Забытое первовосхождение: самый сложный маршрут Монголии “The Bombadorj Arete”, 2002 год

Стив Шнайдер (Steve Schneider), Хезер Бер (Heather Baer) и Шон Шартран (Shawn Chartrand)
Стив Шнайдер (Steve Schneider), Хезер Бер (Heather Baer) и Шон Шартран (Shawn Chartrand)


В 2002 году тройка альпинистов: Стив Шнайдер (Steve Schneider), Хезер Бер (Heather Baer) и Шон Шартран (Shawn Chartrand) открыли самый сложный скальный маршрут Монголии.
До этого момента в Монголии уже существовали маршруты и наиболее сложным из них была 20-метровая спортивная линия; однако тройка американцев не ограничиваясь малым, создала новую скальную линию длинной в 500 метров!

Шнайдер, пионер Йосемитской школы скалолазания на счету которого были рекорды скоростных восхождений и свободные пролазы, познакомился с Шоном Шартраном в ныне не существующем магазине Marmot Mountain Works в Беркли. Будучи увлеченными в скалы, они вскоре начали планировать совместные поездки.
Шон к этому моменту уже дважды бывал в Монголии, будучи сотрудником организации "Корпус мира", но всегда хотел вернуться, чтобы провести альпинистские восхождения.

Шнайдер был заинтригован рассказами Шона, и двойка альпинистов решила воплотить мечту в реальность. Ради реализации проекта они подали заявку на получение гранта имени Лаймана Спитцера (Lyman Spitzer Cutting Edge Climbing Award) от Американского Альпийского Клуба и выиграли этот грант!

"Это был первый и, вероятно, последний раз, когда я хоть что-то выигрывал" - вспоминал Шнайдер, смеясь, - "Мы получили около 3000 долларов на наш проект".

Команда состоявшая из Стива Шнайдера, его жены Хезер Бер, Шона Шартрана, Майка Страсмана и Джеки Кэрролла вылетела в столицу Монголии Улан-Батор, а затем переехала на запад на джипе в небольшой город Улястай.
Поездка от столицы заняла у команды 4 дня!

Целью команды была вершина Отгон-Тэнгэр (Otgontenger), высочайшая гора горного массива Хангай, её высота составляет 4008 метров.

Свой базовый лагерь команда разбила невдалеке от деревни Улястай, в месте базирования местных кочевых пастухов. Шон немного знал монгольский язык со времен своей работы в Корпусе мира, однако, как оказалось, его монгольский был диалектом, на котором говорили только жители пограничного с Кыргызстаном региона, поэтому полноценного общения с местными жителями не было. Для разговоров с пастухами альпинисты прибегли к другому способу.

«Был один пастух, его звали Бомбадорж. Он не говорил по-английски, но умел играть в шахматы», - сказал Шнайдер, - «Он играл настолько хорошо, что мы с ним были на равных на шахматной доске. И каждый день в базовом лагере мы с ним вели борьбу за каждую пешку. Мы не могли общаться друг с другом, но мы были очень тесно связаны друг с другом этой игрой».

Бомбадорж, монгольский кочевник, с которым команда играла в шахматы и в честь которого и был назван итоговый маршрут . Фото Shawn Chartrand.
Бомбадорж, монгольский кочевник, с которым команда играла в шахматы и в честь которого и был назван итоговый маршрут . Фото Shawn Chartrand.


"Кочевник Бомбадорж, приезжал сюда каждое лето, брав с собой всю семью; здесь он ставил свою большую юрту. В его хозяйстве была дюжина верблюдов, которых он отпускал в вольный выпас на все лето.
Из базового лагеря мы могли в бинокль разглядывать окрестности в радиусе 6,5 километров и постоянно видели пасущихся верблюдов. Это было очень не обычно.
Когда наступала зима, кочевник пригонял верблюдов обратно, собирал юрту и вместе с семьей снова отправлялся в долину.
По местным меркам, владея таким стадом верблюдом, Брмбадорж был очень богатым человеком.

Он, как и другие пастухи, относились к нам как к членам семьи. Они могут поделиться даже последним куском еды, если узнают, что вы голодны. Не то, что мы горели желанием есть их нехитрую пищу, просто наши желудки не привыкли к такому питанию, поэтому в большинстве случаев мы готовили еду сами себе"
- добавил Шон.

Хотя грант команды был взят на новый маршрут к вершине Отгон-Тэнгэр, их радужные надежды были разбиты в пух. "Мы были наслышаны о этом потрясающем месте, о гранитной скале, но когда мы добрались туда, то увидели, что эта стена - просто на просто куча обломков" - вспоминает Шон.

Не отчаявшись, команда начала поиск другого подходящего проекта на окрестных скалах. В соседней долине, известной среди местных жителей как "Курящая долина" (Brownsmoke Valley), команда нашла подходящую линию. Спустя два часа альпинисты пробились к основанию будущего маршрута.

Пятерка разделилась на две связки: Майк Страсман и Джеки Кэрролл взялись за более легкую линию к вершине (маршрут "The Lite Path" категории 5.10a), которую они смогли пройти за один день.

Стив Шнайдер, Хезер Бер и Шон Шартран попытались пройти более прямой и гораздо более сложный маршрут, ведущий к вершине по главному гребню.
Восхождение усложнялось тем, что Шон всё еще восстанавливался после травмы спины и даже езда на лошадях была для него напряженной.
Большая часть маршрута была относительно легкой, однако ключевые участки оказались крайне сложными. Шон описывал ключ маршрута как "тонкую трещину цвета чайных пакетиков Red Zinger, она проходила по зеркалу. Это было очень опасно, очень страшно.
Вы висите на скале, под Вами 12 метров до ближайшей оттяжки. Самое меньшее, чем бы я отделался при срыве это поломанная нога... "
- говорит Шон.

Вскоре стало ясно, что команде придется вернуться к маршруту на следующий день, забить несколько шлямбуров, чтобы обеспечить более надежную страховку. К сожалению, это означало потратить силы на спуск, долгий подход к базовому лагерю и обратно.

"Моя жена сказала что мы могли бы просто сойти с хребта, обойти ключ и закончить маршрут в более легком варианте, чтобы не спускаться вниз и не возвращаться снова с шлямбурами; так мы могли бы облегчить страдания Шона" - говорил Шартран.
Это решение было наиболее сложной частью стратегии команды: "но я был непреклонен в том, что всё же стоит попытаться пройти сложный ключ а не ограничиваться самым легким восхождением. Мы понимали, что у нас есть возможность и видели, что это лучший маршрут во всей долине"

Стив Шнайдер на маршруте "Welcome to Mongolia" (5.12a). Фото Shawn Chartrand
Стив Шнайдер на маршруте "Welcome to Mongolia" (5.12a). Фото Shawn Chartrand


Итак, тройка альпинистов вернулась к своему проекту на следующий день; на этот раз он подошли к основанию стены на лошадях, что заняло у них 4 часа и еще 2 часа ушло на подъем к старту.

Теперь на маршруте Стив провесил пять шлямбуров, чтобы обеспечить страховку на ключе, двух участков категории 5.11d.
После этого трио с легкостью поднялись на вершину, даже не смотря на травму Шона.

Свой маршрут они назвали "The Bombadorj Arete" в честь кочевника - шахматиста, с которым они подружились в базовом лагере.

На этом экспедиция не закончилась и вскоре команда открыла еще один маршрут: "Welcome to Mongolia" (5.12a) в Национальном парке Горхи-Тэрэлж в часе езды к северо-востоку от Улан-Батора.
Здесь они встретили команду национальной сборной Монголии по скалолазанию, которой они помогли обучиться скоростному скалолазанию для предстоящих Азиатских Игр.

Маршрут "Welcome to Mongolia" стал самой сложной спортивной линией в Монголии. Линия располагалась совсем рядом с тренировочным лагерем национальной команды, но, по каким-то причинам не входила в зону интересов местных скалолазов.
"Я никогда такого раньше не видел" - говорит Стив, смеясь. После всего лишь четырех попыток ему удалось превзойти лучшее время пролаза монгольских скалолазов на этой трассе.

«У них просто еще не было устоявшейся школы скалолазания», - сказал он,- «Они были в самом начале кривой обучения скалолазанию, но были любознательными и упорными. Так что для них [ маршрут "Welcome to Mongolia"] было идеален во всех отношениях. Он был прямо у них "под носом", совсем рядом с маршрутами, которые они проходили каждый день. Было очень приятно оставить им такой подарок».

Примечательно, что за их усилия, американская команда была награждены Монгольскими медалями по скалолазанию и и альпинизму, номера 29, 30 и 31. «Это был бесценный подарок», - сказал Шнайдер.

Безусловно, с того момента в Монголии было проложено множество более сложных маршрутов, но для команды опыт был куда важнее цифр категории.
"Первые восхождения, особенно тогда, когда находишься в диком регионе, без какого либо понятия, как организовать логистику и даже общения с местным населением; прийти к проекту и срочно менять свои планы... Всё это составляющие бесценного опыта, то, что Вы очень редко можете найти в современной экспедиции" - говорит Шон, - "С растущей современной популярностью скалодромов, приближающейся первой в истории скалолазания Олимпиадой, многие моменты приключенческих скалолазных экспедиций утрачены...
Многие истории канули в Лету. Скалолазы не знают истории, они выходят из скалодромов на природу и не знают, что происходило на этих скалах до них. Но важно знать корни скалолазания, знать его истоки"



Теги: The Bombadorj Arete, Стив Шнайдер, Steve Schneider, Хезер Бер, Heather Baer, Шон Шартран, Shawn Chartrand
Автор: Редакция 4sport.ua, по материалам https://rockandice.com/
Опубліковано в

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ