Кислородная иллюзия

Владислав Терзыул на вершине К2 (фото М.Горбенко, 1994г.)
Владислав Терзыул на вершине К2 (фото М.Горбенко, 1994г.)


В «тему дня» (об успешном восхождении на самую недоступную вершину мира – восьмитысячник К2, 8611м – украинских и не только альпинистов) представляем мнение Заслуженного мастера спорта, Мастера спорта международного класса, первого украинского восходителя на две высочайшие вершины (Эверест и К2), Заслуженного тренера Украины Мстислава Горбенко:

От Редакции:

Летом 2021 года на вершину восьмитысячника К2 поднялись 5 украинцев, возобновив тем самым прерванную с 1994 года историю украинских альпинистов на К2.
Таким образом, на сегодняшний день на вершину К2 поднимались восемь украинцев:



Кислородная иллюзия.

«Человек, верящий в миф о возможностях, гарантируемых использованием кислорода, представляет опасность для себя и окружающих! Кислород на высоте – это своего рода допинг».
Анатолий Букреев

Поздравляю всех украинских восходителей на Чогори (К2) с достижением серьезной вершины. Хочу пожелать вам дальнейшего совершенствования и заняться спортивным альпинизмом.
Когда я читаю лекцию о высотном альпинизме в альпклубе «Одесса» для начинающих альпинистов, то пытаюсь объяснить им, что такое спортивный стиль восхождения, а что такое по выражению Р. Месснера «туризм в горах». Для тех, кто интересуется альпинизмом, как видом спорта, тезисно напомню.

Много лет назад Федерация альпинизма и скалолазания Украины приняла решение о поощрении спортсменов, совершающих бескислородные восхождения на восьмитысячники, как один из основных принципов при определении рейтинга сильнейших альпинистов страны.

Мой друг и напарник по многим восхождениям ЗМС Владислав Терзыул все свои восхождения на 14 восьмитысячников совершил без применения кислорода! Это был действительно спортивный подвиг. Вот его мнение: «Восхождения на высокие горы с кислородным аппаратом нельзя запретить и нельзя отменить. Пусть люди поднимаются на вершины – ведь это прекрасно! Но необходимо уже сегодня разграничить восхождения в естественном спортивном стиле и восхождения, при которых результат обеспечивается при помощи армии высотных носильщиков и гидов с применением кислорода»!

Каждый человек сам выбирает, как ему совершать восхождение. Мы любим горы, пытаемся совершать восхождения максимально чисто, согласно Тирольской декларации, принятой в 2002 г. на ассамблее UIАА в Инсбруке, где в частности записано: «Коммерческое давление не может влиять на альпинистскую этику, хороший стиль в больших горах, подразумевает – не использовать закрепленные веревки, стимулирующие препараты и баллоны с кислородом».

Сегодня набирает силу коммерческий альпинизм, а он дает суррогатный продукт. Да, ты продолжаешь общаться с природой, но при этом не делаешь своими руками, головой то, что называется альпинизмом. Люди, получившие начальные понятия о горовосхождениях, взошедшие на Эльбрус, Казбек и другие нес
ложные вершины, могут за большие деньги взойти и на Эверест и К2. Для меня это дико и такую романтику я не понимаю.
Сегодня, в начале XXI века, гималайские экспедиции на восьмитысячники имеют, на мой взгляд, несколько перспективных спортивных направлений: поиск и прохождение новых маршрутов высшей категорий сложности; прохождение известных маршрутов в альпийском стиле, т.е. без длительной обработки; прохождение высотных маршрутов без применения кислорода, без участия портеров.

Искать новые маршруты в Гималаях – это тяжелый и рискованный труд, но они еще имеются. Альпийский стиль в Гималаях уже апробирован на «малых» восьмитысячниках. Все больше экспедиций пробуют свои силы, поднимаясь на «большие» восьмитысячники без применения кислородного допинга, и это совершенно реальная цель, потому что человеческие возможности безграничны. Мне могут возразить, что далеко не каждый сильный альпинист может достичь без использования кислорода вершину выше 8000 метров. А разве все сильнейшие атлеты мира становятся олимпийскими чемпионами?!

В 2003 году, на пятидесятилетний юбилей восхождения на Эверест, я, как и многие другие восходители на высочайшие вершины мира, был приглашен от имени короля Непала в Катманду. В приглашении была просьба подготовить доклад о восхождениях на восьмитысячники. Естественно, я его подготовил и 29 мая представил на конференции, организованной непальской федерацией альпинизма.
Суть моего сообщения сводилась к тому, что в наше время восхождения на высокие горы с применением кислорода – не спортивны и равносильны использованию допинга. Меня мало кто тогда поддержал, а местные альпинисты, кажется, вообще не поняли о чем речь: какая разница? Если клиент платит деньги, то все способы хороши, чтобы доставить его на вершину!

Во время встречи в Катманду с президентом UIАА (Союз международных альпинистских ассоциаций) г-ном Дэвисом мы затронули эту тему, и он высказал мнение, что будущее высотного альпинизма - за бескислородными восхождениями, и недалек тот день, когда восхождения, совершенные с использованием кислорода, перестанут регистрировать.

Ведь понятно и неспециалисту, что бескислородное восхождение – это не только восхождение без подпитки дополнительным кислородом из баллона, который в рюкзаке за твоей спиной, но и без возможности принять его в любой момент, то есть надо преодолеть психологический барьер - вышел из базового лагеря и поднялся один на один с горой. Да, это очень непросто, но в том-то сила и мастерство альпиниста - не переступить грань риска.

Мстислав Горбенко

К2
К2



Теги: альпинизм, горы, К2, Чогори
Автор: Геннадий Копейка, https://www.facebook.com/
Опубліковано в

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ