Со времени исчезновения горнолыжника на Боржаве прошло восемь дней. Поиски продолжаются.

Фото ДСНС ЗАКАРПАТТЯ
Фото ДСНС ЗАКАРПАТТЯ



Информация от Николая Дроботенко:

Телевизионного шума и обсуждения больше нет – рутинная работа не интересна для медиа.

Но мы, в узком кругу, над ошибками тихо работать продолжим.

На странице Евгения Чизмара публикуется хроника поисковых работ.

Боржава, Березники, спасательные работы. Хроника событий от Евгения Чизмара:


В субботу, 13 февраля, двое горнолыжников – Сергей и Алексей, вышли на вершину Гембы и в тумане начали спуск в ошибочном направлении. Вместо севера они съехали на южные склоны хребта.
В результате двойка оказалась на склонах гребня, ведущего с вершины Жид-Магура.

Сергей шёл быстрее, чем Алексей. Он уходил далеко вперёд и ждал второго, даже после наступления темноты (ошибка №2). И в конце концов (со слов Сергея, который был найден спасателями на следующий день), в какой-то момент потерял Алексея. Оба при этом находились ещё в зоне леса.
Устроившись под деревом, Сергей пережил «холодную ночёвку» при температуре около -20.

И на утро, 14 февраля, пошёл вниз (то есть накануне пошёл вверх, чтобы переночевать на природе, после чего пошёл вниз). Где и встретил идущих навстречу спасателей.
Спасатели после разговора с Сергеем рассыпались по склонам в поисках Алексея. Поиск в зоне леса результатов не дал.

Понедельник, 15 февраля.
Группы спасателей продолжили поиск. В лесу были найдены подъёмные следы двойки, спусковые следы Сергея, и… подъёмные следы, принадлежащие предположительно Алексею. Причём эти следы просматривались и выше зоны леса. Алексей, так же как Сергей, схватив «холодную ночёвку» в лесу, продолжил в одиночку путь вверх на хребет по вершине гребня, который ведёт на Магуру.
Женя Чизмар с напарником Василием ушли вверх по следам, в туман.
На данный момент времени склоны Боржавы с юга крайне лавиноопасны.


16.02. Напарник Алексея, Сергей согласился подняться со спасателями в тупик тракторной дороги к вырубке, где они были еще вместе. У нас появилась надежда, что он сможет хотя бы приблизительно показать направление, куда они поднимались после вырубки и потеряли друг друга. Но, к сожалению, он не смог показать направление подъема т.к. было темно, падал снег и он не видел направление хребтов и склонов. Тогда мы с ним поднялись вверх по склону метров 300, где пробивалась мобильная связь, откуда он мог связаться со спасателями. Параллельно с нами растянувшись в цепочку, поднимались спасатели, волонтеры и ски-альпинисты осматривая каждый выступ, впадину и поваленные деревья в надежде найти Алексея.
Далее мы сместились вправо и снова к вырубке с последующим спуском к реке, которая течет далеко внизу и впадает в основное русло возле тракторной дороги, где накануне спасатели нашли место ночевки Сергея. НО к самой реке проблематично было спускаться т.к. в нижней части обледеневшего крутого склона свежевыпавший снег еле держался. Вечером на совещании кто-то предложил просканировать район вырубки металлоискателями. У Алексея была металлическая фляга, лыжные палки, крепления на лыжах.

Боржава, Березники,  спасательные работы. Фото Евгения Чизмара
Боржава, Березники, спасательные работы. Фото Евгения Чизмара


17.02. Спасатели, волонтеры при активном участии лесников и охотников с тремя металлоискателями, лавинными щупами и лопатами снова вышли в район вырубки. Результат сканирования и рутинной работы, за весь день три ржавых троса которые используют при валке леса.

18.02. Группа В.Райчинца, расширяя периметр поисковых работ, поднялась по лесистой части юго-западного отрога, ведущего к вершине Магура просматривая склоны с двух сторон. Толщина снежного покрова на отроге 120см.

19.02. Прихватив с собой на всякий случай 30 метровую веревку и немного альпинистского снаряжения, мы решили от вырубки спуститься прямо к реке, что было довольно проблематично. Нам удалось пройти почти у кромки воды через обледенелые камни, бревна и крутые берега, где снег еле держался, и можно было сорваться в бурлящий поток. Через три часа напряжённого спуска мы дошли до основного русла, так и ничего не обнаружив.

Поисковые работы продолжаются…

Боржава, Березники,  спасательные работы. Фото Евгения Чизмара
Боржава, Березники, спасательные работы. Фото Евгения Чизмара




Я же открою рубрику «Учимся на ошибках - своих и чужих»
И сегодня текст в ней будет касаться не действий заблудившихся горнолыжников Сергея и Алексея. А действий группы, заехавшей на ратраке на Гембу вместе с упомянутой двойкой, также в тумане по ошибке съехавшей на южные склоны Боржавы, после чего поднявшейся назад, вверх, на хребет.

Первое. Я хочу выразить респект парням, которые описали свои ошибки в Фейсбуке. И призываю сделать это традицией. Накосячил? Расскажи. Сделай выводы. Чтоб другие члены комьюнити извлекли уроки из сделанной тобою ошибки. В альпинизме моего времени это называлось разбор. И проводились разборы после КАЖДОГО восхождения. Садились и разбирали свои действия на маршруте. Даже если ошибок сделано не было.

Я сам пару раз в горах накосячил. И написал об этом в статьях. Мои косяки кончились. Теперь – ваша очередь. Давайте вместе учиться.
Второе (дописанное на следующий день после написания первого). Парни удалили свой постинг. Извините, респект на время откладывается. Я не смогу теперь на первоисточник дать линк. И восстановлю прочитанное в том отчёте по памяти.

***

Краткая фабула.

13 февраля – в день исчезновения Алексея, с горы Гемба в тумане на южные склоны Боржавы съехала ещё одна группа (если быть точным – групп было несколько, но я говорю о конкретной). Включили средства навигации уже в зоне леса и осознали ошибку.
После чего не пошли вниз, в Березники, а поднялись на хребет.
Свой трек подъёма выложили в Фейсбуке (пользователи успели заскринить)
Последние 500 метров до гребня шли 2.5 часа (хорошо вдумайтесь в эти цифры).
Вызвали спасателей – просили встретить на хребте их с ратраком, потому что устали.
Конец истории.

А теперь – учебный материал под названием «Учимся читать горный рельеф»
Давайте внимательно посмотрим на скрин.



Видим трек группы, который идёт между двумя гребнями. Левый (фотографически) ведёт на Малую Гембу. Правый – на Гембу. Группа пошла вверх по самой крутой части этого участка хребта. При объявленной на этот период третьей (значительной) степени лавинной опасности.
Перенесёмся в 2013 год. Именно на этом склоне была снесена лавиной двойка Максим Пономаренко и Дмитрий Беляев. Именно сюда Макс с Димой выехали в тумане, потеряв ориентиры на Гембе. Именно там погиб Макс. И именно там Диме сломало обе ноги, после чего он чудом выжил.
… И именно по этому склону съехала сейчас группа. После чего поднялась по нему же наверх.
Ещё раз смотрим на скрин. Участок между гребнями – это воронка, оканчивающаяся ручьями с V-образным профилем крутых берегов.
А теперь забудьте все видео с красиво раскатывающимися по плоскому дну широких ущелий лавинными выносами. Забудьте недавно нашумевшее видео «Лавина в Чувашии» (Гугл его знает), в котором засыпанный на большом поле машет из-под снега рукой, а друзья его быстро откапывают.
В конкретном рассматриваемом месте Боржавы нет пологого широкого выката. Там везде крутой склон. В безлесой зоне и лесу крутизна одинакова. И любая лавина здесь ударяется в лес. Уплотняется и уходит в V-образные русла ручьёв. И в этой воронке у попавшего в лавину практически нет шансов остаться живым и здоровым.
Макс погиб от травм, полученных от ударов о деревья. Диме сломало обе ноги. А лавина проехала по лесу/ручью ещё метров пятьсот.
***
Теперь вернёмся к действиям группы сейчас, 13 февраля сего года.
Из точки, в которой группа себя обнаружила с помощью средств навигации, универсальным решением является идти вниз, в Березники. И я, как мантру, буду это всегда повторять.
Аргумент один – заблудившись в тумане, при походе в Березники не умер НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК за всю историю туристского освоения региона. А на пути вверх зафиксированы смертные случаи.
Идти вверх могут принять решение только люди:
А) экспертного уровня,
Б) с хорошей физической подготовкой,
В) с заранее записанными по гребням треками и надёжнейшими средствами навигации (поскольку нужно идти вслепую, по треку, в туман).
Я в этой ситуации (тот самый «косяк», который допустил один раз за четверть века посещений Боржавы), обнаружив себя на юге хребта, рванул вниз. При своём уровне знаний и опыта.
Рассматриваемая же сейчас группа пошла вверх, на хребет.
***
Аксиома. Самый БЕЗОПАСНЫЙ путь передвижения в Карпатах – по гребням. Он же является наименее энергозатратным.
Но группа пошла в «лоб», по склону. Вместо того, чтобы из нижней точки трека пройти траверсом на правый, более пологий Гембовский гребень, и начать подъём по нему, если уж решили идти вверх - глядя на экран навигатора, чтоб не сбиться с гребня в пути. Это был бы БЕЗОПАСНЫЙ вариант пути вверх.
***
Съезд в воронку между Гембой и Малой Гембой – это СТАНДАРТ при потере ориентации на горе Гемба.
Теперь разберём – ЧТО ДЕЛАТЬ, если вы оказались в туман в этой чаше.
И тут у меня когнитивный диссонанс.
С одной стороны я постоянно твержу – «Не ходите на Гембу в туман!»
С другой – собираюсь писать «Что делать на южном склоне Гембы в тумане».
В итоге - пишу, потому как отдаю себе отчёт в том, что не взирая на табличку «Не влезай – убъёт!» кто-то ведь обязательно влезет.
Итак, ЕСЛИ вы в тумане начали спускаться с Гембы и вдруг заподозрили что-то неладное, то останавливаетесь и достаёте свои смартфоны с установленными офлайн-картами.
О том, что нужно было достать компас ещё на вершине, я уже даже не говорю.
Впрочем – скажу. Вы достаёте КОМПАС и смартфон с офлайн-картами, который определяет, где вы находитесь.
По компасу видите, что лицом стоите на юг (мозг отказывается в это верить). А на смартфоне видите местоположение (которое мозг принять также отказывается).
И если вы уже в чаше, вся группа должна замереть. Вы в западне. Из которой есть два выхода. И оба не гарантируют результат.
Выход 1 (если отъехали недалеко от хребта). Тихо развернуться, и начать движение строго вверх исключительно по условной линии падения воды. Чтобы не подрезать склон. Идти друг за другом, строго след-в-след.
Выход 2 (если к лесу ближе уже, чем к хребту). Быстро свистеть на своих лыжах-бордах в лес по линии падения воды (чтобы опять же не подрезать снежный покров). Причём по одному, чтобы не гарцевать всем на склоне. Один свистит вниз, въезжает в лес и там уходит траверсом влево/вправо (в зависимости от того, с какой стороны ручья вы окажетесь) от траектории движения возможной лавины.
Потом свистит второй, третий, четвёртый.
Повторюсь – никаких гарантий на лавиноопасном склоне оба способа не дают. Вы уже сделали ошибку, и теперь только от благосклонности Гембы зависит - отпустить вас или впечатать лавиной в деревья.
***
Рассматриваемая конкретная группа спустилась вниз по воронке. Въехала глубоко в лес. А потом из леса поднялась вверх по той же воронке. При объявленной третьей степени лавинной опасности. Вместо того, чтобы выйти влево-вправо на гребень. Или уйти вниз, в Березники.
Вот так, как поступила группа – делать не нужно.
«Последние 500 метров до Гембы шли 2.5 часа» Это я ещё раз процитировал на память запомнившийся фрагмент удалённого постинга.
По этому случаю – всё.
***
А теперь к северной, «обжитой» части хребта. Верхняя станция канатной дороги. Выше по гребню фотографически вправо уходит т.н. называемый «Гембовский кулуар». В форме воронки. Широкая чаша вверху, узкое горло внизу. По которому лавины сходили четыре раза на моей памяти.
Причём в одном из этих четырёх раз – с прекрасным альпинистом Колей Горюновым ещё до постройки подъёмников. Наверху тогда остались Виктор Грищенко и Саша Микулич, которые проводили взглядом лавинный поезд с Колей в туман.
Всё обошлось. Потому что все трое находились практически на гребне, треснуло под лыжами Коли, и вся масса снега поехала вниз перед ним. Он упал и заскользил на хвосте. Но лыжи оторвало. Одну из них откопали, а вторую нашли весной пастухи.
… И в этой же чаше я постоянно вижу следы лыжников и бордистов, прыгающих туда даже после сильных снегопадов. Следы фрирайдеров без головы.
Так вот там когда-нибудь кого-нибудь таки прихлопнет. Гора просто ждёт своего часа. Как дождалась двойки Пономаренко-Беляев в южной воронке. Так ждёт и в северной. Я предупредил.
Что теперь делать? Не влезать в эту воронку вообще. «Учимся читать горный рельеф» - так озаглавлен сегодняшний материал. Чуть дальше по краю упомянутой чаши прямо с вершины идёт красивое ребро, которое в узких кругах называется хоботом.
Так вот по нему лавины не сходили никогда. Катайте его.
***
P.S. Информация для гидов, читающих лекции по лавинной безопасности.
Друзья, я иногда слушаю записи лекций. Мне кажется целесообразным кроме «классики», буквально пару минут, но всё же уделять внимание особенностям карпатских лавин.
Первое. Карпаты – горы с ручьями, которыми изрезаны склоны. И это не ручьи на равнинах. Это ручьи, прорезающие склоны до глубоких V-образных профилей.
Второе. Большое количество склонов имеет форму воронок. Следствием является обжатие тел при попадании человека в лавину.
Третье. Большинство карпатских лавин уходит далеко в лес. Это – травмы вне зависимости от того, завален человек или нет.
Приведу три страницы Боржавской истории.
2013 год, двойка Пономаренко-Беляев. Воронка, уход лавины в лес, V-образный ручей. Гибель Макса от травм, переломы у оставшегося в живых Димы.
2013 год, двойка Грищенко-Багмет. Гибель обоих под обломками карниза в V-образном ручье.
1994 год, двойка Ляхимец-Дроботенко. Гибель Ляхимца в V-образном ручье, через который меня, как бильярдный шар, перебросило и выплюнуло в растёкшийся конус, в долину. И это случайное стечение обстоятельств позволяет сейчас мне об этом рассказывать в рамках рубрики «Учимся на ошибках - своих и чужих».
Подвожу черту под P.S. "Об особенностях карпатских лавин". Максимум внимания. Максимум сосредоточенности перед планированием спусковых линий. Максимум теоретической и практической подготовки. И трезвомыслящая голова на плечах.

Теги: Карпаты, туризм, Карпаты зимой, Боржава, Боржава зимой
Автор: Николай Дроботенко, www.facebook.com//nick.drobotenko, Евгений Чизмар, https://www.facebook.com/evgen.evgen
Опубліковано в спортивний туризм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ