Мер города Сен-Жерве-ле-Бэн (где базируется служба спасателей а также в чьем "ведомстве" находится французская сторона горы Монблан), Жан-Марк Пейлекс (Jean-Marc Peillex) и мер города Шамони Эрик Фурнье (Eric Fournier), расположенного у подножия Монблана выступили с призывом ограничить воздушное движение над Монбланом.
К их заявлению присоединились международная ассоциация по защите окружающей горной среды Mountain Wilderness, организация по защите и развитию региона Монблан ProMont-Blanc а также многочисленные местные горные гиды.
Причиной такого заявления стала переполненность неба над массивом Монблан различными летательными аппаратами, которые создают высокий уровень неестественного шума.
На данный момент, пока правительство Франции не издало указ о защите всего массива, местная префектура объявила о проведении подобного эксперимента на стандартном маршруте восхождения на Монблан начиная с 1 июня.
«Многие ледники и горные склоны в массиве Монблан в последнее время становятся площадкой для настоящих авиа-шоу; особенно по выходным дням. Эти бесконтрольные полеты и стали причиной обращения к правительству страны, которое было направлено 13 апреля мерами городов Шамони и Сен-Жерве-ле-Бэн а также ассоциациями и организациями занимающимися защитой окружающей среды.
Цель этого заявления - ограничить шумовое загрязнение от полетов самолетов и вертолетов над Монбланом
Надо сказать, что в последние недели небо Монблана стало предметом необычной перенасыщенности. Идеальные погодные условия и активизация военных зон на юге Альп, закрывающим доступ к ледникам, привлекли к Монблану больше пилотов, чем обычно.
Однако, ситуация, которая вызвала недовольство местных властей и альпинистов далеко не нова. Еще в 2002 году неправительственная организация Mountain Wilderness (MW) запустила кампанию «Тишина!» (Silence), которая также была направлена на сниженя уровня шумового загрязнения массива.
Совсем недавно, в 2019 году, была выпущена петиция под названием «Остановите туристические полеты в массиве Монблан», собравшая 1400 подписей. По мнению Мишеля Борде, профессионального горного гида, источником этого шумового загрязнения прежде всего являются туристические вертолеты, которые предлагают услуги живописных полетов над горными вершинами.
"Есть также самолеты, которые приземляются на ледниках. Во время посадки и особенно взлета, громкий шум от них разносится на большие расстояния в горном массиве" - говорит Мишель.
На сегодняшний день официально разрешены для посадки лишь четыре ледника в массиве Монблан: Талефр, Такюл, Аржантьер и Тур.
По словам Винсента Нейринка, менеджера проекта Mountain Wilderness, для такого плотного графика полетов, над Монбланом больше нет свободного места. "Тишина - прерогатива высоких гор. Нарушая её таким образом, особенно в массиве, который является колбелью альпинизма и признанным наследием ЮНЕСКО, мы совершаем акт вандализма. Это нужно прекратить"
Недавно к петиции подключился и Национальный союз горных гидов в лице Жоржа Уния, главы комиссии по этике и окружающей среде. Именно он стоит у истоков создания группы Sound Nuisances, объединяющих недовольных текущей ситуацией людей.
«Иногда шум настолько громкий, что мы не слышим даже наших клиентов», - говорит он, - "А ведь это ситуация, которая прямо может привести к аварии, как это случилось прошлым летом на леднике Аржантьер. Тогда ребенок, удивленный громким звуком вертолета, убежал по леднику и упал на дно расселины.
Мы обязаны вмешаться в ситуацию, потому что сегодня массив Монблан напоминает "Дикий Запад"" - говорит Жорж
В конце 2020 года был официально подписан документ о создании природоохранной территории на французской стороне Монблана.
В новом указе регламентировано создание охраняемой территории, состоящей из центральной зоны и нескольких переходных зон, которые обеспечат сохранение естественной среды обитания для диких животных и флоры.
Общий периметр охранной территории составляет 3175 гектаров и расположен он в муниципалитетах Шамони, Сен-Жерве и Лез-Уш.
Подробней о этом читайте в статье: МОНБЛАН СТАНОВИТСЯ ОХРАНЯЕМОЙ ТЕРРИТОРИЕЙ
Однако в этом документе не было прописано требование о ограничении шумового загрязнения, как того с самого начала хотела местная префектура.
Теперь, с 1 июня по 15 октября 2021 года местном правительством на стандартном маршруте восхождения запланированы эксперименты по регулированию воздушных полетов на периметре, где действует природоохранная зона.
«Четкие правила для пилотов пока еще не установлены, но мы можем ожидать, что будут ограничения по минимальной высоте полета или даже запрет транзитных полетов через массив.
Мы хотим предложить запретить полеты на высоте менее 1000 метров», - сказал заместитель префекта.
Впрочем далеко не все полагают надежды на улучшение ситуации по итогам этого эксперимента, так некоторые гиды считают, что закрытие части массива для полетов лишь усугубит ситуацию, ведь тогда самолеты и вертолеты сконцентрируют свои полеты на другой части массива, сделав её еще более переполненной.
В качестве одного из вариантов решения проблемы гиды предлагают ограничить количество вылетов одного и того-же борта до не более чем трёх за один день.
С другой стороны, по словам Эрика Фикса, президента Французской ассоциации горных пилотов (AFPM), запрет на полет над Монбланом стал бы синонимом смертного приговора для авиации « В авиационном мире горные полеты во Франции являются эталоном. Это часть авиационного наследия. Такие полеты позволяют открыть горы людям, у которых нет другого доступа к ним: пожилым людям, людям с ограниченной подвижностью или просто людям, у которых нет физической формы.
Кроме того горные полеты помогают обучать молодых пилотов вертолетов» - сказал Эрик
Для Паскаля Бруна, президента вертолетной компании Chamonix Mont-Blanc, запрет на туристические полеты в дополнение к тяжелому удару, который он нанесет его компании, будет иметь и более серьезные последствия.
«Этими полетами над Монбланом мы обучаем молодых пилотов вертолетов. Без них работа в горах, а это 75% деятельности компании, была бы невозможна» , - отметил президент, напомнив, что именно пилоты вертолетов его компании приходили на помощь пострадавшим, когда полиция или служба гражданской безопасности были бессильны.
Учитывая аргументацию обеих сторон, местные власти признают, что лучшим решением этой ситуации является поиск компромисса, возможно это будет не полный запрет полетов а лишь их ограничение.