В погоне за золотом: на велосипеде от Клондайка до Аляски в 1900 году!

Велосипедист на Аляске, 1899 год.
Велосипедист на Аляске, 1899 год.


Задолго до того, как в социальных сетях стало популярно рассказывать свои истории путешествий, Эдвард Джессон (Edward Jesson) поведал в своем дневнике (выдержки из которого были опубликованы на сайте EexplorersWeb) о единственном, но уникальном приключении в его жизни.

В конце 1800-х - начале 1900-х годов Эдвард проживал в далеком северо-западном крае Северной Америки. В то время. бушевавшая на Аляске золотая лихорадка совпала с изобретением так называемого «безопасного велосипеда» - самой ранней модели современного велосипеда с цепным приводом.
У этого велосипеда всё еще не существовало передач, но его шины уже имели камеры, накачиваемыми воздухом, что гораздо смягчало езду по бездорожью, в отличие от всех других моделей велосипедов того периода.
На одном из таких "новых изобретений" Джессон и проехал 1600 километров по суровому краю Юкона и Аляски: от города Доусон к Ному.

Безопасный велосипед был первым из современных двухколесных велосипедов с цепным приводом.
Безопасный велосипед был первым из современных двухколесных велосипедов с цепным приводом.


История Эдварда берет свое начало на Клондайке, на берегу одноименной реки, которая в свою очередь впадает в реку Юкон в Доусоне (в канадском Юконе), к востоку от границы с Аляской.
Когда в 1896 году здесь было обнаружено золото, это спровоцировало новый всплеск золотой лихорадки, который периодически захватывал Соединенные Штаты и Канаду после первой "лихорадки" в Калифорнии в 1848 году.

Эта первая золотая лихорадка привела в Калифорнию 300 000 золотоискателей и авантюристов всех мастей. Большинство, конечно же не нашло своего счастья в песках южного штата. Но некоторые из приезжих смогли нажить состояние вовсе не на поиске золота. Они стали развивать сопутствующий и обеспечивающий бизнес: открывать магазины, салоны. пансионаты, прачечные и т.д. Они же и основали шахтерские города, некоторые из которых существуют по сей день.

Как только «паникеры», как тогда называли старателей и горняков, очищали один регион от золота, они спешили перейти к следующему, затем к другому и так далее, пока не настала очередь Клондайка.

Джессон добрался до Юкона в самый разгар золотой лихорадки, и основал торговый пост, обслуживающий старателей. Доход от продаж товаров был высоким, однако он не избавил Джессона от собственной золотой лихорадки.
В 1900 году, когда старатели стали перемещаться из канадского Клондайка к город уном на Аляске, Джессон решил последовать за ними, почувствовав "зов лихорадки".

За несколько лет до этого на рынке появился новый безопасный велосипед. Прозванный велосипедом Клондайк, он позиционировался как ответ на молитву каждого старателя: о том, чтобы с легкостью и комфортом перенести свои 500 килограмм вещей и припасов за 800 километров от перевала Чилкут к золотым приискам.
Джессон, весьма спонтанно, решил купить и себе такое чудо техники. Однако велосипед стоил дорого: лишь после того, как он продал два своих магазина. он смог купить один из таких велосипедов.
Цена его составляла 150 долларов, что эквивалентно сегодняшним 5000 долларам (некоторые современные велосипеды стоят даже дороже, но все равно это огромная сумма)

Все считали это безумной покупкой, - "Какого черта ты собираешься делать с этим велосипедом?" - спросил Джессона его собственный брат.
-«Собираюсь поехать в Ном», - ответил Джессон.

Всю следующую неделю будущий старатель провел в Доусоне, обучаясь езде на велосипеде. Он падал так часто, что шутил, что «вытер все улицы Доусона до блеска».
Одной из первостепенных задач было научиться удерживать прочный, но неуклюжий 23-килограммовый велосипед в узкой колее санной трассы.

Большинство впечатляющих подробностей о поездке Джессона взято из его подробного дневника, который он по каким-то причинам стал вести во время поездки.
К сожалению, ни карты ни фотографий с его путешествия не существует, поэтому на изображениях в статье представлены другие аляскинские велосипедисты той эпохи.

Суровые тренировочные поездки вокруг Доусона не остановили Эдварда: «23 февраля - столбик термометра упал до 48 градусов ниже нуля», - написал он в своем дневнике, -«Резиновые шины на моих колесах замерзли и стали словно камень - твердыми и жесткими. Масло в подшипниках замерзло, и я ехал еле-еле. Мой нос мерз, и мне приходилось держаться за руль одной рукой, а другой постоянно тереть нос».

Хотя этот тип велосипедов и назывался "безопасный велосипед", на самом деле они были далеко от современных представлениях о безопасности
Хотя этот тип велосипедов и назывался "безопасный велосипед", на самом деле они были далеко от современных представлениях о безопасности


Никто никогда ранее не проезжал такое расстояние, велосипедисты, который в то время назвали "колесники", часто страдали от снежной слепоты и обморожений даже во время коротких поездок вокруг приисков.
Велосипеды часто ломались в суровой субарктической погоде. За 70 лет до изобретения горного велосипеда преодолевать такое большое расстояние в таком суровом месте было очень непросто.

Джессон отправился в путь 2 марта 1900 года.
Поздняя зима была не лучшим временем для начала велосипедного марафонского путешествия от Юкона до Аляски. И все же Джессон чувствовал, что ему нужно действовать быстро, если он хочет добраться до Нома до того, как все золото будет собрано.
Каждый день в Ном прибывали десятки новых старателей, и медленная поездка означала, что у него не будет никаких шансов разбогатеть на золоте.
Чтобы поездка имела смысл, ему нужно было преодолевать много километров каждый день и минимизировать периоды сна.

Новые надувные шины упростили езду по ухабистым трассам, но они гораздо чаще требовали ремонта
Новые надувные шины упростили езду по ухабистым трассам, но они гораздо чаще требовали ремонта


В своем дневнике Джессон написал:

«День, когда я покинул Доусон, был ясным и морозным, 30 градусов ниже нуля. На мне была фланелевая рубашка, тяжелый комбинезон с флисовой подкладкой, тяжелая куртка-пуховик, тренировочная парка, две пары тяжелых шерстяных носков и фетровые туфли с высоким берцем, меховая шапка, которую я натянул на уши, меховые носки , плюс меховые перчатки.

На руль велосипеда я привязал большую меховую мантию. К пружинам на спинке сиденья был прикреплен холщовый мешок с тяжелой рубашкой, носками, нижним бельем, дневником в водонепроницаемом пакете, карандашами и несколькими блоками серных спичек. В карманах лежали перочинный ножик и часы»
.

В первый же день труднопроходимая снежная тропа показалась ему непреодолимой для его велосипеда, и он большую часть пути нес велосипед на плечах. Тем не менее он не сдался, преодолев 120 километров за один день и 80 километров за другой. Бывали дни. когда он проезжал всего 40 километров. Но в среднем, если брать весь путь - Эдвард приезжал 90 километров за день.
В свой самый продуктивный день он проехали 160 километров, что впечатляюще даже по сегодняшним меркам (учитывая суровый климат и отсутствие асфальтных шоссе).

В один из дней он упал с велосипеда и сломал руль. Он также поборол сильный ветер и простуду, подхваченную в следствии промокшей одежды.
Он спал под открытым небом и в придорожных домиках. Иногда, от сильного холода, он вообще не спал по ночам.

Одна из его записей в дневнике рассказывает о ночевке в придорожном домике под названием Halfway Island, отмечая, что даже в стране, наводненной самыми разнообразными мечтателями, его поездка для всех была диковинкой.

«На следующее утро, 5 марта, я въехал на территорию Юкона», - говорится в его дневнике. «Выйдя из придорожного дома в 7:30 утра, прибыл в Форт Юкон в 12 часов дня.
Я выехал в 13:30, и около 200 человек на высоком берегу наблюдали за мной… Я прибыл в торговый пост в 16:20 и спал на полу с восемью другими людьми, так как все койки были уже заняты.
За сегодня я проехал 106 километров».


Не обращая внимания на холод, он продолжил свой путь по проторенной дороге, постоянно крутя педали и уделяя мало времени на сон.

«Единственным термометром, который у них был, была маленькая бутылочка с ртутью, которая замерзла», - написал он об одном придорожном домике. «Они утверждали, что было 45 градусов ниже нуля, и когда ртуть замерзла. Старожилы говорили, что сейчас слишком холодно, чтобы работать, и что даже топор может сломаться о ствол дерева в такой мороз».
Эдварда не обманули, ртуть действительно замерзает при температурах примерно -39˚C.

Добравшись до Аляски, он встретил людей, которые рассказали ему о делах с золотой лихорадкой. Они предупредили, что сейчас уже слишком поздно добывать золото одному.
В Номе выкопали уже всё доступное золото.. Но к тому времени Джессон зашел слишком далеко, чтобы повернуть назад. Для него эта поездка больше не была охотой за богатством.
Она стала испытанием на выносливость и самодисциплину.

После четырех недель поездки он прибыл в Ном. Когда Джессон ехал по направлению к городу, местные жители, осматривая окрестности в бинокль в поисках свежих собачьих упряжек, увидели нечто необычное.

«Когда я приехал в город мне рассказали, что сперва люди увидели вдалеке, что едет собачья упряжка; кто-то сказал, что это была весьма быстрая езда. Затем кто-то, у кого была более лучшая оптика, увидел что это был велосипедист.
И к тому времени как я добрался до самого города, меня уже там ждала большая толпа»
- отмечал Эдвард.

город Ном во время золотой лихорадки, когда Джессон закончил свою велосипедную поездку
город Ном во время золотой лихорадки, когда Джессон закончил свою велосипедную поездку


Несмотря на весь скептицизм окружающих, Джессону удалось добраться до Нома, отделавшись лишь несколькими синяками от падения. И он сам и велосипед были в отличной форме.
Он с гордостью сообщил, что за все время поездки у него не было ни одной проколотой шины и не сломалась ни одна спица.

Вопреки тому, что Джессону сказали по дороге, золотая лихорадка в Номе не закончилась. Фактически она длилась ещё до 1909 года.

О самом Джессоне после этой поезди ничего не известно. Мы не знаем, смог ли он найти свою золотую жилу. Но благодаря его дневнику у нас есть замечательная история одного из настоящих пионеров велотуризма, освоившего маршрут, который является изнурительным даже для сегодняшних подготовленных спортсменов, на значительно более технологичном велосипеде.


Теги: Аляска, велосипед, Ном, Клондайк
Автор: Alex Myall, https://explorersweb.com/2021/01/22/classic-expeditions-the-man-who-cycled-in-1900-from-dawson-to-nome/
Опубліковано в спортивний туризм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ