Крис Боннингтон: "Коронавирус это в некотором роде проявление силы природы"

сэр Кристиан Джон Бонингтон (Sir Christian John Storey Bonington)
сэр Кристиан Джон Бонингтон (Sir Christian John Storey Bonington)


Скромный рыцарь - сэр Кристиан Джон Бонингтон (Sir Christian John Storey Bonington) выдающийся альпинист мирового уровня. Авторитет его имени ни у кого из альпинистов не вызывает сомнений.
Тем более, что в 1996 году сама королева Елизавета II посвятила его в рыцари за заслуги в британском альпинизме.

Но Крис не бахвалится своим титулом, он остается верен себе и не однократно доказал свою приверженность практическому отношению к альпинизму (включая первые восхождения на Огре (7 285 м) в Пакистане, Конгур (7 649) в Китае и Чангабанг (6 864 м) в Индии) и в качестве руководителя экспедиции (включая первые восхождения на южную сторону Аннапурны в 1970 году и юго-западную сторону Эвереста в 1975 году).

Журналист Штефан Нестлер задался вопросом, как 85-летняя легенда альпинизма переживает пандемию коронавируса. Разговор с Крисом состоялся в его доме в Колдбеке в графстве Камбрия на северо-западе Англии.

Крис, как и всем нам в эти дни эпидемии коронавируса. первый же вопрос, который хотелось бы задать Вам: как Ваше здоровье?

Я чувствую себя в полном порядке. Если Вам за 70 и у Вас есть условия для пережидания карантина, то все меры, которые мы предпринимаем для обеспечения здоровья нас устраивают. Я сейчас нахожусь в прекрасном доме в Лейк-Дистрикт, и подозреваю, что останусь здесь до тех пор, пока не будет найдено лекарства от этой болезни.

Тебе уже 85 лет и ты попадаешь в группу риска по коронавирусу. Беспокоит ли Вас этот факт или может быть пугает?

Конечно у меня нет никакого желания заразиться коронвирусом. У меня был небольшой сердечный приступ, и я трижды проходил операцию по стентированию. Так что если я я подхвачу коронавирус, большая вероятность того, что он меня убьет.
Это не беспокоит меня сверх меры, но я не думаю, что это будет приятным способом умереть.
У мня прекрасная жена, которая гораздо моложе меня и я никак не планирую покидать ее сейчас. Я планирую прожить еще как минимум 15 лет.

Как Вы проводите свои дни дома в Камбрии?

Гуляем на природе.
Нам очень, очень повезло, что наш дом находится на холмах. Так что я могу просто выйти из дома и оказаться среди холмов. Вокруг нашего дома на мили вокруг одни холмы... хватает и места и вариантов для прогулок.
Каждый день мы прогуливаемся, поэтому держу себя в форме.
Находясь взаперти, мы оказались в прекрасном месте, чтобы пережить этот карантин. К тому же с нами рядом прекрасные друзья. Так что скучать не приходится.

Прогулка по окрестным холмам
Прогулка по окрестным холмам


Как Вы относитесь к нынешней кризисной ситуации в Великобритании?

Я думаю, что это интересная ситуация. В некотором смысле, коронавирус - это своего рода проявление силы природы, испытание для Homo sapiens.
До сих пор мы вели себя беспечно, слишком долго не обращали внимание на опасности и силу природы.
Это совершенно необычно для нашей цивилизации, когда вирус фактически парализовал весь мир.
И я думаю, что нам всем стоит вынести из этого уроки. Когда вакцина будет найдена, коронавирус исчезнет.
А что не пропадет, так это глобальное потепление.
Если мы не сделаем что-то с глобальным потеплением - а это то, что должен сделать весь мир - будет на стоящая катастрофа.
Да, не для моего поколения, даже, может быть, не для Вашего поколения, но, безусловно для наших детей и внуков.
Поэтому я надеюсь, что именно коронавирус заставит людей серьезно перессмотреть взгляды на ценности.

В Британии медицинские работники являются считаются из самых малооплачиваемых должностей. Их нужно ценить и платить им гораздо больше, и им нужно больше нашего уважения.
Поэтому нашему обществу действительно нужно извлечь уроки из этого кризиса.

Вы - легендарный альпинист и руководитель экспедиций, много раз бывавший в Гималаях и Каракоруме. Что Вы думаете о влиянии коронавируса на горных жителей этих районов?

Я волнуюсь за бедных людей в развивающихся странах, Африке или в Индии. Сейчас их положение ужасно. Безусловно, тоже самое относится и к непальцам, и ко всем другим людям в других странах мира, которые сильно страдают от кризиса.

В последние годы было много дискуссий о развитии коммерческого альпинизма на Эвересте и других восьмитысячниках. По Вашему мнению, сможет ли мир альпинизма найти выход из сложившейся ситуации, найти новый вариант развития коммерческого альпинизма или может быть вернуться старой форме?

На самом деле коммерческие экспедиции на Эверест не имеют абсолютно никакого отношения к альпинизму. Если Вы посмотрите на настоящий альпинизм, на людей, которые продвигают этот вид экстремальной активности, Вы увидите, что они расширяют границы возможностей, делают совершенно невероятные вещи, даже в небольших экспедициях на шеститысячники, не говоря уже о соловосхождениях на высочайшие вершины мира.

Слава богу, мне удалось подняться на Эверест в 1985 году, когда Непал разрешал подниматься на гору лишь одной экспедиции в сезон.
Мы, так же как и коммерческие экспедиции сегодня, поднимались по южному склону, но это была прекрасная экспедиция с моими норвежскими товарищами.

Теперь коммерческие экспедиции вносят важный экономический вклад в сообщество шерпов и людей, живущих в районе Эвереста. Всё больше и больше людей приходят к Эвересту, в надежде взойти на заветную вершину, пусть даже с помощью шерп и провешенных перил.
Я им желаю удачи!
Но это не альпинизм. Однако, если они хотят подняться на Эверест, восхождение должно сделать их счастливыми. Я думаю что и коммерческий альпинизм можно сделать лучше. Например гидам и шерпам придать более весомый статус.

сэр Кристиан Джон Бонингтон (Sir Christian John Storey Bonington) на вершине Кала-Патхар, с видом на Эверест, на который он поднялся в 1985 году
сэр Кристиан Джон Бонингтон (Sir Christian John Storey Bonington) на вершине Кала-Патхар, с видом на Эверест, на который он поднялся в 1985 году

1975 год. Эверест. Маршрут по юго-западной стене Криса Бонингтона
1975 год. Эверест. Маршрут по юго-западной стене Криса Бонингтона


Из-за коронавируса у Вас теперь достаточно много времени, что бы вспомнить минувшие знаменательные восхождения. В этом году две Ваши большие экспедиции отмечают юбилеи. Давайте начнем с первого восхождения на вершину Аннапурна II в мае 1960 года. Что для Вас сейчас значит эта экспедиция, спустя 60 лет?

Аннапурна II всё еще остается огромным достижением для меня. В этой экспедиции я впервые попал в Гималаи. Эта вершина воспринимается многими как второстепенная в массиве Аннапурны, но от главной горы ее отделяют километры и она невероятно красива!
В то время я был одним из членов армейской команды в которую входили бойцы британской и индийских служб.
Это была сложная гора и сложное восхождение, очень увлекательная.
Довольно необычно было подняться на нее.

Самый запоминающийся момент этой экспедиции для меня был связан вовсе не с восхождением на вершину. Это событие было уже после экспедиции, судя по всему, наша команда была первой среди европейцев, кто прошел маршрут «Трек вокруг Аннапурны» или «Кольцо Аннапурны» (англ. Annapurna Circuit). Большая часть команды прошла перевал Торонг Ла . Я и один шерпа решили пройти через перевал Тиличо, от самый о котором рассказывалось в истории Мориса Эрцога , когда он искал проход к Аннапурне десятью годами ранее (французский альпинист Морис Эрцог первым прошел перевал).
Нам удалось пройти перевал и лично для меня это было даже большим приключением чем восхождение, и эт о одно из самых ярких воспоминаний моей жизни.

Аннапурна II
Аннапурна II


Десять лет спустя, в мае 1970 года, Дон Вилланс (Don Whillans) и Дуглас Хастон (Douglas Haston) впервые поднялись на южную сторону Аннапурны. будучи членами возглавляемой Вами экспедиции. В то время это был самый сложный маршрут на восьмитысячниках. Как Вы оцениваете эту экспедицию по прошествии 50 лет?

Тогда мы выбрали рисковую тактику, это был эксперимент, который до этого никто не делал: восхождение на огромную стену восьмитысячника в альпийском стиле. Это была увлекательная экспедиция в которой я узнал много нового.
Мы прекрасно сработались как команда. Работая на маршруте все вместе, слаженно, мы смогли обеспечить возможность Дону и Дугласу в штурмовом восхождении подняться на вершину.

Это были большие, настоящие экспедиции, в том плане, что всем нам приходилось работать в команде. Лично для меня это была первая экспедиция, которой я руководил, поэтому она была для меня бесценным опытом. В тоже время это были последние большие экспедиции, которыми я руководил. Все последующие экспедиции были очень маленькими. Они становились все меньше и меньше и проводились на более низких высотах.

Ули Штек - крошечная точка на Южной стене Аннапурны. октябрь 2013
Ули Штек - крошечная точка на Южной стене Аннапурны. октябрь 2013


К концу экспедиции на Аннапурне Иан Клаф погиб под обрушившимся сераком. Многие из Ваших друзей также погибли в горах. Несколько дней тому назад скончался другой Ваш товарищ, легендарный Джо Браун (Joe Brown) . Часто ли Вы думаете о смерти?

Я терял друзей почти во всех экспедициях.... Очень грустно, когда уходят Ваши товарищи. Но в некотором смысле, если Вы достигаете своего рода абсолютного предела, Вы должны признать, что ступаете на тонкую грань. И если Вы продолжаете заниматься тем же самым и дальше, Вы подвергаете себя все большему и большему риску.
В моей жизни было не менее десятка раз, когда мне повезло остаться в живых, пережить падение или другую аварию.
Я остался жив, как и мой друг Даг Скотт (Doug Scott) , с которым я , среди прочего, поднимался на вершину Огре в 1977 году.

Ян Клаф был одним из первых, кого я потерял в горах, и он был одним из моих самых дорогих друзей. Мы вместе прошли новый, первый маршрут по центральному столпу Френей (Freney Central Pillar) на Монблане в 1961 году, а затем еще ряд других маршрутов.
Но потеря друзей в горах это часть игры, в которую ввязались альпинисты.

Теперь, те друзья, которые пережили риск в горах, умирают от естественных болезней. Джо Брауну было почти 90 лет, он был замечательным человеком, у него была прекрасная жизнь. После его смерти вы можете вспомнить фантастическую жизнь, которую ему удалось прожить, и огромный вклад, который он внес в общество, в котором мы живем.

сэр Кристиан Джон Бонингтон (Sir Christian John Storey Bonington) на скалах шотландского острова Mingulay в  90-х годах
сэр Кристиан Джон Бонингтон (Sir Christian John Storey Bonington) на скалах шотландского острова Mingulay в 90-х годах


Пять лет назад Вы сказали: «Я люблю жизнь но не боюсь смерти». Изменилось ли что либо в этом высказывании?

Ничего не изменилось. Всё осталось абсолютно также. Вы знаете, я пережил и личные трагедии. Я потерял своего первого сына в результате несчастного случая. Это невозможно забыть. Но мне повезло ,что с тех пор я стал отцом двух сыновей, которые теперь уже и сами воспитывают детей. Я также потерял свою жену Венди после более чем пятидесяти лет совместной жизни [от ред: жена Криса Венди (Wendy Bonington) умерла от болезни мотонейрона (боковой амиотрофический склероз) в июле 2014.].
Это был чудесный брак, полный любви.
И мне посчастливилось снова найти любовь с Лорето, которая была женой моего верного друга ( Яна Макнот-Дэвиса (Ian McNaught-Davis), который был одним из первых альпинистов, взошедшим на вершину Музтаг-Тауэр (Muztagh Tower) в Пакистане в 1956 году), он трагически умер от рака в 2014 году.
Таким образом мы сблизились и поняли ,что любим друг друга.
Мы постоянно проводим время вместе. И я стараюсь обеспечить хорошую физическую и психологическую форму, благодаря чему, планирую прожить настолько долго, насколько смогу.
Я люблю жизнь и люблю жить.

Кристиан Бонингтон (Sir Christian John Storey Bonington) с супругой Венди
Кристиан Бонингтон (Sir Christian John Storey Bonington) с супругой Венди


сэр Кристиан Джон Бонингтон (Sir Christian John Storey Bonington) с женой Лорето
сэр Кристиан Джон Бонингтон (Sir Christian John Storey Bonington) с женой Лорето


Теги: альпинизм, горы, Кристиан Джон Бонингтон, Christian John Storey Bonington, Крис Бонингтон, Christian Bonington
Автор: Редакция 4sport.ua, по материалам https://abenteuer-berg.de
Опубліковано в альпінізм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ