Из истории харьковского альпинизма

У меня радость: недавно Харитон Вищенко, мой старинный товарищ, передал мне в Германию, где я живу с 1997 года книгу «80 лет Харьковскому альпинизму». В моей библиотеке есть и редкие книги по альпинизму, но все же эта доставляет особенное удовольствие. Сколько знакомых лиц, имен, интересных рассказов! В надежде увидеть второе, дополненое издание, решился поделиться некоторыми воспоминаниями, вернее, отрывками из них.

Бялый Вадим
Бялый Вадим


– * * * –

Зима 1961 года, Карпаты. Поход на лыжах к Говерле, ночевки в приютах, 12-кило-метровый спуск к Рахову. Первые услышанные туристские и альпинистские песни, сделавшие меня навсегда их страстным поклонником и собирателем. А летом – тривиальный поход Теберда-Домбай-Клухор-Сухуми. Красоты Кавказа, незабываемые панорамы Домбая так поразили и пленили, что уже в начале осеннего семестра – жаль, что это уже 4-й курс! – бегом в секцию альпинизма родного Горного института.
А тут, к счастью, согласился стать нашим тренером Олег Космачёв, выдающийся альпинист-скалолаз. И в зале, и лесопарке, и в скало-лазании он неистово тренировался сам и требовал того же от нас. Не забыть его буйной золотой шевелюры, улыбки, прекрасно развитой мускулатуры – хоть лепи с него древнегреческого олимпийца..

На лыжах к Говерле. Январь 1961г. Фото из архива Вадима Бялого
На лыжах к Говерле. Январь 1961г. Фото из архива Вадима Бялого


– * * * –

Крематорий. Вернее, то, что от него осталось после войны – коробка, полуразрушенная бомбежками. В начале 60-х он был еще высотой с пятиэтажный дом и являлся прекрасным скалодромом. В иные дни желающих лазить было столько, что нужно было дожидаться очереди. Особенно интересно было смотреть, как «бегали» на разных маршрутах Виталий Тимохин, Олег Космачёв, Юра Пархоменко, Лев Иванов и другие асы, азартно соревнуясь с секундомером и друг с другом. Правда, иногда нужно было вовремя увернуться от кирпича, вывалившегося сверху из-под веревки.

– * * * –

О замечательной плеяде воспитанников альплагеря «Накра» упоминается в этой книге не раз. Что-то неуловимо-прекрасное присуще им всем. Легкость в общении, особое жизнелюбие и оптимизм, обаяние и юмор; они – душа любой компании. Общение с любым из них доставляет удовольствие и остается в памяти. Однажды осенью 63-го года Дима Симбирский, мой старший товарищ, повел меня в компанию своих «накринских» друзей. С легкой руки Юры Голуба я слыл «специалистом» по песням в секции Горного института. В этом году я узнал много хороших песен, и Дима захотел познакомить с ними своих друзей. Я, «зеленый» третье-разрядник, попал в сообщество людей совершенно иной формации – красивых, остроумных, интеллигентных и веселых, как будто на другую планету попал. На этом ярком фоне я, конечно, стушевался и не смог должным образом «показать товар лицом». Тогда сами «накринцы» тактично исправили ситуацию, и песни зазвучали уже в исполнении Игоря Нечипоренко, Володи Юферова, Сергея Кривули, Толи Калмыкова. Подпевали – Юра Мацевитый, Сеня Качер, Эмма Богдан, Леся Симбирская. Вечер удался.

– * * * –

Зимний «Алибек», начало 63-го года. Лагерь завален снегом под второй этаж. Он валит не переставая; со склонов Семенов-Баши часто сходят лавины, подсыпая лагерю снежной пыли. На склоны не выйти; участники купаются в сугробах, а по вечерам собираются в «кают-компании» - красивом деревянном здании столовой, позже – увы! – сгоревшем. Какие это были вечера! Капустники, сценки, песни, но главное, рассказы знаменитых ветеранов и лидеров советского альпинизма. Заслуженный мастер спорта Александр Сидоренко – как они устанавливали красный флаг на Эльбрусе, умудрившись обойти на подъеме и спуске немецких асов дивизии «Эдельвейс» и пройти незамеченными занятую немцами Балкарию. Неоднократный чемпион страны Лев Мышляев рассказывал о рекордных восхождениях и планах на будущее. Увы, через полгода трагедия на Чатыне оборвала жизнь его и товарищей по команде.

Столовая «Алибека» (в 1963г. сгорела). Фото из архива Вадима Бялого
Столовая «Алибека» (в 1963г. сгорела). Фото из архива Вадима Бялого


«Алибек», янв.-63. Фото из архива Вадима Бялого
«Алибек», янв.-63. Фото из архива Вадима Бялого


Утренние снежные купания. «Алибек» - 63. Фото из архива Вадима Бялого
Утренние снежные купания. «Алибек» - 63. Фото из архива Вадима Бялого


– * * * –

Альплагерь «Цей», 1963 год. С Валерием Овчаренко в одном отделении закрываем 3-й разряд, потом ходим в школе разрядников под руководством Ильи Александровича Мартынова. Смешно сейчас вспоминать, как Валера недовольно бубнил: «Нет, уж лучше гребля, там у меня уже 2-й разряд. А тут так долго и трудно упираться, пока этот второй получишь!»... Мог ли я, да и он сам, тогда подумать, что он станет замечательным альпинистом и скалолазом, тренером и организатором!

Цей. На Адай-Хох по гребню, 3А к.тр. 1963г. Фото из архива Вадима Бялого
Цей. На Адай-Хох по гребню, 3А к.тр. 1963г. Фото из архива Вадима Бялого


Цей, 1963 год. Ущелье Заромаг. Г.Щербинин, В. Овчаренко, В. Бялый, Л. Бритнева-Славинская. Фото из архива Вадима Бялого
Цей, 1963 год. Ущелье Заромаг. Г.Щербинин, В. Овчаренко, В. Бялый, Л. Бритнева-Славинская. Фото из архива Вадима Бялого


– * * * –

1967 год, зимний выезд в Домбай под руководством И. А. Мартынова. Снегопады и необычно сильные для этих мест морозы затрудняют выполнение программы. Лишь со второй попытки удается подняться на вершину Мусат-Чери. Экипировка тоже была – кто во что горазд. Запомнился, например, эпизод как Боб Городилов преодолевает скальный предвершинный участок... в пальто.

Домбай, зима 1967 года. Автор на спуске с вершины Мусат-Чери; пурга (на выходе, ночью, было - рекорд для Домбая! – минус 30). Фото из архива Вадима Бялого
Домбай, зима 1967 года. Автор на спуске с вершины Мусат-Чери; пурга (на выходе, ночью, было - рекорд для Домбая! – минус 30). Фото из архива Вадима Бялого


Домбай, зима-67.Фото из архива Вадима Бялого
Домбай, зима-67.Фото из архива Вадима Бялого


– * * * –

Богатырь Валентин Неборак, мастер альпинизма и тяжелой атлетики. К 66-му году у него уже достаточно серьезных восхождений для звания мастера спорта. По иронии судьбы, выясняется, что не хватает лишь руководства 3А к.с. В Дигории на этом восхождении (Суган-тау – пик Десяти) Слава Гребнев и я были в его группе. На горе Валю настигла очень высокая температура. Снег был глубокий и каждый шаг давался ему тяжело. Но Валя лишь приговари-вал: «Ничего, спустимся на Нахашбиту (поляна на высоте 3000 м), денек отлежусь и порядок.»

Дигория, лагерь на поляне Нахашбита, вершина Лабода. 1966 год.Фото из архива Вадима Бялого
Дигория, лагерь на поляне Нахашбита, вершина Лабода. 1966 год.Фото из архива Вадима Бялого


– * * * –

Нельзя без теплых слов вспомнить традиционные первомайские слеты на Коробовых Хуторах, три замечательных дня в лесу у реки Донец. Туристы и альпинисты со всех концов Союза встречались здесь, проводили соревнования, вечера у костров и – как без них! – песни под аккомпанемент соловьиных трелей.

1-е мая 1962г. Трёхдневный традиционный тур.-альп. слёт на реке Донец, Коробовы Хутора. Фото из архива Вадима Бялого
1-е мая 1962г. Трёхдневный традиционный тур.-альп. слёт на реке Донец, Коробовы Хутора. Фото из архива Вадима Бялого


– * * * –

1970 год, альплагерь «Цей». Я – дежурный инструктор по лагерю. Знаю, что сегодня должна прибыть на работу новый инструктор – москвичка Эльвира Шатаева. Как же неожиданно и приятно было увидеть поднимающуюся по дороге к лагерю красивую женскую фигурку в белоснежных брюках и таком же свитере-водолазке, с чемоданом в руке вместо привычного абалаковского рюкзака (вероятно, чтобы не мялась одежда)! Спортивная, подтянутая, целеустремленная, она и в лагере, и даже на восхождении, всегда выглядела элегантно и женственно. В день торжественной встречи группы Юры Григоренко-Пригоды, вернувшейся с первопрохождения Чанчахи-Хох (6 к.с., II место по Союзу. В.Бахтигозин, Ю.Болижевский, В.Шумихин стали мастерами спорта), Эля была дежурной по лагерю и, конечно же, «во всем белом». За несколько лет она стала одной из ведущих альпинисток страны. Новогодние открытки всегда заканчивала словами: «Здоровья и счастья, счастья и здоровья!»

Нач.уч. «Цея» Э. Греков поздравляет победителей Чанчахи-Хох:  В. Бахтигозин, Ю. Болижевский, В. Шумихин, Ю. Григоренко-Пригода.  Дежурная по лагерю Э. Шатаева. Фото из архива Вадима Бялого
Нач.уч. «Цея» Э. Греков поздравляет победителей Чанчахи-Хох: В. Бахтигозин, Ю. Болижевский, В. Шумихин, Ю. Григоренко-Пригода. Дежурная по лагерю Э. Шатаева. Фото из архива Вадима Бялого


Спустя десять лет, на склонах пика Ленина я поклонился ей и подругам по команде, погибшим на вершине в небывалый буран.

– * * * –

О Юрии Ивановиче Григоренко-Пригоде уже много сказано и написано. Но можно вспоминать еще очень много. Вот несколько зарисовок, дополняющих его портрет.

Лето 1973 года. После суперсложного первопрохождения на пик Коммунизма по Южной стене Юру доставляют в больницу с обморожением рук и ног и двусторонним воспалением легких. Многочисленные ампутации на фалангах пальцев ног. Однако вскоре мы уже видим его в спортзале «Авангарда». После тренировки в раздевалке Юра снимает кеды и я вижу влажные красные бинты, которые он сматывает с еще не заживших пальцев...

Ягноб, 1980 год. Юра выходит на восхождение 6 к.с. в «двойке» с Владом Пилипенко, невзирая на боль из-за огромного нарыва под рукой. При этом маршрут пройден в быстром темпе.

Пик Ленина, тот же 80-й год. Первая группа во главе с Пригодой уже спустилась в базовый лагерь, а второй группы очень долго нет; связь не устанавливается. Все очень обеспокоены, нервы на пределе. А Юра спокойно разговаривает, даже хохмит и рассказывает анекдоты. И только когда он увидел показавшегося на тропе Сашу Толстоусого, кинулся к нему и, узнав, что группа приближается, стал тискать его в объятиях, мы поняли, какого самообладания и выдержки стоили ему эти часы ожидания. Таким был наш Пригода, несравненый и скромный.

– * * * –

Замечательна плеяда альпинистов старшего поколения, наши начучи, командиры отрядов, руководители школ инструкторов и сборов разрядников: А. Балабанов и В. Овчаров, П. Захаров и Р. Терро, Д. Мацкевич и А. Ильвовский – всех не перечислить. При общении с ними мы открывали настоящие «острова сокровищ» - таких разных, непохожих, но интересных людей.

Илья Александрович Мартынов, мастер альпинизма старой школы, строгий и требо-вательный. В то же время, он замечательный знаток и автор современных методик, интерес-нейший собеседник. В 63-м году, трясясь в грузовике рядом с ним по дороге из Цея к Орджоникидзе, мы беседовали с ним о поэзии, поклонниками которой были оба. Я наивно считал себя почти знатоком, но Илья Александрович открыл столько новых для меня, неизвестных еще тогда широкому кругу читателей, поэтических имен! Ахматова и Гумилёв, Мандельштам и Цветаева, Заболоцкий… Их тогда не печатали, но он уже был знаком с их творчеством. Во время моей службы в армии Илья Александрович находил время для пере-писки, рассказывая об альпинистской жизни Харькова.

Илья Александрович Мартынов. Баксан – 62г. (редкое фото). Фото из архива Вадима Бялого
Илья Александрович Мартынов. Баксан – 62г. (редкое фото). Фото из архива Вадима Бялого


Альплагерь «Эльбрус», 1969 год. Е. Орлов, К. Баров, Н. Галкин, Василий Борушко, Л. Фарбер Перекур у инструкторского дома. Фото из архива Вадима Бялого
Альплагерь «Эльбрус», 1969 год. Е. Орлов, К. Баров, Н. Галкин, Василий Борушко, Л. Фарбер Перекур у инструкторского дома. Фото из архива Вадима Бялого


«Баровцы» С. Бершов, Э. Светлицкий, Т. Дудник, А. Ельков, Л. Смолинская, Е. Орлов на «шахтерских» ночевках под ледником Кашка-Таш. 1969 год. Фото из архива Вадима Бялого
«Баровцы» С. Бершов, Э. Светлицкий, Т. Дудник, А. Ельков, Л. Смолинская, Е. Орлов на «шахтерских» ночевках под ледником Кашка-Таш. 1969 год. Фото из архива Вадима Бялого


О Кирилле Александровиче Барове также рассказано немало. Мне тоже посчастливилось быть в его школе инструкторов в 68 – 69 годах. Лекции его были интересными, курс их тщательно подготовлен. Будучи человеком энергичным, даже порывистым, он по ходу занятий частенько употреблял необычные обороты, а то и грешил оговорками. Они «освежали» занятия, и спустя годы вспоминаются с веселой улыбкой. Вот некоторые из Баровских перлов:

... будь ты мастер-перемастер, опытный-переопытный...
Инструктор должен продумать всё, вплоть до козырька своей фуражки.
... несмотря на крючья, титаны-перетитаны...
... пойдете на маршруты 7-й, 8-й категории и т.д.
Подручные средства должны быть достоянием каждого.
Ну, я утрирую, однако это так!
Это вам правило из исключений.
... ищет зацепки, как играет на пианино. Бог с ним, с пианином!
... возникает широкая любовь в таком виде, как скалолазание.

... чтобы отдохнуть мышцам головы...

– * * * –

На этой веселой ноте я и завершаю свои воспоминания...

Теги: альпинизм, альпинисты Украины, харьковские альпинисты, история украинского альпинизма, харьковский альпинизм
Автор: Вадим Бялый, http://alpclub.com.ua/
Опубліковано в альпінізм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ