Когда автоблок не работает

Вы уже знаете, что корзинка умеет блокировать верёвку, когда страхуете нижнего. Чтобы вы не думали, что всё так просто и однозначно, вот вам 3 примера, когда автоблок не сработает.

1. Диаметр верёвок сильно меньше отверстий в корзинке

В первую очередь разберитесь, с какими верёвками работает ваша корзинка. Вот, например:

Название мин., мм макс., мм
Petzl Reverso6,910,5
BD ATC Guide8,111
BD ATC Alpine Guide6,99
Венто Лукошко811
CAMP Piu7,611
Edelrid Mega Jul7,910,5
Edelrid Micro Jul6,98,9


Если в заведомо не подходящую БД Гайд запихнуть два шнурка по 7 мм, поймать напарника будет сложно. А в автоблоке может получиться такое:

Слева всё в порядке, справа грузовая прядь соскочила и не зажимает нижнюю
Слева всё в порядке, справа грузовая прядь соскочила и не зажимает нижнюю


Грузовая прядь на которой висит напарник спрыгнула со страховочной и не зажимает её
Грузовая прядь на которой висит напарник спрыгнула со страховочной и не зажимает её


Видите, верёвка, которая идёт к напарнику и должна зажимать саму себя соскочила и, в лучшем случае, заблокировалась. В худшем полностью перестала держать.

Вообще, для тонких половинок лучше заведите отдельные корзинки, вроде БД или Эдельрид. С ними проще удержать срыв лидера и они точно будут нормально работать в автоблоке.

2. При страховке двух нижних одна из верёвок идёт в сторону

Если выбираете двух нижних, последняя точка в стороне на уровне станции и в неё вщёлкнута только одна верёвка, есть шанс, что автоблок для одного из нижних не сработает, если другой уже висит. Ситуация должна быть такой:



Тогда корзинка будет работать так:

Жёлтая верёвка развернула корзинку и синяя не зажимает себя
Жёлтая верёвка развернула корзинку и синяя не зажимает себя


Видите, когда корзинка держит верёвку, идущую вбок, верёвка, идущая вниз не может зажать саму себя. Чтобы подобного не произошло, в точку, в стороне от станции, вщёлкивайте обе верёвки. Если всё время лезли и сдваивали верёвки, то просто в один карабин, если разносили, то в разные карабины.

3. Неправильное вщёлкивание самостраховки второго

Вы уже умеете быстро и красиво одной рукой вязать стремя. Если почему-то не умеете, сейчас же научитесь! Очень удобно:



Научились? Отлично. Если вщёлкивать самостраховку второго так, а он тем временем улетит в середине цикла, автоблок не сработает



Когда автоблок не работает
И такое бывает
Вы уже знаете, что корзинка умеет блокировать верёвку, когда страхуете нижнего. Чтобы вы не думали, что всё так просто и однозначно, вот вам 3 примера, когда автоблок не сработает.

1. Диаметр верёвок сильно меньше отверстий в корзинке
В первую очередь разберитесь, с какими верёвками работает ваша корзинка. Вот, например:

НАЗВАНИЕ ⌀ МИН., ММ ⌀ МАКС., ММ
Petzl Reverso 6,9 10,5
BD ATC Guide 8,1 11
BD ATC Alpine Guide 6,9 9
Венто Лукошко 8 11
CAMP Piu 7,6 11
Edelrid Mega Jul 7,9 10,5
Edelrid Micro Jul 6,9 8,9
Если в заведомо не подходящую БД Гайд запихнуть два шнурка по 7 мм, поймать напарника будет сложно. А в автоблоке может получиться такое:

Автоблок на корзинке не работает
Слева всё в порядке, справа грузовая прядь соскочила и не зажимает нижнюю
Автоблок перестал работать
Грузовая прядь на которой висит напарник спрыгнула со страховочной и не зажимает её
Видите, верёвка, которая идёт к напарнику и должна зажимать саму себя соскочила и, в лучшем случае, заблокировалась. В худшем полностью перестала держать.

Вообще, для тонких половинок лучше заведите отдельные корзинки, вроде БД или Эдельрид. С ними проще удержать срыв лидера и они точно будут нормально работать в автоблоке.

2. При страховке двух нижних одна из верёвок идёт в сторону
Если выбираете двух нижних, последняя точка в стороне на уровне станции и в неё вщёлкнута только одна верёвка, есть шанс, что автоблок для одного из нижних не сработает, если другой уже висит. Ситуация должна быть такой:

Ситуация, когда страхуешь двух нижних одновременно, один упал и разблокировал корзинку
Тогда корзинка будет работать так:

Разблокированная корзинка
Жёлтая верёвка развернула корзинку и синяя не зажимает себя
Видите, когда корзинка держит верёвку, идущую вбок, верёвка, идущая вниз не может зажать саму себя. Чтобы подобного не произошло, в точку, в стороне от станции, вщёлкивайте обе верёвки. Если всё время лезли и сдваивали верёвки, то просто в один карабин, если разносили, то в разные карабины.

3. Неправильное вщёлкивание самостраховки второго
Вы уже умеете быстро и красиво одной рукой вязать стремя. Если почему-то не умеете, сейчас же научитесь! Очень удобно:


Научились? Отлично. Если вщёлкивать самостраховку второго так, а он тем временем улетит в середине цикла, автоблок не сработает


Верёвка, вместо того, чтобы идти вниз и зажимать себя, идёт наверх и ничего не зажимает. В общем, второго ставить на самостраховку на стремя можно, но стремя вяжите двумя руками и вщёлкивайте уже готовое.

А вот таким способом как в верхнем ролике, можно перейти от страховки к спуску напарника. Главное, чтобы он смог ненадолго разгрузить верёвку.


Суть статьи в 8 словах:

Корзинка работает в автоблоке, но иногда нет. Такие дела.



Теги: автоблок, страховочное устройство, спусковое устройство, техника альпинизма, альпинизм
Автор: Текст и фото Кирилл Белоцерковский, инструктор Альплагеря Туюк-Су, https://alplager.kz
Опубліковано в альпінізм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ