"Я обнаружил одно из тел на восьмитысячнике К2" - рассказ украинского альпиниста Валентина Сипавина о экспедиции на К2

Восьмитысячник К2: место пропажи альпинистов и место где последний раз альпинистов видел Саджид Али

27 июля 2021 года украинский альпинист Валентин Сипавин совершил успешное восхождение на вершину второго по высоте восьмитысячника мира - гору К2 (Чогори) высотой 8611 метров, что расположена в Пакистане.

В ходе этого восхождения Валентин обнаружил на склоне горы тело одного из погибших зимой 2021 года альпинистов: чилийца Хуана Пабло Мора Прейто (Juan Pablo Mohr Prieto).
Тела двух других альпинистов: Мухаммада Али и Джона Снорри были обнаружены непальскими шерпами, провешивающими перила к вершине горы.

На данный момент по-прежнему остается загадкой, были ли трое альпинистов на вершине?

От Редакции:

5 февраля четверо альпинистов: исландец Джон Снорри Сигурджонссон (John Snorri Sigurjónsson), чилиец Хуан Пабло Мор Прейто (Juan Pablo Mohr Prieto), пакистанцы Мухаммад Али "Садпара" (Muhammad Ali "Sadpara") и его сын Саджид Садпара (Sajid Sadpara) вышли из третьего лагеря на штурм вершины.
Вскоре Саджид Али вернулся в третий высотный лагерь из-за того, что сломался его регулятор подачи кислорода.
Остальные трое участников продолжили восхождение...

В последний раз троих альпинистов на горе видел Саджид Садпара. Это было 5 февраля на отметке примерно 7800 - 8000 метров, когда они собирались проходить "Бутылочное горлышко".

Поисковая операция началась на следующий день, после того, как стало понятно, что трое альпинистов не спустились в третий высотный лагерь.

Подробней о ходе поисковых работ читайте в статье: НА ВОСЬМИТЫСЯЧНИКЕ К2 ПРОПАЛИ БЕЗ ВЕСТИ ТРИ АЛЬПИНИСТА

Поиск пропавших без вести альпинистов проводился всеми доступными и возможными способами: на склон горы поднялась наземная группа (однако они не смогли подняться выше второго лагеря из-за плохой погоды).
Также был совершен облет горы на вертолете, который не дал результата.
Помимо этого склон горы сфотографировали с армейского самолета С-130 "Геркулес", используя технологию SAR

К сожалению поиск не дал никаких результатов и 18 февраля пропавшие альпинисты были официально объявлены погибшими.

Джон Снорри Сигурджонссон (John Snorri Sigurjónsson),  Хуан Пабло Мор Прейто (Juan Pablo Mohr Prieto), Мухаммад Али "Садпара" (Muhammad Ali "Sadpara")
Джон Снорри Сигурджонссон (John Snorri Sigurjónsson), Хуан Пабло Мор Прейто (Juan Pablo Mohr Prieto), Мухаммад Али "Садпара" (Muhammad Ali "Sadpara")

Далее из рассказа Валентина Сипавина, опубликованном на портале ExplorersWeb:

После успешного восхождения на К2 летом 2021 года моя команда отправилась домой.
На вершину поднялись все клиенты, в том числе первая россиянка Ольга Королева и первая украинка Ирина Галай.
Я очень рад.
Однако меня не покидают мысли о том, что же случилось с тремя отважными парнями, которые пытались подняться на вершину К2 прошедшей зимой, и которые не вернулись с нее.
Это были пакистанец Мухаммад Али "Садпара" (Muhammad Ali "Sadpara"), исландец Джон Снорри Сигурджонссон (John Snorri Sigurjónsson), чилиец Хуан Пабло Мор Прейто (Juan Pablo Mohr Prieto).

В течение нескольких месяцев этот вопрос не давал покоя многим: что же с ними случилось?
Саджид Али Садпара, сын Али Садпара, и канадец Элиа Сайкали отправились в экспедицию, чтобы выяснить это.

Я, будучи гидом своей коммерческой команды, также был в это время на горе. Хочу сказать, что скорблю со всеми родными и близкими погибших и выражаю искренние соболезнования.

Сейчас я хочу рассказать о том, что видел собственными глазами и высказать некоторые из своих собственных предположений.

На мой взгляд, главные вопросы: достигли ли эти трое альпинистов вершины К2 до того, как они погибли? Если да, то все ли они побывали на вершине? И наконец, почему они погибли?

Место нахождения тел Джона Снорри (верхняя точка) и Мухаммеда Али Садпары (нижняя точка). Фото: Валентин Сипавин

На эти вопросы в будущем можно будет ответить, просмотрев фотокамеры пострадавших.

Но я был первым, кто нашел одно из тел: Хуана Пабло Мора и видел еще два тела на пути к вершине 10 дней тому назад.
Поскольку с тех пор было опубликовано не так уж и много информации об этих обстоятельствах, я хотел бы поделиться своими выводами "из первых рук".

Впервые я добрался до четвертого высотного лагеря 26 июля в 11:30. Я начал фотографировать оттуда участок "Бутылочное горлышко" [от ред: это узкий и длинный кулуар с уклоном склона до 60 градусов прямо под гигантским висячим сераком на отметке 8300 метров]
В это время команда шерпов работала над провеской маршрута ниже серака. Е
сли не ошибаюсь, это были три шерпа из нашей команды Alpomania-Pioneer и четыре шерпа из команды "Madison Mountaineering".

Я сразу заметил, что две большие черные точки лежат на маршруте на разной высоте, намного выше "Бутылочного горлышка", и от них поднимаются и спускаются темные линии, напоминающие веревки. После того, как мои клиенты поднялись в лагерь 4, я напоил их чаем, взял 100 м веревки и поднялся выше, чтобы облегчить работу в ночь подъема на вершину.

Место нахождения тел Джона Снорри, Мухаммеда Али Садпары и Хуана Пабло Мора

В это время Элиа Сайкали обвинил нашего сирдара [от ред: руководителя группы шерп], Лакпа Шерпу в якобы "гонке на К2". Я до сих пор не понимаю, почему Элиа так поступил, а другие свидетели события были в шоке.
Но примерно через час и двадцать минут я добрался до начала закрепленных веревок и увидел слева на снегу желтый кусок ткани. Этой ткани не было видно из четвертого лагеря. Мне стало любопытно, и я подошел ближе к ткани.

Часы Валентина Сипавина во время находки тела Хуана Пабло Мора

Хуан Пабло Мор

Я понял, что небольшой кусок ткани, торчащий из снега, был прицеплен к чему-то большему, хотя никаких человеческих следов, от кошек или ботинок я рядом с этим местом не обнаружил.
Я сразу сделал фото и видео положения этого куска ткани относительно "Бутылочного Горлышка" и четвертого лагеря.
Я взял ледоруб и начал осторожно копать снег. Сразу я увидел, что это был желто-черный пуховик North Face.

Я похолодел.... Затем я достал GoPro и начал снимать видео. Сначала я увидел обвязку, которую сначала принял за ремень рюкзака, а затем верх ботинок. Это была новая модель Scarpa 8000 с прямой молнией.
Затем я взял в руки кошки Petzl. Они были тупыми. Модель этих кошек я не узнал. Поняв, что костюм и ботинки новые и что это тело погибшего альпиниста, я не стал копать дальше.

Поскольку на горе работала специальная экспедиция по поиску этих тел, я решил, что необходимо передать им эту информацию как можно скорее. После этого работы по извлечению тела должны были продолжить они.
Я не стал раскапывать лицо альпиниста и не раскрывал одежду на нем. В этот момент я не знал, чье тело обнаружил, поскольку не знал на каком альпинисте были именно такие костюм и ботинки.

Покойный лежал головой на запад, ступни - на восток, ноги в позе эмбриона. Костюм и ботинки были целы, никаких следов повреждений от падения или чего-либо еще.

Мной не было выявлено явных неестественных положений тела, вызванных, например, переломами конечностей. На его спине не было ни веревок, ни рюкзака. Тело было далеко от "Бутылочного горлышка".
Если спуститься с серака без использования кислородных баллонов, то подход к этому месту займет не менее часа.
Скорее всего, этот альпинист замерз и скончался от истощения.

Сделав фотографии, я оставил веревку немного выше и пошел в четвертый лагерь, чтобы рассказать о теле.
Элиа попросил попросил показать местонахождение тела, он планировал запустить дрон, но это не удалось.
Потом Элиа и Саджид загрузили видео, где я рассказываю о находке и показываю фотографии на свой телефон.
Тем временем шерпы также спустились в четвертый лагерь, так и не дойдя до более высоких черных точек, которые я видел ранее.

Штурм вершины состоялся в ночь на 27 июля 2021 года.
Шерпы, клиенты, высокогорные носильщики и несколько пакистанских альпинистов шли к вершине К2.
Три шерпы (Сану, Пемба Рита и, возможно, Чиринг) из команды Alpomania-Pioneer в это время работали выше на маршруте.

После них я первым поднялся по закрепленным веревкам, затем последовали мои клиенты и шерпы. После траверса под сераком началось восхождение к вершине.
В конце крутой ледяной стены мы наткнулись на тело альпиниста.
Я сразу понял, что это погибший альпинист. Я видел многих из них на Эвересте.
Было темно, и я мало что мог разглядеть.
Более внимательно уже осмотрел тело во время спуска, когда было светло.
И вот что я могу сказать.

Али Садпара

Погибший лежал на спине вверх ногами. Вокруг было несколько закрепленных веревок. Погибший был в костюме «Kailas». Костюм выцвел на солнце но был целым, неповрежденным, нетронутым. На теле погибшего были ботинки Millet и кошки Petzl.
Кошки были очень тупыми. Руки были разложены в стороны. На нем был капюшон и рюкзак.
Другими словами, Али лежал на своем рюкзаке. Его левая рука была без перчатки. На левую кошку была намотана старая зеленая веревка.
На нем также была обвязка. К веревке было прикреплено спусковое устройство в виде восьмерки.

Было точно ясно, что Али спускался. Тело лежало на ровной поверхности. Поскольку веревка была прикреплена к ближайшей станции, я могу предположить, что срыва не было.
Возможно, Али просто спускался лицом к горе по закрепленным веревкам (возможно в темноте?).
Возможно, он зацепился ногой за веревку и упал на спину. Он мог быть полностью истощен физически и больше не мог найти силы чтобы подняться на ноги.
Примерно в 100 метрах выше на закрепленных веревках висело третье тело.

Джон Снорри

Местоположение Джона Снорри: 1. Красная веревка - фиксированные перила; 2. Карабин Джона Снорри (и тело); 3. Сломанный снежная станция с зацепившейся за нее веревкой; 4. Спусковая веревка

Есть четкая картина произошедшего.
Тело висело в позе эмбриона, лицом к западу и спиной к востоку. Его кошки Grivel G21+ были очень тупыми. Его лицо смотрело вниз. У него не было горных очков, а на левой руке не было перчатки.

Многие говорят, что Снорри никогда не использовал спусковое устройство, предпочитая спускаться на карабине, в стиле непальских шерп, с веревкой, намотанной вокруг руки.
Могу подтвердить, что в это раз он спускался. У него была длинная страховочная веревка, который он был прикреплен к перилам с помощью карабина.

Фиксированные перила сильно провисали, что сыграло злую шутку.
Во время спуска Снорри добрался до снежной станции, сломанной пополам, и зацепился за перила.
Перила и образовали петлю, в которую попал Снорри. Он мог не заметить этого в темноте или из-за усталости.
Если спускаться лицом от горы, этого можно и не заметить.

Как бы то ни было, Снорри попался в "ловушку" на тугой петле фиксированных перил.
Для того чтобы выбраться, ему пришлось бы подниматься к снежной станции, чтобы ослабить зацепившуюся веревку. Нужно было подняться примерно на 3 метра вверх по ледяному склону, опираясь на передние зубья кошек... без жумара.

В качестве альтернативы, он мог перестегнуть карабин своей страховочной веревки от одной линии перил к другой (от провисшей петли к следующей линии спуска).
Но это также было очень сложно сделать, так как веревка уже была под нагрузкой. В любом случае у Снорри не было сил выбраться из этой ситуации.
Я думаю, он просто вымотался.
Было ли темно и холодно? Какая была погода?
Для меня это больше не вопросы.
Валенти Сипавин на месте обнаружения тела Хуана Пабло Мора

Резюме

Снорри и Садпара определенно спускались. Не было ни падений, ни аварий.
К2 - высокая, сложная, особенно зимой гора. Они начали штурм с точки третьего лагеря (7330 м).
Я думаю, что если бы в четвертом лагере была палатка, то у Хуана Пабло Мора были бы шансы выжить.
Судя по всему, Хуан шел гораздо быстрее своих товарищей.
Скорее всего, он уже спустился ниже Бутылочного горлышка, и ждал остальных и замерз.

Еще один вопрос касается расселины над третьим лагерем.
Я следил за зимним восхождением на К2 в 2021 году и читал, что некоторые альпинисты жаловались, что альпинисты-шерпы не предупредили их о большой трещине. Эта трещина якобы блокировала путь на вершине, и ее нельзя было обойти.

Очень странно, что я не видел ни одной фотографии этой трещины. Также странно, что все 10 шерпов смогли его обойти. И трое погибших альпинистов тоже смогли ее преодолеть.

Летом над третьим лагерем трещин вообще нет, несмотря на то, что полгода тела погибших альпинистов, особенно Пабло Мора, лежали практически на поверхности. Это говорит о том, что новый снег не заполнил и не скрывал трещины.

Это все, о чем я хотел сообщить. Конечно, данные из фотографий и видеофайлов с камер погибших альпинистов могут прояснить то, что произошло в тот день.
Я не хочу строить догадки.