Ренан Озтюрк (Renan Ozturk) - кинорежиссер, фотограф, художник, скалолаз, альпинист. Среди его экстремальных проектов значатся восхождения в США, Гималаях, на Аляске, Омане, Чаде, Антарктике..
****
Dirtbagging научил меня, что можно жить немного не традиционными принципами и ценить людей и дикие места на довольно глубоком уровне.
Это больше, чем просто восхождение; это исследование дикой местности и сообществ. Когда Вы почувствуете простоту стиля "Dirtbag", Вы поймете, что всегда можете вернуться к этому образу жизни.
Я мог бы прямо сейчас бросить всё и вернуться к природе, "рисовать пейзажи в грязи". Я думаю, что культура "Dirtbag" и её приверженцы были бы теми, кто смог бы без проблем приспособиться к ситуации, если бы привычный ритм жизни развалился.
От Редакции:
Культура "Dirtbag" - это сознательное возражение против так называемой американской мечты «работай до упаду, заплати налоги, а затем умри».
Для тех из Вас, кто не знаком с этим понятием в скалолазании, поясним, что приверженцы культуры "Dirtbag" это те, кто всю свою жизнь посвящают занятиям на свежем воздухе и экономят на всём. Покупка одежды, еды и пива (это отдельная категория, в отличии от еды, для настоящих "Dirtbag") занимает второе место после покупки необходимого снаряжения или продления поездки к скалам как можно дольше. Работа - это всего лишь средство накопить больше средств для следующего этапа путешествия в своей машине, чтобы можно было бы сразу же проснуться и начать заниматься любимым делом (скалолазание, катание на лыжах, катание на горных велосипедах, и т.д.).
***
Неожиданно для меня самого, искусство стало "спасательным кругом", я смог направить энергию, которую накапливал в периоды когда не занимался альпинизмом и скалолазанием. В конечном итоге это привело меня к созданию видеофильмов и другим видам искусства. Общество вынуждает Вас стремиться сделать карьеру или что либо "полезное". Искусство же заполняет этот пробел в необходимости создавать продукт в современном мире.
***
Альпинизм всегда вдохновлял меня на лазание. Я видел на обложке журнала National Geographic фотографию, как Тодд Скиннер поднимается на башню Транго, и подобные вещи всегда вдохновляли меня, оставляли неизгладимый след в моей душе.
Но я даже не ожидал, что альпинизм приведет меня в другие культурные миры и откроет истории, которые стали такими же важными, как и само восхождение.
***
Когда Вы занимаетесь Freesolo (свободным восхождением без страховочной веревки и напарников), Вы можете доверять только самому себе - Вам не страшно, пока Вы не переходите через свой предел возможностей.
Страшно принимать решение на старте, перед маршрутом, но как только Вы отрываетесь от земли, весь страх уходит. Вы просто делаете то, что умеете делать.
***
« Меру» [ лучший альпинистский фильм 2015 года] научил меня, что воплощение столь сложной экспедиции в жизнь так, чтобы эта история могла достучаться до широкой аудитории, и даже до тех, кто не знаком с альпинизмом, - это очень долгий процесс, который оказался труднее и эмоциональнее, чем само восхождение.
***
Во время экспедиции в Мьянму [это была попытка взойти на пик Хкакабо Рази (Hkakabo Razi) высотой 5881 метр, являющийся высочайшей вершиной во всей Юго-Восточной Азии] я узнал, насколько сложно провести экспедицию в отдаленных районах, где нет той поддержки и логистики, к которой мы привыкли на Аляске, в Непале, Пакистане, Индии или в любой другой стране, которую зачастую посещают иностранные экспедиции.
На большей части треккинга к горе вообще не было никакой инфраструктуры. Я больше никогда не буду воспринимать логистику экспедиции как само-собой разумеющийся этап!
***
Работа над фильмом «Шерпа» («Sherpa») была одним из самых сильных и глубоких взглядов, который у меня когда-либо был, на условия жизни людей гор. Мы видели жизнь как в лучшем так и в худшем её проявлении одновременно. Я многое узнал о чувстве потери и о том, как оно влияет на людей.
Люди созданы, чтобы находить более лучшее место под солнцем и постоянно отвечать на вопросы: «Что мне делать дальше? Куда я буду двигаться дальше? Я хочу найти следующую цель, получше».
Пхурба Таши Шерпа [герой фильма «Шерпа»] учил нас довольствоваться тем, что у нас есть, и ценить красоту того, что нам дано природой, а не гоняться всю жизнь за недостижимыми целями.
Фильм «Шерпа» научил меня рассказывать важные истории, о том, что нужно преодолевать неприятные моменты и выкладываться на грани своих физических и эмоциональных возможностей.
Я хотел показать, что альпинизм это настоящая работа для шерп, и в то же время показать, что шерпы это отдельная, уникальная этническая группа, а не просто универсальное слово, обозначающее носильщиков в экспедициях.
От Редакции:
Подробней о том, кто же такие шерпы и какова их роль в восхождениях на Эверест и другие гималайские вершины читайте в нашей статье: ОДНОРАЗОВЫЕ ЛЮДИ: ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ШЕРП РАБОТАЮЩИХ НА ЭВЕРЕСТЕ
***
В мире документального кино и журналистики работа на самом деле никогда не заканчивается. Как только Вы завершаете один проект, на горизонте уже маячит другой, зачастую неожиданный сюжет, и к этому нужно быть готовым.
***
Жизнь - это путешествие, которое проходит очень быстро. И поэтому стоит двигаться по тому пути, который Вам по душе. Я даже встречал людей, которых вдохновила моя жизнь, и они погибали... Я не люблю советовать людям следовать моему стилю, заниматься тем же чем и я, поскольку в подобной жизни есть масса рисков и неопределенности.
Я не считаю, что мой голос "имеет вес"; и вообще мотивация других не подходит моей личности.
Я бы предпочел быть в тени и спокойно заниматься своими делами.
В то же время это именно то, чем я и занимаюсь все время, переходя от искусства к съемкам фильмов, поскольку я видел, что это окажет большее влияние на большое количество людей.