Стена рассвета: легенда о двух звёздах скалолазания

Трудно поверить, но прошло уже три года с тех пор, как знаменитые американские скалолазы: Кевин Йоргесон (Kevin Jorgeson) и Томми Колдвелл (Tommy Caldwell) совершили первое восхождение по самому сложному в мире большому скальному маршруту под названием "Dawn Wall" на Эль-Капитане (Йосемити, США).

Для этого им понадобилось 7 лет работы.... На само же первопрохождение ушло 19 дней. О этом мы рассказывали подробно в нашей статье: СОЗДАН САМЫЙ СЛОЖНЫЙ МУЛЬТИПИТЧЕВЫЙ МАРШРУТ В МИРЕ!

Это событие было отмечено не только скалолазной общественностью но и многими СМИ и даже тогдашним Президентом США Бараком Обамой!



Премьере фильма о перевопрохождении выйдет на широкие экраны в США с 14 по 19 сентября, а в соседней Польше премьера состоится во время фестиваля в Лендек-Здруй (20-23 сентября), а для более широкой аудитории фильм будет доступен в сети кинотеатров Multikino по всей стране с 4 октября.

Несмотря на то, что семилетняя борьба пары скалолазов за первопрохождение линии была известна досконально, мало кто обратил внимание на предсезонную подготовку к прохождению.
Безусловно, этап подготовки был большой и серьёзный, ведь невозможно съесть пачку чипсов, глянуть серию из сериала "Очень странные дела" и залезть на 1000 метров по отвесной стене.
Но как именно проходила подготовка? Как каждый из них подходил к такому сложному делу?


Кевин Йоргесон

Кевин Йоргесон (Kevin Jorgeson). Фото Bligh Gillies
Кевин Йоргесон (Kevin Jorgeson). Фото Bligh Gillies


Кевин, который "был родом" из боулдеринга, вспоминает, что он подходил к проекту, если можно так сказать, небрежно. Тем летом он посвятил свое время боулдерингу в зале и работе на хэнгборде по программе Криса Уэбба Парсонса (Chris Webb Parsons).
"Всего лишь за 25 минут такой работы я был полностью вымотан." - вспоминает Кевин. Но для пролаза маршрута Кевин должен был сделать куда больше чем просто растяжка суставов.
Затем, когда в августе месяце погиб хороший друг Кевина, Брэд Паркер (Brad Parker), сорвавшись в свободном прохождении на скале Tuolumne Meadows в долине Йосемити, у самого Кевина пропала мотивация, даже после после того, как он смирился с этой потерей.
И только уговоры Томми Колдвелла, который говорил: "давай просто придем и посмотрим как высоко мы сможем забраться" помогли Кевину вернуться на Эль Капитан.

Когда Кевин вернулся к работе над маршрутом в октябре месяце, он почувствовал, что большая часть работы придётся именно на умственную составляющую. "Я был готов сделать сложное дино на 16-ой веревке, а также пройти все ключи на маршруте" - вспоминает он, - "Сила и уверенность были моими главными козырями."

Кевин Йоргесон (Kevin Jorgeson) на 15-ой веревке (сложность 8с) на маршруте "Dawn Wall" на Эль-Капитане.Фото Corey Rich
Кевин Йоргесон (Kevin Jorgeson) на 15-ой веревке (сложность 8с) на маршруте "Dawn Wall" на Эль-Капитане.Фото Corey Rich


Каждый сезон, в первый месяц работы на маршруте было время, когда он должен был остановится и поразмышлять над прохождением очень небезопасных ключей. Когда он с Томми начали репетицию пролаза, случилась одна вещь: "Я стал больше доверять маршруту. И у меня начали случаться мини-прорывы в пролазе на определенных участках" . Например на 12-ой веревке (сложность 8с), которую Кевин избегал тестировать, предпочитая сосредоточится на своем собственном варианте обхода. Но этот ключ в итоге прошел путь эволюции от "практически невозможно" до "не так уж и трудно".

"Я был определённо убежден, что Кевин практически ничего не сделал " - шутил Колдвелл, - "Он был совершенно не в форме, но уже всего лишь за несколько месяцев он набрал нужную форму, прямо на стене, когда мы работали над маршрутом".



Томми Колдвелл

Томми Колдвелл (Tommy Caldwell). Фото Bligh Gillies
Томми Колдвелл (Tommy Caldwell). Фото Bligh Gillies


С другой стороны, Колдвелл подошел к проблеме с более научной точки зрения, еще как минимум за полгода до начала восхождения. Имея огромный опыт свободного восхождения по другим маршрутам в Йосемити и в частности на Эль Капитане, Кевин отмечал, что "Томми был словно рожден для этого проекта". Однако ему требовалась еще большая физическая подготовка.
После нескольких лет невероятных усилий, Томми понял что ему нужно что-то менять в подходе к проекту: "Удвоить и изменить мою систему тренировок" - говорил он.
В своём доме в парке Эстес (штат Колорадо), Колдвелл провел всю весну и лето, уделяя свободное время тренировкам.

Для того чтобы приступить к серьёзной работе на маршруте, Томми сосредоточился на силовых нагрузках, которая нужна была ему для прохождения отдельных элементов ключей маршрута, и того, что он называл своей "ахиллесовой пятой".
Он также начал тренироваться по программе Криса Уэбба Парсонса, делая упражнения на кампусборде и в тяжелой атлетике: для этого он соорудил кампусборд в своем гараже, и с его помощью мог следить за прогрессом в тренировках, измеряя время провиса секундомером.
Кроме того он сосредоточился на диете, увеличив потребление белка с помощью восстановительных энергетических напитков и яиц, это помогло развить сухие мышцы.

По прошествии двух месяцев, проведенных в тренировках, Колдвелл провел "маниакальную битву" с боулдеринговыми проблемами в соседнем каньоне Chaos Canyon, где также расположен один из самых высоких и сложных боулдеринговых маршрутов мира.

Томми Колдвелл (Tommy Caldwell) на 19-й веревке (сложность 8b, предпоследний участок перед Wino Tower) на маршруте "Dawn Wall" на Эль-Капитане.Фото Corey Rich
Томми Колдвелл (Tommy Caldwell) на 19-й веревке (сложность 8b, предпоследний участок перед Wino Tower) на маршруте "Dawn Wall" на Эль-Капитане.Фото Corey Rich


"Проблемы были действительно сложные" - говорит Томми - "Вы чувствуете недостаток сил, когда начинаете бороться на проблеме; но возвращаетесь к проблеме снова и снова, пробуете ей пройти каждый день ". В то время Томми проводил мощную разминку, пробовал пролезть боулдер категорией V12-V14, затем возвращался домой и висел на кампусборде. Он лазил на скалах и тренировался шесть дней в неделю, выматываясь от усталости, применяя ту же самую философию к скалолазанию как и многие другие ведущие спортсмены мира, такие как Адам Ондра и Алекс Мегос. Эта философия говорит о том, что перетренированность организма позволяет телу адаптироваться к всё большим сложным нагрузкам; так что, когда Вы, в конце концов, возьмете небольшой период отдыха, то после него сможете подойти к проекту полным сил, конечно,если Вы не травмируетесь.

Кроме того, Томми сам для себя создавал дополнительные сложности на маршруте, все для того чтобы поддерживать свою форму на высоте. Например он мог начать проходить участок маршрута не по наиболее логичной лини, а по самому сложному варианту.

За месяц до пролаза, прежде чем отправиться в Йосемити, Колдвелл усердно работал над своей выносливостью, посещая местные скалы: Wizard’s Gate и Monastery, сосредотачиваясь на ключах категории 7с+ - 8с+. также у него была и второстепенная цель: следовало сделать кожу более жесткой, для этого он регулярно поднимался по гранитным скалам.
"Проблема кожи была очень важна для нас, ведь любые порезы, растёртости, трещины могли свести на нет наши попытки на маршруте." - говорит Томми. Также для большей сопротивляемости кожи он изменил свою диету, добавив в неё много омега-3 жирных кислот и зелени, по совету своего спонсора, компании Climb On; эта диета позволяла усиливать заживление ран кожи изнутри а также увеличивала кровообращение.

Томми Колдвелл (Tommy Caldwell). Фото Becca Caldwell
Томми Колдвелл (Tommy Caldwell). Фото Becca Caldwell


Последним штрихом в своей диете для Томми стало избавление от сахара и хлебо-булочных продуктов, которые мешали восстановлению кожи и прогрессу в тренировках.
"Всё что было между мышцами - ушло. Тогда впервые в жизни я смог подтянуться на кампусборе на одном пальце" - вспоминает Томми

Конечно, все мы знаем, что в конце концов усилие двоих скалолазов увенчались грандиозным успехом; что означало, что обе философии сработали как надо. Хотя, как признается Кевин, ссылаясь на свою легендарную многодневную битву с 15-ой веревкой: "Смог бы я выжать из себя большее, если бы был в более лучшей физической форме? Вполне возможно…"

Годом спустя, в 2016, к этому маршрут пришел и знаменитый чех Адам Ондра (Adam Ondra). Это была его первая большая стена в карьере и он справился с поставленной перед собой задачей!
21 ноября 2016 года, после восьми дней штурмового восхождения Адам всписал свое имя в историю Йосемитских скал, как первый человек, прошедший самый тяжелый в мире мультипитчевый маршрут "Dawn Wall" свободным лазанием, лидируя на каждой из 31 веревке маршрута!

Интервью с Адамом после прохождения читайте в статье: АДАМ ОНДРА: МАРШРУТ "DAWN WALL" ВОЗМОЖНО ПРОЙТИ ЗА ОДИН ДЕНЬ. НО ЭТО БУДЕТ ОЧЕНЬ ТРУДНО СДЕЛАТЬ

Кевин Йоргесон (Kevin Jorgeson) и Томми Колдвелл (Tommy Caldwell) во время отдыха на маршруте "Dawn Wall" на Эль-Капитане.Фото Corey Rich
Кевин Йоргесон (Kevin Jorgeson) и Томми Колдвелл (Tommy Caldwell) во время отдыха на маршруте "Dawn Wall" на Эль-Капитане.Фото Corey Rich

Теги: Эль-Капитан, Томми Кадвелл, Tommy Caldwell, Томми Колдвелл, Tommy Caldwell, Кевин Йоргесон, Kevin Jorgeson, Маршрут "Dawn Wall", мультипитч Dawn Wall
Автор: Редакция 4sport.ua, по материалам www.climbing.com
Опубліковано в

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ