"Живая легенда", "Звезда альпинизма", нет, американский профессиональный альпинист и горный гид Стив Хаус (Steve House) не любит такие представления.
Однако же, безусловно, Стив правомерно считается одним из сильнейших альпинистом мира, своего рода новатором, который смог убедительно вывести альпийский стиль на очень большую высоту.
Любовь к окружающей среде и к горам побудила его свести к минимуму снаряжение, используемое при восхождениях; он выбирает свободные восхождения, стилистически и этически чистые.
В своих восхождениях он не оставляет за собой на стене ничего лишнего, как например в 2005 году, когда вместе с Винсом Андерсоном стал главным героем в экспедиции, открывшей новый маршрут по центральному контрфорсу стены Рупал на Нангапарбат (Nanga Parbat, 8126 м)— девятом по высоте восьмитысячнике мира.
Это восхождение было проведено по 4100-метровой обледеневшей вертикальной стене.
"Физическое и умственное напряжение в этой экспедиции длилось почти год " - говорит Стив о этом своем выдающемся достижении, которое оставило след в истории альпинизма и принесло ему и Винсу самую престижную в мире награду в мире альпинизма: Золотой ледоруб (Piolet d'Or) в 2006 году.
Нанагапарбат был самым крупным и значимым достижением в карьере Стива Хауса, но его альпинистские приключения не ограничиваются лишь этим достижением.
маршрут по центральному контрфорсу стены Рупал на Нангапарбат (Nanga Parbat, 8126 м)— девятом по высоте восьмитысячнике мира
Хаус получил степень бакалавра наук по экологии в Государственном колледже Эвергрин (The Evergreen State College) в 1995 году.
В 1999 году он получил сертификат американской ассоциации горных гидов Mountain Guides Association (AMGA).
25 марта 2010 года, во время восхождения на гору Темпл ( Mount Temple), Стив упал примерно на 25 метров. Он сломал шесть ребер в нескольких местах, сломал правое легкое, сломал таз в двух местах и сломал несколько позвонков в позвоночнике. Не прошло и года, как после нескольких месяцев реабилитации Хаус отправился в Гималаи, чтобы подняться на восьмитысячник Макалу, пятую по высоте гору в мире!
Его книга «Beyond the Mountain» стала лауреатом премии Бодмэна «Boardman Tasker Prize» в номинации "горная литература" в 2009 году.
В 2015 году он и Скотт Джонстон опубликовали книги по альпинизму: Training for the New Alpinism и The New Alpinism Training Log.
Давайте узнаем историю Стива, с которым пообщались журналисты итальянского издания Montagna.Tv на выставке ISPO
Стив, в минувшем году Вы запустили серию видеоуроков, посвященных принципам и безопасности альпинизма. Речь идет не о методах, а о том, как успешно прервать экспедицию,, как быть реалистичным в расчете проекта, как подготовиться к любой случайности. Как возникла эта идея?
Рассказывать о методике обучения, использованию снаряжения - легко. Гораздо сложнее научить людей принимать правильные решения. Выбор требует опыта и гибкости. Я надеюсь, что благодаря этим видеороликам я смогу научить начинающих альпинистов принимать правильные решения
Как вы думаете, что является основным принципом альпинизма?
Успешное возвращение в базовый лагерь
Не раз поднимаясь на сложные горные вершины Вы довели свою технику альпинизма до предела. Что Вы понимаете под этим пределом?
Все альпинисты выходят за пределы своих возможностей. Иногда это хорошо, в других же случаях это приводит к аварии. Для альпиниста очень важно не ставить перед собой ограничения, а знать, как далеко стоит заходить, приблизится к пределу своих возможностей и сделать все возможное, чтобы безопасно вернуться в базовый лагерь.
Аналогично, как в жизни проходят раз личные фазы, также меняется и концепция пределов возможностей. Сегодня мне уже 50, я рассуждаю иначе, чем когда мне было 20.
В 24 года я сильно рисковал на горе, сегодня я предпочитаю приключения, которые мне посоветовали мои друзья.
Опыт приходил ко мне с моей целью, которая все время оставалась со мной: всегда возвращаться домой к семье.
Давайте вернемся на 15 лет назад к 2005 году. Как далеко вы продвинулись на Нангапарбат?
Это был уникальный опыт, в котором мы вышли далеко за наши пределы возможного. Я до сих пор помню полночь третьего дня штурма , как один из самых трудных моментов моей жизни
От Редакции:
После достижения своей мечты: восхождения на Нанга Парбат (8125 м) в 2005 году по новому созданному маршруту в альпийском стиле совместно с Vince Anderson, Стив Хаус (Steve House) исследует свои сомнения и страхи в альпинизме.... "Когда вы отдали для достижения своей мечты все свои силы, что у вас осталось?"
Были ли Вы уверены, что сможете достичь вершины?
Мы знали, что сможем это сделать, но только при благоприятных погодных условиях. Как всегда, окончательное решение остается за горой, несмотря на физическую форму и мотивацию альпиниста.
Ваш альпинистский стиль всегда был благосклонен к горе, как Вы относитесь к альпинизму и окружающей среде?
На Нангапарбат мы старались не только не использовать шлямбура, но и избавить гору от старых материалов. В одном из участков мы нашли остатки снаряжения даней корейской экспедиции, мы убрали все что смогли с горы.
Я думаю, что альпинистам достаточно обратить лишь немного больше внимания горе ,чтобы заниматься альпинизмом в гармонии с природой.
Однако, при этом будьте внимательны, когда говорите о полной гармонии с природой. Мы всегда оставляем за собой следы мусора....
Стив Хаус (Steve House) и Винс Андерсон у Нангапарбат. 2005 год. Фото Steve House
Что Вы думаете о альпинистах, которые поднимаются на гималайские вершины в классическом стиле, используя кислород и заранее провешенные перила?
Это массовая тенденция, восхождения с провешенными перилами и кислородными баллонами является проблемой; сейчас в Гималаях она коснулась Эвереста и К2. Причем на К2 эта тенденция пришла около пяти лет тому назад.
В целом, я не считаю это плохой тенденцией, но мы должны напоминать альпинистам о недопустимости загрязнения гор, как мусором так и оставляемым снаряжением.
До сих пор мы говорили о альпинизме. Можете ли Вы рассказать нам немного больше о себе, о своей страсти к горам?
Я начал ходить в горы с моим отцом. Когда мне было 18 лет, я переехал в Словению из-за учёбы, и моя страсть к горам стала еще сильнее. Я начал лазать по горам Карнии и вступил в альпийский клуб, пройдя курсы альпинизма.
Год спустя я отправился в свою первую экспедицию, а в 1990 году у меня был первый выход на очень большую высоту: по Рупальской стене Нангапарбат.
Какой момент был самым запоминающимся в Вашей альпинистской карьере?
Я думаю, когда поднимался на вершину К7, я помню, что до заката оставался еще час, а само восхождение было потрясающим. С
вершины можно увидеть башни Транго, Музтаг-Ата, Гашербрум и близлежащую Чоголизу. Невероятная, потрясающая панорама.
Этот опыт я проецирую на все мои восхождения и возвращения в базовый лагерь.
Я поднимался на заснеженную, белую вершину. А спускался уже в темноте, ясно представляя перед собой образ зеленого леса и долины, это был образ возвращения к жизни.
Бивак на К7. Фото Steve House