Кровавый водопад в Антарктиде: одно из чудес природы

Кровавый водопад в Антарктиде

Кровавый водопад в Антарктиде - редкое чудо природы. наблюдать которое посчастливилось немногим людям.
Ученые со всего мира с съезжаются к этому уникальному водопаду, чтобы разгадать загадки вселенной.

Те, кто ходил в кино на культовый фильм "Сияние", по роману Стивена Кинга, наверняка помнят ужасающую сцену с водопадом крови в холле отеля, но так или иначе зрители уходили с сеанса с понимаем того, что всё это лишь художественный вымысел...
Но так ли это на самом деле?
Оказывается, что в Антарктиде действительно существует водопад кроваво-красного цвета.

Почему же водопад приобрел такой необычный цвет?

Излияние ледника Тейлор в озеро Бонни - одно из самых редких зрелищ в мире; бордовый водопад, стекающий на безупречно белый лед, окрашивает его в поразительный кроваво-красный цвет.
Почему же существует эта впечатляющая природная странность, десятилетия озадачивало ученых; до тех пор, пока недавнее исследование не развеяло их любопытство.

Ученые на водопаде в Антарктиде

Это жутко выглядящее место было обнаружено в 1911 году Гриффитом Тейлором (в честь которого и был назван ледник), австралийским геологом, пережившим злополучную экспедицию на барке Терра Нова (2010-2013 годов). Тейлор и его команда выдвинули гипотезу, что за цвет ответственны красные водоросли.
Однако позже это предположение было оспорено.
Оказывается, на самом деле, кроваво-красный цвет это результат сложной химической реакции, которая происходила в течение 1,5 миллионов лет, когда вода проходила через бесконечную сеть трещин и проходов в толще ледника.

Ученые часто называют эту воду «жидкой капсулой времени». После столь долгого пребывания в леднике без солнечного света или кислорода под высоким давлением, соленая вода, при контакте с открытым воздухом, приобретает кроваво-красный цвет.
Непосредственно за окрас воды ответственно железо, концентрация которого в воде довольно высока.

Изначально ученые считали, с верхней точки до самого основания антарктический ледник однороден.
Однако, используя технологию радиоэха и зонда IceMole, ученые обнаружили в толще льда гиперсоленые течения воды (эта вода была в три раза соленее, чем морская вода) и даже целые водоёмы, расположенные на глубине 400 метров, где вода по-прежнему сохраняла свою жидкую форму.
Это необычное явление берет свое начало с образования внутреннего соленого озера, образовавшегося пять миллионов лет назад, когда Восточная Антарктида была затоплена водами мирового океана.
Миллионы лет спустя, когда уровень океана поднялся, над озером образовался ледник, поглотивший в себе давние воды.

Место Кровавого водопада на леднике Тейлор. Фото из Википедии

Но как же этот объем воды смог выдержат суровые морозы и не замерзнуть?

Причин объясняющих этот эффект - много. Когда вода замерзает, то выделяется небольшое количество тепла. Наряду с гиперсоленой природой воды, это способствует тому, что такая вода замерзает при более низкой температуре, чем пресная вода.
Кроме того, этот водоем содержит микробы, живущие в среде с высоким давлением, питаясь сульфатами воды, метаболизируя ее сульфаты и ионы железа.
Такого природного явления ученые когда ранее не наблюдали в естественном мире.

Эти открытия сделали Кровавый водопад популярным местом для астробиологических исследований. Кто бы мог подумать, что этот отдаленный уголок мира может дать ответы на вопрос: способны ли другие планеты и луны к образованию и поддержанию жизни?

Исследование, проведенное Университетом Теннесси, показало, что в леднике процветают в общей сложности 17 типов микробов, каждый из которых дает важные данные об условиях Земли 700 миллионов лет назад и пригодности Марса, Европы и Титана для жизни человека.

Считается, что эти космические объекты обладают такими же гиперсолеными океанами и реками.

Фото: Reddit