О траверсе пика Исмоила Сомони (пик Коммунизма)

Группа в начале маршрута. Все еще чистенькие и красивые). Фото Александр Павлов

Рассказ киевского альпиниста Евгения Ерёмина о траверсе пика Исмоила Сомони (бывшее название пик Коммунизма) высотой 7495м летом 2015 года.

Читайте серию рассказов Евгения Ерёмина о восхождении на семитысячники:

В продолжении моей серии рассказов про восхождения на семитысячники, хочу рассказать про траверс пика Исмоила Сомони (бывшее название пик Коммунизма) высотой 7495м. Так случилось, что самый высокий пик бывшего СССР стал для меня первым семитысячником, на который удалось подняться, а потому занимает отдельное место в моей памяти!

Летом 2015 года мы большой компанией из 10 человек сходили горный поход 6 категории сложности на Памир, в котором прошли много чего интересного.
Например, мы стали 3й группой в истории, которая прошла перевал Гармо(3Б), но самым интересным препятствием похода, конечно, стал траверс пика Сомони. Мы выбрали очень непопулярный маршрут подъема на вершину, маршрут Тамма, 5Б альп.

В нашем тысячелетии мы знали всего лишь о 2х восхождениях на Сомони по этому маршруту, в 2009 и 2010 годах.
До 2009 года, насколько нам известно, последнее восхождение по этому маршруту совершила группа сибирских туристов в 1991 году.

Забегая наперед скажу, что после спуска с вершины в МАЛ (международный альпинистский лагерь) на поляне Москвина мы встретились с одним из участников того легендарного похода сибиряков. Это было очень неожиданно, ведь с того похода прошло 24 года!

Дальше разделю рассказ на несколько частей, которые считаю важными в этой всей истории.

1) Часть 1. Акклиматизация (кольцо + Гармо).

Перед тем, как идти траверс вершины высотой 7500м нужна акклиматизация. Поход мы начали на высоте 2600м у бывшего моста через реку Абдукагор у языка ледника Географического общества. Мост через реку смыло, сейчас там остался лишь трос, который позволяет переправиться на другой берег реки. В начале мы запланировали акклиматизационное кольцо на 12 дней через 5 перевалов высотой до 5400м. В это же кольцо было запланировано радиальное восхождения на пик Сент-Экзюпери высотой чуть более 6000м, но погода не позволила нам это сделать.

пик Гармо, 6602м с ледника Бивачный. Фото Александр Павлов

Вернувшись к тросу, где мы оставили заброску еды и бензина, мы выдвинулись к перевалу Гармо и дальнейшему траверсу Сомони. Стоит отметить, что на перевал Гармо мы поднимались с очень тяжелыми рюкзаками. У парней рюкзаки были около 42кг, у девушек, конечно, меньше, но тоже нелегкие.
Подъем на перевал Гармо идет через 3 ледопада ледника ГО и высшей точкой перевала является перемычка Вооруженных сил высотой 6100м. То есть на перевал нам предшествовал набор высоты в 3500м от места заброски. С перемычки мы впятером за 30 минут поднялись на пик Вооруженных сил и сняли с вершины записку 1974 года.

С этой перемычки нам впервые открылся восточный гребень пика Гармо высотой 6602м, на который мы планировали подняться. Да-да, это та самая вершина, которая висит у меня на обложке профиля Facebook. Но гребень выглядел очень сурово и того времени, которое мы заложили на подъем явно не хватило бы.

Разлом в верхней части ледопада МГУ. Фото Александр Павлов

Пришлось отказаться от этой вершины, чтобы сохранить время на траверс Сомони.
Но вершина эта настолько запала мне в душу, что я к ней ещё обязательно вернусь и возможно это случится очень скоро) C перевала Гармо мы спустились на ледник Бивачный и затем до слияния его с ледником МГУ до высоты 4200м, откуда и начинается подъем на пик Сомони по маршруту Тамма.

подъем на перемычку Радиоклуба. Фото Александр Павлов

на перемычке Радиоклуба, 5700м. Фото Александр Павлов

2) Часть 2. Горный бейлиз.

На высоте 4200м мы планировали отдохнуть и сделать дневку, но, честно говоря, место было не очень, неровный лед, камни и тд, поэтому решили дневку не делать, тем более, что мы потеряли лишний день, спускаясь по тому ледовому месиву, в которое превратился ледник Бивачный после самой мощной подвижки в своей истории.
В этот день Паша достал из рюкзака белую рубашку, жилетку и заделался барменом. На баре был только 1 напиток, называемый горным бейлизом, состоящий из спирта и сгущенки. В общем, мы отдыхали, как могли)

Справа виден маршрут подъем на пик Сомони по склону на юго-восточный гребень и дальнейший путь по гребню на вершину. Фото Александр Павлов

3) Часть 3. Подъем. Снежная пещера.

Подъем на Сомони по маршруту Тамма начинается с преодоления ледопадов ледника МГУ, затем подъема на перемычку Радиоклуба и дальнейшим подъемом по северо-восточному гребню пика Россия на плато Правды. Плато Правды - это уникальное и очень красивое место. Здесь на высоте 6100м была наша первая "высотная" ночевка на траверсе. По сути это была максимальная высота, которую мы достигали во время похода до начала траверса.
А впереди еще почти 1,5 км подъема по высоте. И это нас настораживало. Очевидно, что отказавшись от подъема на пик Гармо, мы приняли тот факт, что достаточной акклиматизации перед таким траверсом мы не получили. Как будет реагировать и вести наш организм при дальнейшем восхождении мы не знали.
После пересечения плато Правды мы прошли крупноблочный ледопад южного склона юго-восточного гребня и заночевали на высоте 6350м. На следующий день мы поднялись по этому склону уже на сам гребень и заночевали на высосте 6940м. Мы поставили наш шатер в уютной, как нам показалось, мульде, но ночью эта мульда превратилась в аэродинамическую трубу и поспать толком не удалось.

Маршрут подъема на Сомони с плато Правды. Фото Александр Павлов

Начав утром дальнейший подъем на вершину мы поняли, что в этот день траверс не состоится. Во-первых, погода испортилась, во-вторых наш темп был очень медленным. Помню, как я вышел вперед тропить снег по колено. За 40 минут я упахался практически "в ноль", оставив все силы, но сумел пройти не более 100м.
Проблема еще заключалась в том, что запасных вариантов особо не было . Спуск обратно на плато Правды и далее на ледник Бивачный по пути подъема, либо спуск по Грузинскому кулуару на ледник Беляева и дальнейшие варианты выхода "к людям" заняли бы у нас около недели, если не больше, и все эти пути были не самыми легкими. Так что оказавшись на юго-восточном гребне на высоте 7000м самым быстрым вариантом попасть в цивилизацию для нас был именно траверс вершины, так что мыслей о каком-либо другом варианте у нас не было. В этот день мы остановились на высоте 7220м и начали рыть снежную пещеру.
Перед походом на 8 марта мы всей группой ездили в Карпаты на тренировочный выезд и копали пещеры под Поп-Иваном Мармарошским.

Ночевка на плато Правды на высоте 6100м. Фото Александр Павлов

Крупноблочный ледопад на южном склоне юго-восточного гребня Сомони. Фото Александр Павлов

Ночевка на высоте 6350м. Фото Александр Павлов

Я помню, как мне было не по себе во время ночевки в этой пещере. В пещере кажется, что у тебя мало кислорода, что она может обрушиться и тд. В общем во время первой ночевки в пещере в Карпатах мне было откровенно страшно, но на 7220 этот страх куда-то ушел. Я был настолько вымотан физически, что готов был лечь куда угодно. Ночь в пещере была относительно спокойной, в пещере и вправду гораздо теплее, чем в палатке, в пещере тебя не достанет никакой ветер, тут ты максимально защищен. На следующий день мы продолжили подъем на вершину.

Подъем на юго-восточный гребень Сомони до следующей ночевки на высоте 6940м. Фото Александр Павлов

Ночевка в вырытой нами снежной пещере на высоте 7220м. Фото Александр Павлов

. Фото Александр Павлов. Фото Александр Павлов

Нам оставалось 275 метров по высоте, но эти 275 метров мне казались вечностью. Мы ползли, как улитки, ведь мы поднимались со всем нашим грузом. Думаю, что у парней к тому времени рюкзаки были около 23-25 кг. И когда мы выползли на вершину, эмоций практически не осталось.

Вид практически с вершины на плато Правды и пик Гармо. Фото Александр Павлов

вид с вершины на пик Корженевской, 7105м. Фото Александр Павлов

Табличка на пике Сомони. Фото Александр Павлов

3) Часть 3. Спуск. Срыв.

На вершине мы провели около 40 минут и затем начали спуск. Спуск сначала идет по узкому гребню и затем по склону вдоль скальной вершинной башни в направлении пик Душанбе. Свернув с гребня на склон мы столкнулись с очень "плохим" снегом. Такого снега я ранее не встречал. Он был сильно переморожен и практически не держал. В нижней части этого склона снег стал совсем хреновым и некоторые участники всю нижнюю часть шли лицом к склону "на 3 такта".

Группа на пике Сомони. Фото Александр Павлов

Я(слева) и Саня(справа) на пике Сомони. Фото Александр Павлов

Спуск с пика Сомони. Фото Александр Павлов

Мы спускались в связках и это нас спасло. Я шел первым в связке с Лёшей и Настей. Шел очень аккуратно, и в какой-то момент увидел пролетающую мимо меня Настю. Я сразу же упал, максимально загнав ледоруб поглубже в снег. Через мгновение мимо меня уже пролетал Лёша, и дальше я почувствовал сильный рывок. Мы проехали еще около 2-3 метров втроем и остановились. Но даже находясь без движения я чувствовал сильное натяжение веревки и было очень тяжело.

К счастью вскоре Настя и Лёша встали на ноги и разгрузили меня. Под нами метрах в 500 в этом момент находился километровый сброс с ледопадом. В этот день мы спустились до высоты 6950м. И в этот день я был дежурным. Топил снег на ужин, затем до ночи топил снег на утро, и заснул очень поздно.

пик Душанбе, 6950м очень похож на белого медведя. Фото Александр Павлов

Вершинная башня пика Сомони. Фото Александр Павлов

Вид с гребня пика Душанбе на пик Сомони. Фото Александр Павлов

4) Часть 4. Спуск. Обморожения. Первые люди за 32 дня!

Проснувшись утром мы выяснили, что все наши девочки поморозили ноги. Кто-то больше, кто-то меньше. Но это явно стало проблемой. Пока я готовил завтрак, вся группа оказывала первую помощь и решала вопросы с ботинками, так как Маринка, которая больше всех пострадала, испытывала сильную боль при надевании своих ботинок.

Пришлось меняться ботинками. После завтрака, мы с Саней собрались и пошли тропить подъем на пик Душанбе. Так холодно мне еще не было и так быстро я еще не ходил) Через 30 минут мы с Саней остановились на гребне, я снял ботинки, носки и начал отогревать ноги. Это была стандартная процедура для меня в этом походе на высотах более 6000м.
В этот момент у меня улетела поларовая рукавица и, думаю, приземлилась где-то на леднике Беляева, преодолев 2,5 км южной стены Памирского фирнового плато) Выйдя на пик Душанбе на высоту почти 7000м до нас добралось теплое солнце.
Ночевка на Памирском Фирновом Плато на 5800м м видом (слева направо) на пики Крошка(5854м) Ленинград(6507м), Абалакова(6446м) и Москва(6785м). Фото Александр Павлов

Отель 1000 звезд. Фото Александр Павлов

гребень пика Душанбе. Фото Александр Павлов

Ветра не было от слова совсем и наступила какая-то благодать. Впервые за неделю стало настолько тепло и безветренно тихо. Мы ждали остальную группу на вершине около 2х часов, за которые удалось даже немного вздремнуть. Собравшись всей группой мы начали спуск с пика Душанбе на ПФП. Мы с Саней шли впереди, и на высоте 6600м первыми встретили очень необычную группу. В ней были:

- итальянец Cala Cimenti который этим восхождением на пик Сомони стал первым итальянским Снежным Барсом, но фишка даже не в этом. Он шел с лыжами и как выяснилось, со всех семитысячников, кроме Хан-Тенгри, он спустился на лыжах. И вообще он говорил, что он не альпинист, а лыжник. Позже этот парень поднимется на восьмитысячник и будет спускаться на лыжах по каким-то нереальным склонам в пакистанском Каракоруме.

- второй парень тоже называл себя не альпинистом. Он был швейцарцем и шел с подозрительно маленьким рюкзаком. Оказалось, что он планировал спуститься с вершины с парапланом. И забегая наперед, скажу, что ему это удалось, правда не с вершины Сомони, так как по его словам, там не было места для разгона, а с пика Душанбе.

- а вот третий был альпинистом. Это был немец, который очень интересовался у нас фотографиями южной стены Сомони. В его активе уже были восхождения на восьмитысячники, и в своих просьбах показать фотки, он был максимально серьезным.

В этот день мы спустились на ПФП до высоты 5800м. Здесь нам уже дышалось намного легче, и эта высота казалась нам равнинной после почти недельного траверса и нахождения на высотах больше 6000м.

выход на ребро Бородкина. Фото Александр Павлов

5) Часть 5. Последний рывок. МАЛ. Картошечка, пиво и Карты, деньги, 2 ствола.

На следующий день мы понимали, что за этот день нам нужно дойти до МАЛа, иначе еще один день ходьбы мог оказаться пыткой для девчонок. Я могу только представить ту боль, которую они испытывали, особенно Маринка. Чтобы спуститься с плато на поляну Москвина нужно выйти на ребро Бородкина, по которому собственно и идет спуск на ледник Вальтера. Но чтобы выйти на ребро нужно сначала набрать метров 200 по высоте. Такие "спуски" - не редкость на Памире.

До темноты мы успели спуститься с 6000м на ледник Вальтера и пересечь его до правобережной морены, по которой уже шли в темноте. В МАЛе нас встретил начальник Алишер, накормил горячей едой, напоил горячим чаем и показал девочек врачу. Врач, конечно, мало что мог сделать в этой ситуации, но зато мы узнали, что сможем девчонок отправить вертолетом в Душанбе по страховке. В МАЛе мы попали на вечеринку закрытия, после которой весь лагерь, включая наших девчонок, улетал на вертолете.

Это было очень душевно. Вечером следующего дня после вечеринки, когда нас осталось семеро парней, нам из кухни презентовали 18 литров пива, которое еще день назад стоило 12 евро за бутылку, нам выдали пакет свежей картошки, лук, какую-то колбасу, 30 яиц. Мы нашли сковороду и устроили себе божественный ужин. После 30 с лишним дней сушеной еды, жаренная картошечка, да еще и с холодным пивком казались нам высшей кухней, достойной звезды Мишлен.

Группа в МАЛе на фоне ребра Бородкина. Фото Александр Павлов

Под это все дело мы включили Карты, деньги, 2 ствола с гоблинским переводом на планшете, и все это на высоте 4350м. Этот вечер я считаю одним из самых душевных и крутых, проведенный мною в горах. Дальше следовал 5-дневный выход в поселок Депшар параллельно с группой сибиряков, встреча с которой стала в какой-то степени роковой. Мы вместе праздновали день Независимости Украины, в который сибиряки презентовали нам огромный кусок сала. "Спуск в люди" проходил через перевал Курай-Шапак, трос через реку Муксу и спуск по замечательной тропе вдоль этой реки, который, как мы думаем, должен пройти каждый уважающий себя горный турист)

Эти 40 дней похода были сложным для меня, но этот поход подарил много друзей, укрепил дружбу со старыми и дал много опыта, который мне уже пригодился!

пик Сомони с МАЛа. Фото Александр Павлов

Теги: альпинизм, пик Коммунизма, пик Исмаила Сомони
Автор: Евгений Ерёмин, www.facebook.com/ievgen.ieromin, Фото Александр Павлов: www.facebook.com/alex.hooch