Совершено второе в истории восхождение на вершину горы Спектр в Антарктиде

Массив Organ Pipes и вершина Спектр (Spectre) высотой 2020 метров (третья вершина слева) с южной стороны, первоначальная цель экспедиции Холдинга. Фото spectreexpedition.com

В декабре 2017 года знаменитый английский скалолаз и альпинист, 37-летний Лео Холдинг (Leo Houlding) со своими напарниками французом Жаном Бюргэн (Jean Burgun) и Марком Седоном (Mark Sedon) из Новой Зеландии совершили успешное восхождение на вершину горы Спектр (Spectre) высотой 2020 метров, что расположена в отдаленном от научных станций и базы Юнион Глетчер в горном районе Королевы Мод в Антарктиде.

И хотя восхождение на вершину и было основной "изюминкой" экспедиции, в целом, команда рассчитывала путешествие по Антарктиде на три месяца. Экспедиция включает большой отрезок путешествия с помощью кайтов, сложное альпинистское восхождение и возвращение, преимущественно на лыжах.

Маршрут экспедиции Лео Холдинга. Фото spectreexpedition.com

Не смотря на то, что их основная цель - открыть новый маршрут на горе не была выполнена, они всё же смогли, с нескольких попыток подняться на вершину по первому маршруту, открытому альпинистами Терренсом и Эдмундом Стампами в 1980-1981 годах.
Таким образом, за всю историю этой горы на ее вершину до сих пор смогли подняться лишь две команды.

Само восхождение состоялось 8 декабря, на 24-й день экспедиции.

В целом, хотя альпинисты и шли по пути первого маршрута и даже натолкнулись на старый скальный крюк и остатки страховочной станции, Лео предполагает, что они по большей части поднимались новым вариантом, время от времени выходя на маршрут Стампов.

Гора Спектр (Spectre) высотой 2020 метров, и первый маршрут на вершину открытому альпинистами Терренсом и Эдмундом Стампами в 1980-1981 годах.  Фото spectreexpedition.com
Гора Спектр (Spectre) высотой 2020 метров, и первый маршрут на вершину открытому альпинистами Терренсом и Эдмундом Стампами в 1980-1981 годах. Фото spectreexpedition.com

Далее из отчета Лео Холдинга:

После частичной разведки и обхода вокруг горы для оценки как вариантов восхождения так и спуска, мы окончательно составили план. В целом все выглядит довольно сложно, продолжительно и серьёзно. Восхождение втроём при этом постоянно документируя на фото и видео свою экспедицию значительно снижает скорость продвижения по стене; поэтому, после долгих размышлений мы решили, что самым лучшим будет восхождение на Спектр по пути наименьшего сопротивления.

Это было повторение первого маршрута, открытого Терренсом и Эдмундом Стампами в 1980-1981 годах на северной стороне пика. И хотя Северная стена горы представляет собой весьма сложную альпинистскую проблему, ей не достаёт эстетического совершенства южной стены. Эта стена - сложный лабиринт снежных пандусов, карнизов и отвесных ступеней, которые аж никак не образуют очевидную линию к вершине.

Подготовка к восхождению на Спектр. Фото spectreexpedition.com

Вчера утром мы вышли из своего базового лагеря, было солнечно и спокойная погода в 8 утра; мы взяли с собой минимум снаряжения и к 10 утра уже были у основания северной стены. Крутой снежный кулуар обеспечил нам довольно легкий подход к столпу, который мы заприметили несколько дней тому назад. Этот столп образует собой левое седло горы Спектр, конечно если смотреть с потрясающей Южной стены.

Мы поднимались в солнечных лучах, без ветра и с относительно теплыми температурами воздуха. Но затем мы внезапно перешли на 50 метровый участок скалы, находящийся в тени, в кулуаре. И, как заметил Марк это был "ледяной удар", в тени, как оказалось было на 20 градусов холоднее чем на солнце, наши пальцы очень быстро окоченели а мышцы задубели в течение нескольких секунд. К счастью уже вскоре мы снова вынырнули на солнечную сторону, что бы осмотреть наш дальнейший маршрут и дождаться, пока солнечные лучи не осветят большую часть скалы впереди.

Восхождение на Спектр. Фото spectreexpedition.com

Я с Жаном сыграли в камень-ножницы-бумагу, что бы выбрать того из нас кто пойдет лидером дальше. Он выиграл. Мы вошли в скальный лабиринт без особого беспокойства, поскольку погода была отличной и мы понимали, что не смотря на то, что мы не можем разглядеть логичную линию, скала предлагала столько вариантов, что можно было найти более простой способ подняться на вершину.

Это была наша первая ошибка. Мы забыли: на этих скалах нет ничего простого! Очень быстро поиск вариантов нового маршрута перерос в большую проблему. Жан, идя лидером, столкнулся с четырьмя вариантами восхождения, три из которых привели к отступлению. В ситуациях, подробной этой лучшая стратегия восхождения заключается в умении лидера оценить все варианты и иметь в себе силы вернуться в исходную точку и начать восхождение по другому варианту. Нелогично метаться по стене, проходить по 20 метров в право - влево- вверх, что бы попытаться разглядеть а что же там дальше. Зачастую в горах не бывает идеального выбора маршрута.

В центральной части фото - Спектр (Spectre) высотой 2020 метров

Вы должны просто изо всех сил попытаться найти способ восхождения без лишнего риска; на это мы потратили не один час.
Жан вышел на небольшой но опасный и сложный микстовый участок; обдумав ситуацию мы поняли, что в 1980-х первопроходцы Стампы не поднимались бы по нему, но выше этого микста мы разглядели что маршрут выполаживается и поэтому решили продолжить.

Выше мы натолкнулись на старые шлямбура, забитые в скалу и обрывки станции с пеньковой веревкой. Мы продолжали восхождение, но потраченные ранее часы на поиск маршрута привел к тому, что смеркаться начало раньше чем мы вышли на вершину.
Мы ни разу не обсуждали отступление, но я знаю что мы думали при этом: "Если ветер поднимется, то ситуация превратиться в борьбу за жизнь и нам нужно будет отступить".

С постоянными остановками и медленным продвижением мы были увлечены игрой с постоянным выбором правильного варианта обхода тех или иных ключей. Все это время облака над нашими головами сгущались и набирали вес; было ли это предзнаменование скорой бури или просто фронтом влажного воздуха?

Восхождение на Спектр. Фото spectreexpedition.com

Потребовалось несколько часов, что бы мы вышли к второстепенной вершине. Когда мы уже думали что взошли на гору, оказалось что мы стоим на 25 метровом скальном выступе перед вершинным гребнем. После скалолазания на этом участке, нам оставалось еще несколько часов к главной цели. Мы начинали нервничать.

Здесь, на краю Земли, будучи почти у самой вершины мы были так далеки от мира... Если Антарктида разозлится на нас, мы будем бороться за выживание.
С большим беспокойством чем удовольствием мы все же смогли выйти на вершину, с которой побежали вниз при первом же дуновении ветра
Антарктида улыбнулась нам, и в итоге мы поднялись на вершину"

Команда: Лео Холдинг (Leo Houlding), Жан Бюргэн (Jean Burgun) и Марк Седон (Mark Sedon). Фото spectreexpedition.com

Сейчас группе предстоит долгая дорога домой. Первым этапом её, длиной в 350 км, является лыжный переход до взлётно-посадочной полосы по ледникам Антарктиды.

Отметим, что сейчас в Антарктиде, в этом-же районе работает большая сильная американская экспедиция, целью которой является открытие новых маршрутов, в том числе и на ранее девственные вершины.
Первые новости о команде читайте в статье: АЛЕКС ХОННОЛЬД И ЦЕДАР РАЙТ ОТКРЫЛИ ТРИ НОВЫХ МАРШРУТА В АНТАРКТИДЕ!

Теги: Лео Холдинг, Leo Houlding, Жан Бюргэн, Jean Burgun, Марк Седон, Mark Sedon, Спектр, Spectre, альпинизм,