Эверест. Руководство для желающих.

Сипавин Валентин
Сипавин Валентин


Сипавин Валентин - трёхкратный восходитель на Эверест, многократный Чемпион Украины по альпинизму, вице-чемпион мира по ледолазанию, основатель клуба приключений Alpomania.

В весеннем сезоне 2020 года команда Alpomania организовывает экспедицию на вершину мира - гору Эверест. Подробности в программе восхождения >>>>

Эверест. Инструкция к восхождению.

В наше время восхождение на Эверест стало не такой уж заоблачной мечтой. Можно даже сказать, что это становится с каждым годом всё реальнее. Важно подойти к вопросу с умом и владея достаточным количеством информации, как это происходит сейчас.
Я всегда говорю, что фильм "Эверест", вышедший на большой экран о событиях на Горе 1996-го года, сейчас практически не имеет отношения к реальности. Потому что многое с тех пор изменилось.


Сразу скажу, что эта статья предназначена не для для профессиональных альпинистов, а для любителей гор, которые просто поставили перед собой цель постоять на вершине мира и спуститься оттуда. Статья для того, чтобы помочь немного разобраться в особенностях экспедиции и самого восхождения.


Возьмём за исходные данные то, что вы твёрдо решили пойти на Эверест.
Для этого существует несколько лимитирующих факторов: время и деньги. В редких случаях - еще и здоровье.
Почему в редких? Потому что если быть честным перед самим собой, то понятно, что если с первыми двумя факторами у вас все сложилось, то вас вряд ли НЕ возьмут в экспедицию. Потому что история знает возрастных, безногих, слепых, да кто только туда не поднимался. Но это не значит, что можно забить на тренировки и только пить пиво. Чем лучше ваша физическая форма, тем вам будет легче и тем ваши шансы выше. Ведь, правда, может быть обидно потратить столько времени и денег и не взойти. При любых раскладах сервиса Эверест не стал ни на метр ниже, кислорода там не стало больше. И на вершину в целых 8848 метров придётся идти самому.


Что касается горного опыта. Минимальный нормальный "ценз" сейчас - это взойти на Аконкагуа (самая высокая гора Южной Америки, 6962 м, Аргентина) или Охос дель Саладо (самый высокий вулкан в мире, 6893 м, Чили). А если у вас за плечами пик Ленина, или Хан-Тенгри, то это считается круто. Хотя надо понимать, что лишнего опыта не бывает.
Будет нелишним сходить на Айленд или Мера пик, Чимборасо, Орисабу или Демавенд. Чего не особенно стоит делать любителям, так это идти на Денали перед Эверестом. Я знаю многих, кто скажет, что Денали сложнее, труднее, а самое главное - честнее Эвереста.
Есть случаи, когда люди восходят с опытом одного Эльбруса. Но лучше так не делать.
В любом случае есть классическая рекомендация взойти на Аконкагуа или Охос в январе-феврале перед экспедицией на Эверест. На самом деле акклиматизация не сохранится за 2 месяца, но организм побывает на высоте почти 7000, вы заночуете выше 5000 метров несколько ночей и в самой экспедиции легче адаптируется к высоте.
По тренировкам тут писать не буду, это тема отдельной статьи, лично я своих клиентов персонально "веду" по тренировочным графикам, если они этого хотят.


Из базовых рекомендаций: не думайте, а берите шерпу и кислород, если вы не профи, а просто хотите на вершину, предыдущего опыта у вас выше 8000 немного или совсем нет и вы не претендуете на карьеру 14×8000+ *.
Кислород. Штука правильная, если не хотите проблем со здоровьем во время и после экспедиции. Не буду тут рассказывать общую физиологию при кислородном голодании и что происходит с мозгом, но поверьте, без кислорода не нужно ходить, если хотите прожить долгую и счастливую жизнь. Даже с кислородом после экспедиции многие говорили, что осознают какое-то время проблемы с памятью, особенно с короткой. А ещё можно посмотреть статистику взошедших/погибших на спуске, кто ходил без кислорода...
По кислороду тоже можно писать много: какой фирмы, как расходовать, с какой высоты начинать, какие маски лучше. Это всё рассказывают и показывают во время долгих вечеров уже в самом БЛ. Но перед экспедицией спросите.

В любом случае восхождение на 8000+ является ударом по иммунной системе. Я всем перед и во время экспедиции рекомендую пить мультивитамины. Ещё хорошая штука мельдоний (милдронат), но я его не пью, потому что он входит в запрещённый список препаратов (допинг) в спорте. А мне иногда приходится проходить допинг-контроль.
Но если вы не заморачиваетесь с этим, то не надо, потому что все знакомые нам в горах диакарбы, даймоксы и дексаметазоны тоже в официальном запрещённом листе.

Шерпа. Шерпу брать 100% нужно. С Непала это обязательно. Без шерпы вероятность не взойти стремится к 100%. Даже для опытных восходителей. Когда-то 3 поляка решили сэкономить и взяли одного шерпу. В итоге взошёл один поляк и шерпа. Ещё есть история о том, как один опытный альпинист "взял" шерпу только до 8200. В итоге нести баллоны на штурм было тяжело, человек не взошёл.

Ну и теперь один из главных вопросов: ехать с русскоязычным гидом или нет.
Я скажу, что восхождение на Эверест складывается из многих мелких деталей, которые каким ты не будешь опытным альпинистом, знать не будешь. Это касается нюансов акклиматизации именно на Эвересте.
Шерпы обычно не заморачиваются и не рассказывают, как правильно пользоваться кислородным оборудованием и как стратегически верно расходовать кислород на горе.
Немаловажно это общение с шерпами. Когда у вас нет опыта, вы вряд ли будете знать, что шерпа в общем не заинтересован в вершине. Обычно он заинтересован выйти с вами из штурмового лагеря выше, чтоб получить свой саммит-бонус и по любой причине пойти вниз (типа маска у шерпы замёрзла, живот заболел или горло и т.д.). Я знаю швейцарку, которой шерпа на 8500 принёс два пустых баллона без кислорода, ой, типа перепутал. И ей хватило ума пойти вниз. И не хватило опыта проверить баллоны перед штурмом.
Короче говоря, гид на Эвересте - это не шерпа. В первую очередь это консультант, задача которого предотвратить вас от совершения мелких ошибок, о которых вы даже не задумываетесь, но которые могут повлиять на результат всей экспедиции. В задачу гида входит уберечь вас от заболеваний, правильно провести акклиматизацию, у гида болит голова о логистике, вашем комфорте, акклиматизации и даже о получении правильного и точного прогноза и т.д. И да, гид очень заинтересован в вашей вершине, это повышает его статус, будем откровенны.

Ну и теперь выбор маршрута. Тут стоит остановиться поподробнее.
Итак, как, куда и сколько.

Как мы знаем, на Эверест можно ходить с двух сторон: со стороны Китая (это же со стороны Тибета, это же "с севера") и со стороны Непала (с юга).

КАТМАНДУ И ПУТЬ В БАЗОВЫЙ ЛАГЕРЬ (БЛ)

Практически любая экспедиция на Эверест начинается в Непале. Потому что даже с китайской стороны всю логистику делают непальские фирмы.
Обычно пару дней в Катманду проводят все, покупая снаряжение или в ожидании китайской визы. Тут важно не заболеть под кондиционером в номере отеля. Также важно не простудиться еще в самолёте при перелёте в Катманду. Лично я всегда беру флиску или софтшеллку в самолет.
Дальше путь расходится.

С ЮГА:

Вас ждёт перелёт в Луклу и недельный трекинг в базовый лагерь. Почему недельный, если можно добежать быстрее. А вот именно бежать "типа для лучшей акклиматизации" как раз и не рекомендую делать в первую неделю, чтоб не перенапрягаться в начале экспедиции. Идти долго, но красиво. Вы увидите много гор, в том числе красивый Ама-Даблам.
Жить нужно в лоджиях, народа очень много, природа живописная, много подвесных мостов, можно встретить знакомых, кто идет трекинг или собирается на Айленд пик (Лобуче и т.д ).
В последние годы ходит байка, что непальские фирмы, особенно которые совладеют еще и вертолётами, прилагают много усилий для того, чтоб клиенты воспользовались их вертолётами. Вплоть даже до того, что подсыпают клиентам слабительное в еду. Не знаю, как на самом деле, но на правду может быть похоже, учитывая, сколько они на этих вертолётах зарабатывают. Неспроста в 2018-м ряд страховых компаний с мировым именем провели независимые расследования и признали, что махинаций с вертолётами очень много в последние годы и резко повысили тарифы на страхование в Непале, а некоторые и вовсе отказались!

С СЕВЕРА:

С севера можно в БЛ можно попасть двумя путями. Первый: залететь в столицу Тибета - Лхасу (3600), провести там пару ночей для акклиматизации, посмотреть Поталу (это такое огромное интересное сооружение, являющееся резиденцией Далай Ламы), пожить в хорошем отеле 4*. И далее переезды на машинах прямо в БЛ дня 3 (опять же не спешим для лучшей акклиматизации, после каждого переезда гуляем, ночуем 3800 и 4200, короче, не напрягаемся, жить в отелях с душем).
Второй вариант: ехать из Катманду на машине. Путь занимает 2-3 дня. Переход через непальско-китайскую границу может быть чреват конфискацией сала и спутниковых телефонов. Поэтому, лучше брать колбасу в вакуумной упаковке (она потом хорошо на 7700 заходит), а спутниковый телефон "затерять" в общем мешке с электроникой. Я слышал пару историй, что требуют депозит за него, но ни разу не слышал, чтоб этот депозит кто-то платил.
До БЛ дорога идеальный асфальт, с любой стороны переезжаем перевалы выше 5000, на которых гуляем. Так что акклиматизация нежная.
Обычно я рекомендую залететь через Лхасу, а выезжать на машине. Назад на машине 2 дня от БЛ до Катманду. Это неплохой вариант после месяца в палатке.
Если посмотреть на опытных организаторов экспедиций, например, на Александра Абрамова, то сможем увидеть, что он делает экспедиции исключительно с севера.

БАЗОВЫЙ ЛАГЕРЬ

Сейчас с двух сторон восходители живут каждый в своей палатке, палатка с толстым матрасом, в палатке лампочка от солнечной панели. Кухня, столы, стулья, палатка-столовая. С севера это все комфортнее, палатки больше, можно даже с кроватями. Но знающие люди говорят, что на кроватях холоднее.

С ЮГА:

С юга БЛ расположен на морене, которая постоянно движется, палатки нагромождены хаотично, мусор встречается в виде садов старых экспедиций. Часто лагеря находятся рядом друг с другом. Да и прилететь сверху на лагерь может (помните видео с лавиной на БЛ во время землетрясения в 2015-м). Да, и народа очень много! Ведь это общий лагерь и для желающих взойти на соседний восьмитысячник Лхоцзе. С одной стороны, есть с кем потусоваться, а с другой - уж слишком людно.

Фото Валентин Сипавин
Фото Валентин Сипавин


С интернетом проблемно и дорого. Многие ходят вниз в деревню Горак Шеп. Там инет дешевле. Эверест из БЛ не видно - закрыт соседними горами.
Есть куда прогуляться для акклиматизации, есть где провести ледовые занятия.

С СЕВЕРА:

На джипах приезжаем прямо к палаткам. Соответственно и сами палатки приезжают на грузовиках. И не только. Если с юга в БЛ всё забрасывают на вертолётах или яках, то тут все практически безлимитно привозят на машинах. Отсюда и бильярдные столы, и массажные кресла у китайцев, и телевизоры в каждом лагере, а у нас вообще стиральная машина и душ.
Сам лагерь расположен на ровной площадке, у каждой фирмы из года в год свои места, лагеря далеко друг от друга, никто никому не мешает и при этом в гости ходить недалеко.
В лагере провода 220 V, безлимитно заряжаем любые девайсы. Связь 4G днём, когда вышки питаются электроэнергией от солнечных панелей, ночью интернет слабее, но есть.

Фото Валентин Сипавин
Фото Валентин Сипавин


Эверест возвышается в своeй красе над лагерем, можно попросить шерпов, чтоб поставили палатку выходом к Горе и каждое утро начинать с крутого вида.
Есть куда прогуляться для акклиматизации, есть где провести ледовые занятия.


МАРШРУТ


Технически с севера проще и безопаснее.

С ЮГА:

Начинается через ледопад Кхумбу. Неуютное место, особенно в свете видео последних лет, когда в очередях стоят по 100 человек под какой-нибудь нависающей ледовой глыбой. Слева постоянно лавины (в 2014-м засыпало 12 шерпов все экспедиции отменились), нужно быть внимательным. Нужно не стрематься ходить по лежащим через трещины лестницам, иногда с них падают. Вообще, ледопад всегда движется.
Дальше есть места, где перил нет вообще. Потому что путь идет по ровному (до лагеря 3). То есть в темноте или при плохой погоде существует шанс заблудиться (например, на спуске вы остались один без шерпы, как было с одним моим знакомым, повезло, погода была хорошая и тропу не замело, но было неуютно).
Путь в лагерь 4 (на южное село, 8000) проходит по крутому ледовому взлету, на котором очень не хочется отщёлкиваться от перил и обгонять. У знакомой была история: шла индуска очень медленно с двумя шерпами. Один шёл сзади и когда эта тётка садилась отдыхать, шерпа ложился на перила, чтоб никто не мог их обогнать (с севера такого беспредела нет).
А народа очень много. К примеру в 2019-м с Непала было выдано 360 пермитов (+360 шерпов как минимум), плюс около 200 на Лхоцзе. Вот и получаем, что до 7900 по этим перилам ходит под тысячу (!!!) человек! Хорошо, когда погода стоит и ходят в разные дни. А когда 3 дня непогоды, все ждут и в первый хороший день ломятся вверх...
В 2019-м известны случаи, когда клиенты одной компании воровали коврики из палаток другой компании...
Еще минус в том, что многие шерпы не хотят напрягаться и говорят клиентам, что ночёвка на 7200 необязательна, типа хватит 3 часа там посидеть и вниз. Я их понимаю. Лень тащить посуду, газ, ковры и спальники. Но для акклиматизации это не очень хорошо.

С СЕВЕРА:

До 6400 (это высота передового БЛ - АВС (Advance Bace camp) идти легко, по тропе, типа как на Аконкагуа, но скучно, нужна или музыка, иди аудиокниги. Мы включаем колонку. Путь безопасен, ходят даже яки, чем иногда сбивают с темпа. Но для участников это обычно лишний повод постоять и подышать. Яки забрасывают в АВС палатки и прочую утварь. То есть полноценный комфортный лагерь с персональными палатками.

Путь до АВС занимает 2 дня. Сначала идём до Middle camp'a, потом до АВС. Это самая психологически сложная часть пути, её нужно ходить 3 раза. Вниз сбегают за день.
После АВС с 6600 начинаются перила, которые до вершины НИГДЕ не прерываются. То есть заблудиться нереально. Веревка идет непрерывно даже через палатки лагерей.

Потом путь до северного седла (7000). Никаких лестниц, лавин, трещин, ледопадов. Никаких касок. Намного нежнее, чем с юга. С 7700 начинаются путь преимущественно по скалам. Снега практически нет, но ходят в кошках.
Везде можно даже непрофессионалу отщелкнуться от перил и обогнать особо медленных.
С севера царит порядок (коммунизм всё-таки). Народа немного, все шерпы друг друга знают. Кислород не воруют.
Все ходят ночевать на 7000 для акклиматизации. Это очень хорошо.
Палатки не на снегу (только на северном седле на снегу, 7000).
Воздух очень сухой. Нужно постоянно ходить и стараться спать в баффе на лице.
Панорамы с двух сторон отпадные.

ОТДЫХ ПЕРЕД ШТУРМОМ

Многие после двух выходов наверх (сейчас можно слово - ротаций) готовы к штурму. Обычно все спускаются на 2-3 дня ниже БЛ на отдых.

С ЮГА:

Можно уйти или улететь на вертолёте хоть до 3600, насладиться "зелёнкой" - лесами. И пешком или на вертолёте вернуться потом в БЛ. Жить в лоджиях.

С СЕВЕРА:
Сели в джип и через час в деревне. Вообще, можно в любой день сесть в машину и уехать за час на 4200 (вдруг заболел или еще что).

Фото Валентин Сипавин
Фото Валентин Сипавин


Жить в отеле, есть душ, вайфай, есть магазины с фруктами и овощами, можно сходить на рыбалку иди съездить релакснуть на горячие источники.

ШТУРМ

Третий выход штурмовой. Обычно происходит так. Пришли днём в штурмовой лагерь, посушили по максимуму ботинки, поели, поспали и в ночь выходят на штурм. Для этого нужно точно знать прогноз по спутниковому телефону.

С ЮГА:

Выход вечером с южного седла (7950). Народа может быть очень много. Гребень узкий, обгонять сложно. Преимущественно, движение по снегу. Из-за большого количества народа могут быть большие пробки (фото и видео последних лет очень напрягают). Разойтись на перилах сложно. Встречный трафик напрягает.
Известная ступень Хиллари обрушилась, раньше было "затычное" место, сейчас попроще.

С СЕВЕРА:

Практически все по скалам.
Есть 3 "ступени". Известная "вторая ступень" - 2 небольших лестницы и одна 4-метровая вертикальная. На подъёме сложностей не вызывает обычно, иногда на спуске люди тупят и немного боятся. На 75% маршрута можно отщелкнуться от перил и обгонять. Удобных горизонтальных мест для смены кислорода предостаточно.

СПУСК

Задача любого восходителя - после вершины свалить как можно ниже.

С ЮГА:
Некоторые шерпы ходят только с юга. На вопрос почему отвечают: с юга снег, а по снегу можно транспортировать (тащить) вниз тех, кому плохо. И умалчивают, что это возможно лишь в том случае, если у фирмы много шерпов есть.
С юга до 6400 летают вертолёты. Это плюс. То есть, если вам плохо или силы закончились, а нужно еще идти по ледопад Кхумбу вниз - welcome helicopter. Но опять же, будьте уверены в своей страховой компании. Знаю случай, когда двое альпинистов уже не особо могли идти вниз после вершины и по страховым случаю вызвали вертолёт. И дома всю ночь шли разборки, кто будет платить, потому что страховая отказывалась. Вертолёт утром прилетел.

С СЕВЕРА:
С вершины задача спуститься с вершины сразу в АВС на 6400. 95% ее выполняют. Бывают исключения, когда поздно вышли. Знакомые ночевали в этом году на 7700, это было тяжело. Лучше так не делать и рассчитать силы до 6400. Долго, но это лучшее. А с АВС пешком уже нет проблем идти по тропе.
Вертолёт не летает, но в 2020 был анонс, что будет в спасательных целях. Но он там особо и не нужен, там другой рельеф - пешком. В крайнем случае можно с АВС в БЛ спуститься на яке. Но я таких не видел, все идут нормально вниз.

ВОЗВРАТ ДОМОЙ

С ЮГА:
Пешком весь трек в Луклу или на вертолёте в Луклу или сразу в Катманду.

С СЕВЕРА:

Прямо из БЛ машиной можно в Лхасу (2 дня) и на третий день перелёт в Катманду. Или 2 дня машиной и вы в Катманду.


ЦЕНА

Цены пакетов что с юга, что с севера, включающих логистику, сервис лагерей, шерпу, кислород практически одинаковые.
Поэтому, для меня до сих пор загадка, почему мы видим огромные толпы с юга и не видим их с севера. Но мы как раз этим и пользуемся, восходя с севера.


ИТОГО


В сухом остатке можно увидеть следующее.
Цены с двух сторон примерно одинаковые.

С юга минусы и плюсы:

  • - маршрут сложнее, опаснее как объективно, так и субъективно (из-за других восходителей);
  • - статистика смертельных исходов выше;
  • - трек в БЛ долгий и пешком, на треке очень много народа;
  • - некомфортный БЛ;
  • - проблемы со связью и интернетом;
  • - неразбериха в верхних лагерях с кислородом;
  • - намного больше народа на маршруте;
  • - на некоторых ровных участках маршрута нет перил;

  • + красивый трек в БЛ;
  • + можно спуститься на 4000 м на отдых;
  • + теоретическая возможность транспортировки шерпами пострадавшего (можно тащить тело по снегу, завернутое в коврик и спальник);
  • + есть вертолёт до 6400.


С севера минусы и плюсы:

  • - длинный и нудный переход из БЛ в АВС (надо ходить 3 раза вверх)
  • - возможность спуститься на отдых только на 4200 м (но этого хватает выздороветь даже заболевшим);
  • - по скалам практически невозможно тащить пострадавшего выше 8000 м;
  • - нет вертолёта;

  • + дорога до БЛ на машине (нежная акклиматизация);
  • + комфортный базовый лагерь (душ, стиральная машина, комфортное место);
  • + нет проблем со связью и интернетом, даже на 7700 и 8200;
  • + нет опасных мест на всем маршруте;
  • + непрерывные перила с 6600 до вершины;
  • + меньше народа в разы, больше порядка;
  • + час на машине до цивилизации;


* - 14×8000+ - престижная программа "Корона Мира", включающая в себя восхождения на все 14 вершин в мире выше 8000 метров.



Теги: Валентин Сипавин, альпинизм, восхождения на Эверест
Автор: https://alpomania.com/article/35/
Опубліковано в

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ