Будущее Монблана как популярного объекта альпинизма

Хижина Гутэ  (Refuge de l
Хижина Гутэ (Refuge de l'Aiguille du Goûter - 3835 м) на Монблане во второй половине дня. Фото Ben Tibbetts


Недавно мы сообщали о вводе ограничений для альпинистов, собирающихся совершать восхождения на вершину высочайшей горы Альп - Монблан.
Сперва такой уникальный запрет был введен сроком на 8 дней а позже продлен до 1 августа.
Подробней об этом Вы можете прочитать в статье: ВОСХОЖДЕНИЕ НА МОНБЛАН ПО СТАНДАРТНОМУ МАРШРУТУ ВРЕМЕННО ЗАКРЫТО ДЛЯ АЛЬПИНИСТОВ

К такому не популярному шагу власти региона пришли с целью обеспечения безопасности на стандартном маршруте и снижения "человекопотока" через высокогорную хижину Гутэ (Refuge de l'Aiguille du Goûter - 3835 м).

Мы задали несколько вопросов мэру города Сен-Жерве-ле-Бэн (где как раз и базируется служба спасателей а также в чьем "ведомстве" находится французская сторона горы Монблан), Жан-Марку Пейлексу (Jean-Marc Peillex)

Господин Плейлекс, расскажите пожалуйста о причинах, которые привели к этому недавнему регулируемому доступу к Монблану

Год от года вершина Монблана штурмуется многими альпинистами, а также и псевдо-альпинистами, чье отношение к горам да и сама практика неуважительного отношения к природной среде идут в разрез к основным правилам безопасности, законам и нормам, утвержденными нашим государством.

Такие альпинисты не соблюдают требования и к проживанию в высокогорных хижинах, а конкретно к квоте, введенной для борьбы с переполненностью; соответственно, зачастую количество людей, находящихся в горной хижине значительно превышает допустимое количество мест.
Так в хижине Гутэ, по правилам, могут размещаться не более 120 человек; эта хижина рассматривается как «ERP» («Établissements Recevant du Public» - учреждение, предназначенное для общественных целей с максимальным уровнем занятости, как например школы, театры и т.д.

Как правило, доступ к горной хижине не регулировался, поскольку сегодня Франция воздерживается от строгого контроля или наказания подобных правонарушителей на том основании, что "горы это территория свободы".

Недавно Вы заявили о вероятной возможности вообще закрыть горную хижину Гутэ - что Вас подтолкнуло к подобному решению?

По сути это единственное "оружие" которое у меня есть, поскольку я единственный человек, на котором лежит контроль за безопасностью во всей коммуне, включая высокогорные хижины на её территории.
Государство уполномочило меня обеспечить соблюдение безопасности, особенно после аварийных эпизодов в кулуаре Гутэ.
Я не смог изобрести ничего более эффективного, чем регулирование доступа к горной хижине, и я использую это "оружие" как угрозу.

Считаете ли Вы, что реконструкция старого убежища Гутэ (с помощью гидов Сен-Жерве) уменьшит или увеличит нагрузку на хижину / маршрут восхождения?

Эта проблема не имеет ничего общего со статистикой восхождения. В самом начале строительства новой горной хижины Гутэ, префект (представитель государства во французском департаменте) того времени, Жан-Франсуа Каренко (Jean-François Carenco) и я установили максимальную пропускную способность новой хижины в пределах 140 человек (для борьбы с переполненностью).
По финансовым причинам Французский Клуб Альпинистов (FFCAM), который по сути и построил эту новую хижину на земле коммуны в рамках административной аренды, решил сократить максимальное число до 120.
Поэтому мы сейчас работаем в границах ниже максимальной нагрузки. Реконструкция старой хижины не избавит нас от переполненности Монблана, а лишь даст возможность альпинистам переночевать перед восхождением в более комфортных условиях.

Но есть также и такие альпинисты, которые поднимаются по стандартному маршруту без ночевки в хижине, они совершают восхождение за один день. Как быть с ними?

Безусловно, требование об обязательной брони места в горной хижине Гутэ касается тех альпинистов, которые совершают восхождение с ночевкой перед штурмом. Те же альпинисты, которые могут взойти и спуститься в течение одного дня, без ночевки в хижине, не подпадают под новые ограничения

Такое ощущение что Монблан стал сегодня и одновременно и благословением и проклятием для коммуны Сен-Жерве. Горный туризм помогает экономике, но при этом возрастает проблема загрязненности окружающей среды а также повышаются аварийные случаи в горах, что лишь усугубляет репутацию. Как можно найти баланс между допустимой численностью туристов и здоровой окружающей среде и, насколько это возможно, обеспечить безопасность?

Прежде всего Монблан это благо для нашей коммуны, это образец чистоты, усилий и вознаграждений - это все прекрасный жизненный опыт. Но сегодня использование этого опыта отражает совершенно другой образ жизни.
К сожалению, коммуна Сен-Жерве не контролирует альпинистскую деятельность на Монблане, это процесс в основном контролируется из Шамони или через туристические агентства.
Сен-Жерве страдает и лишь наблюдает, как толпы альпинистов, приходящих из долины Шамони проходят через канатную дорогу Les Houches (75% альпинистов поднимаются по стандартному маршруту через Сен-Жерве, и 75% из этих альпинистов приходят из долины Шамони).
Сен-Жерве поддерживает туризм всеми силами, ставя под риск проблему загрязнения окружающей среды (долину Шамони посещают около 100 000 туристов в год).
Сегодня доступ по долине для туристов не регулируется.

Считаете ли Вы, что необходимо ввести систему разрешений (пермитов) для восхождения на Монблан? Не будет ли она противоречить этике европейского альпинизма?

На всех важных туристических объектах в мире существуют квоты на посещение (североамериканские национальные парки, Непал, Килиманджаро, Эверест ... ущелья Ардеш, Кассиса). Можно вспомнить даже самолеты, музеи ... почему туристический маршрут должне быть постоянно переполнен, и кто виноват в этом?

В минувшем году для альпинистов, совершающих восхождение на Монблан, были введены требования, касательно минимального набора снаряжения. Было ли успешно такое решение? Кажется что выполнение этого требования довольно сложно контролировать.
Существуют ли вообще решения переполненности маршрута восхождения на Монблан в плане долгосрочной перспективы?
К примеру в прессе упоминались такие решения как дополнительный маршрут или Виа-Феррата.


Безусловно, без вмешательства государства и соответственно принятия соответствующих законов на государственном уровне, на которые уже будут опираться жандармы с целью регулирования и контроля за выполнением ограничений, всё это работать не будет.
Но, по крайней мере, это напоминание о том, что бы Вы не поднимались на Монблан в шортах и кроссовках.
В минувшем году подобные горовосходители из числа трейраннеров погибли при восхождении; никто, включая жандармов, не препятствовал им в восхождении... и они убили себя. Это ужасно.
Они погибли, но, к сожалению, они не единственные, кто практикует подобные восхождения.

С таким смыслом долину Шамони можно было бы назвать "Долиной смерти" и даже внести соответствующую классификацию в ЮНЕСКО?
Ранее Вы критиковали предложение о том, чтобы массив Монблан был объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но по какой причине? Сейчас Вы не передумали?


Это прекрасный вопрос, который Вам нужно задать тем, у которых нет никаких сомнений по всем спорным моментам Монблана. Думаю ли я также как и раньше? Да, награда это замечательно, но только если Вы её заслуживаете.
Сегодня, если мы не будем ограничивать восхождения на наши горы, если не будем контролировать нагрузку на окружающую среду мы не будем заслуживать ни признания ни вознаграждения.
Хуже того, это был бы еще один "плюс" в копилку желания тех людей, которые хотят придти в горы, но которые совершенно не уважительно к ним относятся...
Но, вполне возможно, признание ЮНЕСКО хотят те, кто живет бизнесом с Монблана.

В минувшем году были весьма напряженные отношения между властями Шамони и Сен-Жерве по поводу Монблана. Работаете ли Вы вместе, чтобы решить те проблемы, которые затрагивают обе общины?

К сожалению, те ценности, которые мы защищаем, не одинаковы.... Основной вопрос заключается в следующем: что мы собираемся оставить для будущих поколений?

Существует ли приграничное сотрудничество между тремя заинтересованными странами массива Монблан?

Существует псевдо-сотрудничество, в которых и без того редкие собрания, по сути бесполезны. Это карикатура на то, что мы называем во Франции "langue de bois" (вешать лапшу на уши).


Теги: Монблан, горы, альпинизм, Jean-Marc Peillex, Mont Blanc, Жан-Марк Пейлекс.
Автор: Редакция 4sport.ua, по материалам www.ukclimbing.com/
Опубліковано в

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ