Волшебник скалолазного мира

Маурицио "Маноло" Занолла (Maurizio "Manolo" Zanolla)
Маурицио "Маноло" Занолла (Maurizio "Manolo" Zanolla)


В каждом виде спорта есть свои легендарные персонажи, которые выходят за рамки "привычных возможностей и прогнозируемого развития спорта" и становятся "иконами", привлекая и вдохновляя многочисленных поклонников даже без особых усилий.
Альберто Томба , Валентино Росси , Майкл Джордан … У каждой эпохи и каждого вида спорта есть своя икона.

В скалолазном мире Маурицио "Маноло" Занолла (Maurizio "Manolo" Zanolla), больше известный по прозвищу "Il Mago" (Маг / Волшебник), безусловно является одной из таких икон, выходящих за рамки эпох и пространств.

Родившийся в 1958 году, итальянец Маурицио Занолла, стал к настоящему времени всемирно известным и весьма неоднозначным скалолазом.
Его восхождения на самые сложные маршруты и сделали Маноло легендой. После многих лет, в течение которых многие из его самых известных восхождений сопровождались вихрем восхищений, Маурицио ушел с "большой сцены", продолжая при этом развивать и поддерживать страсть к вертикальным стенам.
Отсутствие аккаунтов и активности в социальных сетях — это выбор, который еще больше способствовал созданию ауры таинственности вокруг фигуры Маурицио, который спустя много лет продолжает вдохновлять многих скалолазов.

После многих лет своих самых известных подвигов Маноло остается мировым эталоном лазания по скалам, способным удивить даже Адама Ондру, одного из самых влиятельных скалолазов современности.
Те, кому посчастливилось лазить вместе с Маноло, говорят, что увидеть его за работой — это нечто незабываемое, его способность к координации ног почти такая же как и координация рук и эта техника достойна отдельного изучения.
Тем же, кому не повезло увидеть "волшебника" на скалах и поучится у него технике, остается только черпать вдохновение в его словах и рассказах, гоняясь за персонажем, столь же культовым, сколь и противоречивым, который смог остаться одним из величайших скалолазов, вращаясь между симпатиями и антипатиями, с той же деликатностью, которую он вкладывал в каждый из своих скалолазных маршрутов.

В Вашем возрасте 60 лет: как изменился Ваш подход к скалолазанию? Что бы вы сказали Маурицио прошлого?

Скалолазание было фантастическим путешествием, полным сюрпризов, опасностей, испытаний, удовольствий, но также и травм.
В поиске бездны, которая была у меня внутри и снаружи меня, я пережил опыт, полный неизвестности и трудностей, которые преобразили меня и позволили мне ощутить уважение к окружающей среде и жизни. Со временем пришло и осознание того, что я являюсь частью природы.
Я ненавидел навязанные правила, но скалы позволили мне понять эти правила.
Страх и переживания были необходимы, чтобы принять ответственность как главный момент в драгоценной свободе выбора.
На это, молодому Маурицио я бы сказал, что ему посчастливилось выжить в отличие от многих других, но не всегда благодаря удаче, даже если парадоксальным образом гора спасла жизнь.

Недавно Алессандро Зени (Alessandro "Ale" Zeni) сообщил о прохождении им Вашего маршрута "Eternit", повысив его категорию до 9а+.
Чем для Вас было открытие этого маршрута?


Сперва я бы хотел поздравить Зени с повторением этого маршрута. Eternit — это продолжение маршрута «O ce l’hai o ne hai bisogno», который заканчивается не доходя до ТОПа стены, потому что 30 лет тому назад я думал, что это невозможно.
Это был маршрут, который занял у меня много времени, пожалуй, как никакой другой из-за количества попыток, количество которых я даже не помню, в которых зацепки и опоры, которые я считал важными, ломались, заставляя меня каждый раз начинать работу заново.

Я очень хорошо помню, когда мы вместе с Зени поднимались на скалах Baule в первый раз, мне было любопытно его мнение о красоте этого места, особенностях этого восхождения и возможной категории маршрута "Eternit".
Но в тот день у него не получился пролаз и он так и не попробовал все движения, особенно сложные.
Мы провели в Валь Ноана вместе почти всю зиму, и он заверил меня, что не оставит проект, даже если он всё еще слишком сложен для него, при этом продолжая работать на соседних маршрутах.
Зени был талантлив, с немалой силой в пальцах, но он еще не был готов к трудностям маршрута, но у него была настойчивость и упорство. И это сыграло большую роль.

После первого прохождения маршрута я пообещал себе, что больше не буду подниматься по нему, у меня были другие проекты, но Андреа Галло убедил меня в 2010 году сделать фотосессию на маршруте, и это заставило меня задуматься о возможности рассказа о открытии маршрута, сделать документальный фильм. Так и родилось видео"VERTICALMENTE DEMODE"

В июне 2013 года я сопровождал Алессандро Ламберти и двух его друзей к скале.
Он снова не смог подняться по маршруту и ​​сказал мне, что есть одно место, которое он не может пройти из-за сложного движения.
Я сам поднялся еще раз к этому месту и проверил его, оно по-прежнему проходимо, даже учитывая что зацеп стесался и стал гораздо меньше в хвате; но это был не единственный способ подняться к вершине, это был лишь вариант, причем, вероятно не самый простой.
Примерно через месяц я снова попробовал пролаз и у самого ТОПа сорвал зацеп.
Я никак не хотел усложнять маршрут, я хотел оставить его в изначальном виде; вероятно правильно было бы пригласить на пролаз кого-либо более аккуратного скалолаза...

Осенью Адам Ондра попросил меня составить ему компанию, и мы с его матерью отправились в Бауле. В тот день я сделал пару подходов к маршруту, чтобы показать ему все движения и показать свой стиль лазания. Но он, будучи выше ростом, отказался от моего стиля и искал свои зацепы, причем такие, которые позволили бы избежать отломанного зацепа.
Адам вернулся в декабре и после тщательного осмотра предпринял пару попыток, поразив меня точностью и легкостью, с которой он поднимался, а также своим особенным движением на ключе Eternit, не говоря уже о выходе на ТОП, который он нашел почти интуитивно; а ведь я срывался с этого места не менее 30 раз.
В тот день я прокрутил в голове весь маршрут «O ce l’hai o ne hai bisogno» и решили с Адамом, что правильная категория для него будет 8b+.
Для более полноценного проекта Eternit я не давал никаких категорий, обозначив его сложность как 9а с вопросительными знаками.
Но в одном я был уверен: для меня, и я повторяю - исключительно для себя, прохождение маршрута Eternit было намного сложнее, чем другие мои пролазы.
Но я уже давно передал полномочия назначать категорию маршрутов другим клаймерам.

В октябре 2017 года Адам снова вернулся к маршруту, подтвердив 8b+ для этой первой части.
Не знаю, изменилось ли что-то за это время, последний раз, когда я поднимался на скалах Бауле, мне было почти 60 лет, это было в августе 2016 года но я всё равно смог побороть все ключи первого участка «O ce l’hai o ne hai bisogno».

Я не владелец и даже не хранитель этой скалы, хотя я очень люблю её по многим причинам, но я не один, кто посещает скалу.
И каждый раз, когда я проходил мимо, я часто видел следы магнезии наверху.
Однажды, когда я проходил под скалой, я заметил скалолаза, который пробовал пройти Eternit в одиночку, с верхней веревкой. Это был тот самый человек, который, пробуя маршрут, сразу после моего первопрохода прислал мне сообщение о том, что внизу не хватает зацепок, а на верху есть скользкие участки; это было весьма странно, потому что за почти три года попыток я ни разу не видел этого скалолаза у скалы.
Однако, я остановился в сторонке, чтобы посмотреть на его работу, но он ушел, настолько раздраженный, что через несколько дней прислал мне сообщение с оскорблениями и угрозами, причем довольно вульгарными словами.
Я не «социальный» человек, у меня нет страницы на Facebook, нет Instagram, и это нормально для меня, но я думаю, не лучше ли иногда говорить и объяснять друг другу вместо того, чтобы печатать слова на клавиатуре.

Eternit — это прекрасный, абсолютно вертикальный маршрут, где любая мелось может сбросить Вас вниз и это надо понимать, приспосабливаться но часто даже этого понимания недостаточно, потому что необходим еще опыт пролазов по болезненным, крохотным мизерам.
У вас должна быть развита сила в пальцах, должно быть подходящее состояние скалы, хорошая выносливость и немного смирения.

Хотя я считаю, что сегодня многие из сильных скалолазов смогли бы пройти маршрут, если бы они не были заняты тренировками к соревнованиям.
Eternit до того, как стать этим проектом, был мечтой, которая долгие годы казалась несбыточной, он меня многому научил и продолжает это делать.



Как Вы видите изменения, которые произошли в скалолазании со временем?

Скалолазание изменилось, оно стало настоящим спортом и, как и все другие дисциплины, все больше стремится к демонстрации силы и скорости.
Свободное лазание 70-х и 80-х годов, полное творчества и некоторой наивности, исчезло, этого образа жизни больше не существует, и, к лучшему или к худшему, сегодняшняя ситуация отражает то, чем стало скалолазание.
Новые поколения клаймеров "рождаются" на пластике на скалодроме и на подиумах спортивного скалолазания.
Они раздвигают границы скалолазания, даже если правда в том, что многие из них гоняются только лишь за цифрами.

На Олимпиаде в Токио скалолазание впервые было представлено миру как новый вид спорта в семействе Игр. Как Вы относитесь к приходу скалолазания в Олимпиаду?

Я пережил это событие спокойно, оно меня не особо интересовало. Соревнования это тот мир, который я давно покинул и никогда не думал возвращаться.
Мне всегда нравилось подниматься и совершенствоваться на скалах не превращая это в турнир и не ограничивая себя.
При этом я с огромным уважением отношусь ко всем спортсменам и считаю, что олимпийский результат также стал справедливым признанием прекрасного вида спорта в мире.
Но это всё не для меня, я люблю лазить, когда захочу, без секундомеров и номеров на спине, свободно в обстановке, которая мне нравится.
Когда я начал лазить и отказывался от привязок к турнирам, стремясь к качеству лазания больше, чем к призовому месту, я никогда не мог представить себе, что то, что я делаю, будет способствовать попаданию скалолазания на Олимпиаду.

У каждой легенды есть свой собственный источник вдохновения; скажите, кто вдохновлял Вас больше всего в вашей скалолазной карьере?

Трудно ответить, потому что я вырос в среде, очень далекой от скалолазания, и никто никогда не упоминал имена скалолазов или маршруты, которые стали бы для меня мотивирующим фактом.
Скалы и горы справедливо считалась бесполезным и опасным местом.
Жизнь, в которой я вырос, уступила место эссенциальности и имела другие приоритеты.
Даже большой спорт не вошел в наш дом, за исключением велогонщиков Фаусто Коппи, Джино Бартали и боксера Кассиуса Клея.
И когда я случайно начал заниматься скалолазанием, для меня такие личности как Вальтер Бонатти (Walter Bonatti) и Райнхольд Месснер (Reinhold Messner) тоже были сродни велогонщиков.

Я встретил их лично позже, как и всех других скалолазов и альпинистов, познакомившись с ними посредством необыкновенных следов в истории и жизни, полных глубокой культуры, которые они оставили в горах.
Скалолазание – важная часть жизни, но, очевидно, есть нечто большее.

Каких ценностей Вы придерживаетесь в жизни?

Мне никогда не удавалось полностью оторваться от повседневной жизни и от того, что происходит вокруг меня, и даже страсть к скалолазанию не сумела захлестнуть меня настолько, чтобы я потерял эту связь.
У меня всегда было стремление найти баланс в жизни, даже через крайности. Альпинизм и скалолазание — это всего лишь игра.

Каким бы Вы хотели бы видеть скалолазание будущего?

Возможно, я бы хотел видеть способность к отречению, более глубокое и уважительное отношение к природе, окружающей среде и жизненному пространству, которые становятся все более ограниченными.
Я никогда не любил скалы, чрезмерно набитые маршрутами; они выглядят близнецами, без индивидуальности.
Я понимаю безопасность, необходимую для современных маршрутов, но не преувеличенное заполнение каменного пространства или переосмысление, смягчающее некоторые исторические восхождения.
В настоящее время существует так много маршрутов, что я бы оставил некоторые из них нетронутыми для тех, кто хочет проследить историю скалолазания и понять как из крохотных кусочков сложилось современное скалолазание.
Мы должны сохранить историческую память, которая, кажется, исчезает все быстрее и быстрее.

И, наконец, о Вашей способности подниматься на ногах, о которой ходят легенды. Как Вы добились такого стиля лазания?

Это всё практика...
Даже если я думаю, что это одна из тех вещей, которые человек наследует генетически, всё дуло в практике.

Использование ног вместе с большой легкостью очень сильно помогло мне найти решения, добиться успеха там, где нехватка силы казалась непреодолимым пределом.
Вы можете многое улучшить с помощью упражнений, но путь к пролазу на определенных маршрутах сложен. Лазание, на определенном уровне, требует очень много усилий, неумолимая сила гравитации делает наши попытки разочаровывающими; лишь крохотное возмущение может сбросить Вас со скалы и более того, в следующей попытке никто не гарантирует Вам, что участок, который до этого казался Вам легким, Вы пройдете опять-таки легко.
Правильное распределение и использование сил ног позволяет разгрузить конечности, сэкономить силы, и выполнять движения, на которые одной лишь силы рук не хватит.
Но, к сожалению, эта техника идет рука об руку с тренировками и с проприоцептивной способностью задействовать все тело, вдобавок к необходимому опыту читать и быстро расшифровывать оптимальные варианты пролаза.

Однако очарование скалолазания также заключается в бесконечных возможностях поиска решений там, где часто все кажется невозможным, это не простая гонка между определенными вариантами, а прекрасная возможность открыть собственную трассу, и, имея богатый опыт, получить для этого огромное преимущество.

От Редакции:
Наиболее значимые прохождения Маноло:



Теги: скалолазание, Маурицио "Маноло" Занолла, Maurizio "Manolo" Zanolla, Maurizio Zanolla
Автор: Редакция 4sport.ua, по материалам https://www.up-climbing.com/
Опубліковано в скелелазіння

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ