. Днем я ходил на свежем воздухе, и чувствовал как мое тело горит от прошлого перенапряжения.
Лишь спустя неделю я пришел в норму, но я все ще не понимаю что происходило за эти дн со мной.

Теперь то я понимаю, что этот ультрамарафон был пределом моих физических возможностей, может быть я их даже пересек. Также я сейчас не могу понять, почему не воспользовался мобильной связью на хребте, когда был по сути в бессознательном состоянии на Kasprov Vrch. Почему когда я был вымотан то не мог заснуть?

В течении 72-х часов я спал не более 30 минут, я прошел 130 пиков на высоте около 2000 метров. Во время прохождения я послал четыре сообщения СМС своим друзьям и семье.

Краткая историческая справка переходов по главному хребту Татр

Первую попытку перехода по главному хребту Татр предприняли пять польских альпинистов: Zbigniew Hegerle , Zbigniew Krysa , Jerzy Piotrowski , Ryszard Wiktor Schramm и Jan Staszel в период с 3 по 13 сентября 1955 года. Альпинисты поднимались по 12 часов в день. Однако, их переход не включал в себя восхождение на 6 вершин по маршруту, и к тому же на остальные вершины хребта взошли не все участники перехода.

Но еще долгое время страх перед зимним прохождением Главного хребта Татр сдерживал альпинистов, кроме того, этот переход даже стоил жизни нескольким альпинистам из попытавшихся его преодолеть...
Даже дошло до того, что многие альпклубы а также Совет ассоциации Горных Клубов призвали альпинистов воздержаться от дальнейших попыток зимнего прохождения Главного Хребта Татр.

Однако этот совет не удержал шестерых польских альпинистов: Jerzy Krajski , Czesław Mrowiec , Kazimierz W. Olech , Andrzej Sobolewski , Szymon Wdowiak и Andrzej Zawada. Их первый успешный зимний переход состоялся с 27 марта по 14 апреля 1959 года. И этому проходу в большей степени посодействовало изменение направления маршрута: из этой группы только два альпиниста смогли преодолеть главный хребет, остальные четыре участника похода были так называемой "группой поддержки", которая шла обходными путями вдоль Главного хребта.

Авторами зимнего перехода по Главному Татрскому хребту были еще двое Чехословацких альпиниста, однако их переход длился гораздо дольше чем у поляков.

28 августа - 2 сентября 1964 года Ryszard Szafirski и Adam Zyzak совершили быстрый, 6-и дневный переход по Главному хребту (но только лишь до вершины Siwy Wierch). Кроме того, им на маршруте группа поддержки заблаговременно подготовила 2 точки с продуктовым лабазом.

В 1975 году этот скоростной рекорд был побит в солопрохождении. Тогда, в течении 3-х дней (70 часов, из них 48 часов суммарного движения) хребет прошел Krzysztof Żurek (с двумя ночевками). Его рюкзак весил всего 3 килограмма!; следом за ним, со временем большим всего лишь на 12 часов этот хребет прошел и Władysław Cywiński. Однако, и им помогала группа поддержки, организовывая на маршруте подвоз продуктов питания.

Четвертый переход по Татрскому хребту был большим успехом: Piotra Malinowskiego , Józefa Olszewskiego и Krzysztofa Żurka в течении 10-и дней с 14 по 23 января 1978 года успешно прошли хребет в условиях календарной зимы. Кроме того они впервые зимой не пользовались группами поддержки.

1990 году первое женское солопрохождение совершила Anna Czerwińska - первая солоальпиниста на маршруте которая не пользовалась подвозом продуктов и помощью групп поддержки.

Самый скоростной переход по Главному хребту Татр был проведен летом 1997 года альпинистом Vlado Plulík всего за 27 часов.

В феврале-марте 2013 года два словацких альпиниста Michal Sabovčík и Adam Kadlečík совершили первый за 35 лет зимний переход Главного Хребта Татр

Теги: Главный хребет Татр, Głównej Grani Tatr, зимние Татры, восхождение в Татрах, зимой в Татры, Додо Копольд, Dodo Kopold