Скалолазание по рецепту: когда спорт становится терапевтическим инструментом



Лечебное скалолазание. Два слова, которые звучат по-разному в зависимости от того, являетесь ли вы классическим врачом - терапевтом или знакомы с скалолазанием в качестве лечебной техники.
Первый будет принимать решение о лечении на основании взаимодействия тех или иных лекарственных препаратов на динамику болезни.
Второй скажет, что скалолазание является частью лечения и что эта дисциплина представляет собой мощный инструмент, позволяющий пациенту реабилитироваться. Именно с таким подходом и начали работать центры ухода и реабилитации, в которых, в качестве двигательной нагрузки используется скалолазная техника; более того, скалолазание даёт возможность социализации, работы над собой, и ощущения маленьких побед, которые приносит скалолазание.

Скалолазание, используемое для помощи пациентов, страдающих шизофренией, психозом или расстройствами пищевого поведения, позволяет воздействовать и на сенсорное восприятие, например когда перед началом лазания пациент надевает обвязку, адаптирует её размер, эти манипуляции уже позволяют определить и развить физические пределы.
Для тех людей, у которых нарушено восприятие "образа тела", приводящее иногда к фрагментации ощущений, почувствовать опору под ногами и руками, координировать свои действия для достижения следующего движения также помогает восстановить связь разума с телом.



Стоит отметить, что для реабилитации вовсе не важно подниматься на скалодроме высоко, для того чтобы увидеть преимущества спортивного скалолазания.
Доминик Моннин, физиотерапевт реабилитационного центра в Женеве (Швейцария) и член швейцарской ассоциации физиотерапевтов Physioswiss, в своей практике использует небольшую конструкцию, наклоняющуюся как в положительную, так и в отрицательную сторону; эта конструкция имеет длину 8 метров и высоту 3 метра.
На его сеансах пациенты много времени проводят именно на таких конструкциях.

"Для некоторых моих пациентов даже сделать первый шаг довольно трудно" - поясняет он. Его пациенты - взрослые, подростки, а также дети, страдающие преходящей или постоянной моторной или нейромоторной инвалидностью, например, после нарушения мозгового кровообращения, травмы головы или рассеянного склероза.
Но только для тех пациентов, которые смогли преодолеть первый шаг, Доминик уже предлагает более глубже подойти к процессу скалолазания

На самом деле, в лазании каждый шаг, предшествующий перехвату, представляет собой такую ​​же сложность, как и само упражнение.
Помните ли Вы тот момент, когда научились вязать восьмерки на веревке? Всё что нужно было это повторить несколько раз движения узла и в дальнейшем Вы уже могли завязывать восьмерку закрытыми глазами.
Но представьте теперь, что Вам нужно завязать восьмерку когда Ваши пальцы не слушаются Вас или когда Ваш мозг не может зафиксировать все правильные движения завязывания узла.
То же самое касается координации, необходимой при надевании обвязки. Для физиотерапевтов, эрготерапевтов и терапевтов по психомоторике, скалолазание, несомненно, является полноценным видом спорта пригодным для восстановления сложной и мелкой моторики.

Однако при использовании скалолазания в терапии врачи также стремятся постепенно приучать пациента к осознанию и адекватной реакции на тревогу, к решению эмоциональных проблем, в частности связанные со страхом и уверенностью, и способствовать социализации.
Участие в сеансе терапевтического скалолазания означает для каждого пациента включение в группу и принятие напарников, разделение своих чувств, что дается весьма нелегко для всех пациентов.

В этом отношении сеансы терапевтического скалолазания являются частью социализации пациента, когда врачи и ответственные за уходом лица переживают вместе со своим пациентом положительные эмоции во время занятий.
Подобные курсы проводятся во франкоязычной Швейцарии, в частности, ассоциацией физиотерапевтов, а во Франции - пилотным центром альпинизма и скалолазания (Centre Pilote d'Escalade et d'Alpinisme (CPEA-VV) в пригороде Лиона.

В пилотном центре альпинизма и скалолазания (Centre Pilote d
В пилотном центре альпинизма и скалолазания (Centre Pilote d'Escalade et d'Alpinisme (CPEA-VV) в пригороде Лиона, на этой невысокой конструкции проводятся сеансы терапевтического скалолазания под руководством Сирила Готье


В CPEAVV Сирил Готье, спортивный педагог и тренер по терапевтическому скалолазанию реализует проекты, разработанные реабилитационными центрами по всей Франции, а иногда и в приграничных странах. По его словам, терапевтическое скалолазание невозможно использовать без инклюзивного подхода к пациенту в группе и практики лазания в его жизни.

Включение скалолазания в жизнь человека, будь он умственно или физически неполноценным, начинается с посещения скалодрома и, если возможно, встречи с терапевтом.
Выявление привычек, образа жизни, позволяет физиотерапевту понять в каком направлении следует выстраивать тренировочный и реабилитационный процесс и, по сути, помогает избежать конфликтных ситуаций, поскольку новый вид деятельности, а в особенности спорт, уже довольно сильно дестабилизирует пациента.

Помимо занятий с самими пациентами, много времени в центре реабилитации уделено работе и подготовке реабилитационной бригады и помощникам, а также волонтерам.
"Вам нужно как минимум столько же помощников, сколько у Вас есть пациентов, например для страховки в при лазании" , - уточняет скалолазаный терапевт, - " Единственный недостаток: отсутствие необходимых скалодромов".

За пределами Франции и Швейцарии подобная скалолазная терапия применяется в Австрии и Германии, особенно в области лечения психических заболеваний.
Так, в психиатрических клиниках нередко можно услышать свидетельства от лиц, ухаживающих за больными, которые говорят о том, что замечают, как пациенты, будучи в очень депрессивном состоянии, находят в себе желание выйти из комнаты для занятия скалолазанием.
По словам Алексиса Зайца (Alexis Zajetz), психотерапевта и основателя Института терапевтического скалолазания в Тальгау, этот феномен, вероятно, объясняется тем, что "скалолазание не считается терапией, и пациентам не нужно сидеть и разговаривать доктором; на скалодроме они просто лезут, вот и все".



Ева-Мария Штельцер, американский исследователь из Университета Аризоны, и Катарина Луттенбергер, немецкий исследователь из Университета Эрлангена-Нюрнберга, также изучили методику реабилитации посредством занятий скалолазания, подчеркнули, что социальный аспект скалолазания в качестве практики психической и физической нагрузки был бы очень полезной формой психотерапии для лечения депрессии у взрослых пациентов.

Возможность адаптировать практику скалолазания к своим способностям, в отличие от других видов спорта, таких как теннис, где вам нужен определенный уровень подготовки - по крайней мере, чтобы не пропустить мяч и получить удовольствие от игры, безусловно, является огромным плюсом в механизмах управления депрессией и чувством разочарования; а поощрение сверстников позволяет преодолеть моменты сомнений и начать выполнять новые или более сложные движения.

Во Франции преимущества скалолазания также используются женщинами в конце лечения или в стадии ремиссии после рака груди. В Бресте и в Гэпе, как и в CPEA-VV, специально обученные тренера-терапевты проводят занятия для таких пациентов.
И, судя по статистике реабилитации, уже замечена значительная польза от физической активности для снижения риска рецидива рака.

В целом, техника реабилитации, которая использует скалолазание, является инструментом повторного обучения тела, дополнительной терапией, средством социализации.
Безусловно, скалолазание это спорт, богатый возможностями.
С развитием клубов и частных скалодромов, а в особенности в последнее время на фоне включения скалолазание в Олимпийские Игры, лишь немного инициатив местного правительства будет достаточно для того, чтобы многие люди с временно или или постоянной инвалидностью могли бы иметь возможность присоединиться к подобной программе реабилитации.


Теги: скалолазание, реабилитация скалолазанием
Автор: Редакция 4sport.ua, по материалам https://planetgrimpe.com/
Опубліковано в

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ