Даты: 12.06.2017 г. – 14.06.2017 г.
* Приставка "не" принята из-за того, что все спаслись самостоятельно
** всё трактуется со стороны одной из групп спасателей-добровольцев и описываются события, мысли и ситуации, которые случились именно с этой группой. Выводы которые делались относительно других событий, людей и ситуаций могут быть субъективными, хотя в описании событий буду пытаться соблюсти максимального объективизма.
*** кроме того детальное описание подготовки к выезду и выводы в конце могут быть полезными кому-то в будущем
* Приставка "не" принята из-за того, что все спаслись самостоятельно
** всё трактуется со стороны одной из групп спасателей-добровольцев и описываются события, мысли и ситуации, которые случились именно с этой группой. Выводы которые делались относительно других событий, людей и ситуаций могут быть субъективными, хотя в описании событий буду пытаться соблюсти максимального объективизма.
*** кроме того детальное описание подготовки к выезду и выводы в конце могут быть полезными кому-то в будущем
Хронику спасательных работ Вы можете прочитать в статье: В КАРПАТАХ ПРИ ВОСХОЖДЕНИИ НА ГОРУ ПОП-ИВАН МАРМАРОШСКИЙ СО СНЕЖНОГО КАРНИЗА СОРВАЛАСЬ ТУРИСТКА
НАЧАЛО
17:33 - во время прогулки с маламутом Джамбо в окрестностях кемпинга "Белый Бизон" на Днестре получаю звонок от Бучко Василия, который в общих чертах рассказывает о ситуации которая сложилась и о том в какую беду в которую попал Чуб Саша с девушками (Чуба знаю хорошо, девушек нет) и спрашивает можем ли мы поехать на помощь, есть ли в Карпатах кто-то из наших и так далее ... Мыслей ехать или не ехать не было, потому что описание ситуации звучало серьезно. Надо было решать как это все организовать и кого и что брать.
СБОРЫ
На тот момент Плишко Андрей находился в кемпе "Белый Слон" на Черном Черемоше и там же было все снаряжение, которое нужно для проведения поисково-спасательных работ, а двое наших инструкторов - в маршрутке в Ивано-Франковск - они возвращались в Тернополь с уикэндовых туров в горах - Козак Ростислав и Чистый Влад.
Звонок к Андрею и Ростику и команда сформирована - условно назовем нашу группу "TURE"
Коротко обсуждаем основные моменты по нужному снаряжению и составляем такой список:
- Альпспоряга - кошки, ледорубы, веревки - 2 бухты по 50 м, карабины-системы-спусковые и даже 4 ледобура на всякий случай (потому что есть ощущение, что придется спускаться вниз и одной веревки может не хватить)
- Скитуровская снаряга - лыжи, палки, камуса, ботинки, шлемы. Связь - рации, телефоны, павербанки
- Лагерное снаряжение - палатку, спальники, коврики, горелки, горючее, котелок
- Лавинные комплекты - бипера, зонды, лопаты
- Питание - на два дня автономного пребывания в горах
- Медицина - "большая" аптечка с кемпа, которую дополняем мощными обезболивающими, гормональным препаратом и адреналином - это все ребята должны докупить в Франковске.
На Белом Слоне начинается подготовка и отбор снаряжения, ребята в Франковске бегут перекусы и закупаются некоторыми продуктами и медикаментами, а я бегу к авто, потому что нахожусь в 2 километрах от кемпа.
По дороге звоню Жене и выясняю ситуацию у неё, а также звоню к Тарасу Бринде - спасателю с горы Поп Иван Черногорский - по моему мнению, сейчас это наиболее дееспособное, экипированное и мотивированное подразделение спасательной службы в горах. Кроме того хорошо знаю ребят, поэтому с ними сработаться будет легче.
Тарас о ситуации уже слышал, но так как это Закарпатье, то там задействованы спасатели из этого региона.
Услышав о нашей идее ехать - сразу соглашается присоединиться к нам и выясняет о свободных местах в машине. Решаем, что вчетвером втиснемся, поэтому на него оставляем два места - больше людей - эффективней работа.
В это время звонит Василий Бучко и сообщает, что еще двое ребят из Яремче - Богдан Фаштрига и Петр Полковников согласились, собираются и готовятся к выезду. Ребята опытные, поэтому это радует - будет легче и приедут туда они раньше. Условно назовем их группу "Яремче". Контактируемся с ребятами, договариваемся о взаимодействии, связь, путь движения и т.д.
Вернувшись домой - первым делом ставлю на зарядку телефон и павербанк - связь ближайшие часы-дни может быть критически нужна, поэтому нужно быть готовым, отбираю одежду и снаряжение для пребывания в горах и холодной ночевки, пакую перекус и термосы горячей воды.
ДОРОГА
18:45 - отправляюсь в Франковск за ребятами. Навигатор показывает более 200 км заснеженной и скользкой дороги к Деловому, поэтому ехать будем где-то 5-6 часов.
По дороге звонит Тарас Бринда и сообщает, что они выезжают большей группой (Тарас Бринда и Назар Рим с ПРВ "Явирнык" и Василий Тяско и Николай Парий с ПРВ "Ворохта") на своем авто - условно назовем эту группу "Черногора", поэтому планируем встречу уже в горах, договариваемся об обмене частотами для раций.
Группа "Яремче" сбрасывает SMS с их частотами, забиваем их себе и перебрасываем их группе "Черногора" для коммуникации в горах, потому что мобильное покрытие там появляется не везде.
19:45 - встречаю Ростика и Влда и уже втроем едем в Татаров - на встречу с Андреем, который должен был привезти все снаряжение из Белого Слона.
22:00 - встреча в Татарове, перепаковываем снаряжение из микроавтобуса в авто и уже вчетвером едем дальше.
По дороге рассматриваем карту района и думаем что там и как лучше делать. Приходит мысль, что есть смысл подниматься в район происшествия из долины Богдана по потоку Квасный.
Ведь если с Чубом что-то случилось, то скорее всего он будет двигаться с Ивоной долиной того потока, а не лезть обратно на хребет.
Поэтому такая схема нашего движения может ускорить встречу, кроме того на тот момент уже понятно, что на полонине Лисьей вместе с ребятами из Яремче (2 чел) поднимаются спасатели из Рахова (6 чел), а где-то за нами едут спасатели из Попа Ивана Черногорского и Ворохты (4 чел).
Звоню Саше Бурсанову, чтобы выяснить ситуацию с дорогой в долине Квасного, а также пересылаю ему SMS, что получил от Василия Бучко, с координатами точки срыва Ивоны - чтобы он сопоставил это с картой и рассказал мне что там и как, потому что мобильной связи в дороге нет и не удается загрузить карту с mapsme.
Проговорив идею с движением долиной Квасного со спасателями, отвергаем ее, в верхней зоне там очень затруднено движение из-за буреломов. Поэтому решаем, что лучше подниматься через Лисью и уже оттуда спускаться в цирк Поп Ивана Марморошского.
Хотя как будет потом отмечено в выводах - возможно такая идея и не была безосновательной, ведь Саша и Ивона пошли именно туда, а если бы у них не было возможности подниматься на хребет, то они бы продолжили движение руслом, а мы бы искали их в цирках Поп Ивана Марморошского.
При наличии Единого Центра Координирования Операции (ЕЦКО) - кто-то опытный, в спокойной обстановке мог бы собирать и анализировать всю поступающую информацию и принимать более верные решения, давать указания спасательным группам, пострадавшим и т.д .. Но о ЕЦКО чуть позже - в выводах. Вернемся к событиям.
Группа "Яремче" сообщает, что они уже на маршруте вместе с закарпатскими спасателями и советуют нам ехать машиной повыше - к месту, где спасатели оставили свою L200
В Деловое заезжаем около часа ночи и возвращаем в долину потока Белый, едем центральной дороге села и едва не падаем в провал - оказывается дорогу здесь смыло и проезда нет. В прошлом году она еще была, никакой маркировки перед обрывом также нет. Возвращаем назад и ищем объезд через улицы и холмы. Дорога становится крайне плохой, огромные ямы, снег и вода, хорошо что мы на L200 - прорываемся.
5 км джипинга долиной потока Белый. Сила водной стихии здесь чувствуется на каждом шагу - дорога разрушена. Ночная езда в таком месте придает особый мистицизм и драматизм: долина узкая, река шумная, мысли о людях в горах не радужные.
Ночная прогулка
1:30 - мы на месте - у машины спасателей. Перепаковываемся, ужинаем впопыхах (а может завтракаем) и едем в горы.
В авто оставляем кошки и ледорубы для ребят из Попивана Черногорского, потому что у них не у всех есть это дело.
Снега мало, поэтому идем пешком, а лыжи несем на себе. Рюкзаки вышли неплохими по весу, хорошо, что хоть палатку оставили, а в случае необходимости поднимем её позже (если операция затянется на несколько дней), а сейчас стоит побыстрее попасть на гору.
Периодически выходим на мобильную связь с группой "Яремче" и от них узнаем, что они уже в колыбе и встретили Женю, у нее все хорошо.
Это радует, хотя бы эта ситуация разрешилась - девушка в безопасности. Сначала ребята из группы "Яремче" планировали ждать нас и затем совместно делать выход на гору, но со временем передали информацию, что отправляются с Женей на гору, а спасатели из Ясеней остаются в колыбе (потому что не имеют соответствующего снаряжения).
Добавляем темпа, насколько это позволяет стремительный подъем короткой тропы на Лисью.
Со временем снега становится больше и мы становимся на лыжи, мобильная связь исчезает и переходим на рацию для коммутации с ребятами. У них все хорошо, погода переменчивая, идут собачьими следами.
Около 4:20 снова выходим на связь с группой "Яремче". Ребята нашли собаку и с ней спускаются в хижину. Договариваемся о встрече там. К хижине еще около часа движения.
FINITO LA COMMEDIA
Около 5:20 в районе нижней хижины получаем сообщение от ребят, что они в колыбе и самое главное, что Чуб и Ивона тоже пришли в хижину и у них все хорошо.
Фух, аж отлегло ... можно расслабиться, сразу захотелось есть и спать
Где-то в 5:30 уже обнимаемся с неспасёнными, радуемся, шутим, общаемся и дремлем.
Люди и лица меняются как в калейдоскопе.
Спасатели из Ясиня идут вниз, на их место приходят спасатели с Попивана - группа "Черногора", ребята хорошо экипированные, с бипером, альпснаряжением, палаткой и спальниками. Это радует.
Продолжаем общаться, дремать, пить чай и шутить.
Виновники торжества понемногу пакуются и с группой "Яремче" отправляются вниз, через часик отправляется группа "Черногора", а мы решаем досыпать до рассвета, а потом возможно еще в горы сходить - катнуть.
Спим до десяти утра, потом смотрим на плохую погоду и ветер, вспоминаем о "плохом" снеге, завтракаем и катим на лыжах вниз.
Приключение закончилась и хорошо, что закончилось хорошо.
ВЫВОДЫ
об ошибках участников
Много об этом пишут наблюдатели из-за монитора, об этом много писали и участники событий. Поэтому и я что-то вспомню об ошибках:
- Ходить таким хребтом без видимости - этого следует избегать, если есть такая возможность. Но бывают ситуации, когда так приходится делать - тогда навигация, голова на плечах, понимание местности, интуиция и т.д. должны работать на полную.
- От карнизов надо держаться подальше и здесь не о 2 или 3 метрах идет речь. Идет речь "подальше" насколько это возможно. В том месте от карнизов можно было держаться подальше - правый склон по ходу движения на подъем это в принципе позволяет (главное его сильно не резать)
- По прыжкам в пропасть - стоит такого избегать и спускаться к месту происшествия максимально безопасно - чтобы не увеличивать количество травмированных и т.д. Ну чтобы делал кто-то другой в той ситуации сказать трудно. Возможно именно тогда и в той ситуации это было верно - потому что в лавине задыхаются довольно быстро и Ивону надо было спасать. Если прыгать, то следует видеть куда, видеть выкат склона под собой и т.д. - чтобы понимать вероятность травмирования. Стоит ехать по склону хотя бы с палками (тормозить ними) - тогда скорость будет меньше, а расстояние проезда короче.
- Не полный комплект снаряжения для того района. Кошки и ледоруб (или хотя бы кошки) в Марморосах лишними не будут. Особенно в последние годы - из-за постоянных изменений погоды. Тогда с палками и в кошках можно было бы теоретически безопаснее спустился к Ивоне. Следует иметь рации на такие выходы (особенно если он не очень длительный и вес рюкзака не является критическим).
В таком случае вы бы легко связались с Женей с того цирка и все бы закончилось быстро (тот цирк начавшийся после того :-))
Правда тогда никто бы той замечательной ночью не мчался в горы и не гулял ними, не было бы таких душевных встреч и знакомств в хижине. Хотя это все (гулять, встречаться и знакомиться) следует при других обстоятельствах - Комплектация команды - две девушки на одного парня - это немного не гут для зимних гор. Если бы там был еще один хлопец - всем было бы спокойнее, особенно Жене, которая осталась на хребте.
И не забывайте, критики и любители всем и все запретить - в горах всегда есть определенные риски, в зимних горах их еще больше, поэтому какое-то происшествие может случиться с каждым, главное чтобы была голова на плечах и здоровье выбраться из беды и чтобы были люди, которые готовы прийти на помощь. В этой ситуации и того и другого хватало.
А чтобы эти люди были профессиональными и лучше экиперованными - читаем вторую часть выводов.
Немного конструктивной критики нашей спасательной службы
* Это не попытка оскорбить ребят которые там работают фактически на энтузиазме, с мизерным финансированием и отсутствующим снаряжением пытаются кого-то спасать. Это попытка достучаться до кого-то, кто принимает какие-то решения и должен понять, что нужно что-то менять.
** На правах участника событий, а также посетителя многих учебных курсов в спасательных службах Чехии, Словакии и Польши и многолетнего путешественника зимними горами.
Построим выводы по принципу "как должны быть", но, к сожалению, так не было:
- При возникновении такой ситуации сразу должен был создаться центр координации (профессиональный человек или два в удобном месте с удобными средствами связи, картами местности, знанием местности и т.д.). Они бы контактировали со всеми группами (спасателей и волонтеров), с Женей на горе (чтобы к ней не звонили все группы и не собирали информацию для действий, тем самым разряжая телефон), с масс-медиа - чтобы не писали глупостей и т.д ., рассуждали бы над картой и по схеме поисков, координировали доставку снаряжения и прочее. К сожалению этого не было. Спасатели Ясини не знали о спасателях с Попивана Черногорского, а о волонтерах они не знали и подавно.
- Первыми в район поисков должны были добраться люди с минимальным набором снаряжения (легкие рюкзаки - быстрая ходьба) - личное снаряжение-одежда, минимальное питание, спец-снаряжения (альпинизм, лавинка), медицина, а уже питания на 2-3 дня, палатки, спальники и т.п. можно было бы подтянуть позже - другими группами. И из-за отсутствия координации - каждая группа тянула полный комплект тем самым оттягивая время прибытия на место на час-два.
- Спасатели должны быть экипированы должным образом в зависимости от сезона, локации и ситуации трагедии. Здесь идет речь, прежде всего, о государственных спасателях. Группа из Ясини прибыла на место одной из первых, но при этом у них не было альпснаряжения и лавинного комплекта. В том районе и в той ситуации без этого снаряжения нечего делать - только подвергать себя опасности. И даже утром они не смогли безопасно попасть в зону действия. Это скорее выглядело на попытку выполнить приказ руководства - выйти на поиски, а там будь что будет. Как планировалось их ночевка и отдых, питание - если бы поиски затянулись? Эти вопросы также остаются открытыми.
На их фоне выгодно отличались спасатели с Попивана Черногорского - надлежащая экипировка (лавинка, альпснаряга), рюкзаки с едой, спальники, палатки. Такая группа смогла бы долго, эффективно и безопасно действовать в тех условиях. Поэтому положительные изменения есть - их следует масштабировать на всю службу. Две группы волонтеров-спасателей были экипированы должным образом и даже с запасом. - Профессиональные спасатели, которые находятся на 40 км ближе к событию и получают информацию о происшествии на 2 часа раньше должны прибывать на место раньше волонтеров. К сожалению, этого не произошло.
На место происшествия прибыло 10 государственных спасателей (2 группы), но к сожалению ни у одной из них я не заметил какого-то специального девайса для транспортировки сильно травмированного человека (санки, Акия и т.д.).
Думаю, что после падения с карнизом переломы могли быть, и 10 км к автомобилям человека пришлось бы как-то транспортировать.
Возможно эти вещи должны были поднести следующие отряды, если такие были и если они действительно знали, что надо тянуть что-то для транспортировки.
(О самодельных варианты не говорим, конечно что-то крутили бы с лыж и веревок, которые у нас были).
Все эти шаги не требуют масштабного финансирования, вертолетов в каждом районном центре, снегоходов в каждом селе и т.д. Немного работы головой, немного денег и желания и работа спасательной службы станет более эффективной, интересной, мотивированной, престижной.
В подтверждение выводов - еще несколько наблюдений от участников событий (взято с их отчетов)
Евгения Серая
участница событий - девушка, оставшаяся на хребте- Звонила на 101, потому что спасательная служба сказала, что без зарегистрированного звонка на 101, поисково-спасательные работе не начинаются. Это был настоящий адок. Потому что на другом конце трубки человек просто не понимала меня, потому что человек не «в теме» и ни разу в своей жизни не слышала названий наших горных вершин, долин и т.д. Но выслушав меня, переспрашивая много раз, диспетчер сказал, что это у меня Раховский, а я попала в Тячевский и это не к ним.
- Во время каждого сеанса связи со спасателями они говорили «выезжаем». Каждый раз. Конкретики я не имела. И это самое неправильное, что в 16:30, что в 17:18, каждый раз я слышала, что "мы уже выезжаем" и "ждите на месте".
Я понимаю, что они так говорили, чтобы успокоить меня морально. И чтобы я не заблудилась сильнее. Но это как раз был не тот случай.
Если бы я сразу понимала, что ближайшие 5 часов они не прибудут на место (именно столько я могла продержаться на хребте в эту погоду, по моим оценкам) и именно за столько можно было прибыть по моему подсчету. Не ранее. Я бы начинала спуск сразу, до заката. И он бы не был таким невозможным. - В 0:40 пришли Петр и Богдан. Пришли первыми. Они не были работниками спасательной службы, узнали о ситуации на 2 часа позже, выехали из Яремче и были у меня первыми. Со снаряжением.
- 1:50 пришла группа Павла (спасательная служба). 5 человек. Почему-то без снаряжения (альп). До рассвета выходить они не планировали.
- Еще хотелось бы написать о горной спасательной службе. О том, что она реально держится только на фанатах этого дела. Но, как механизм старых ржавых часов - движется, но разваливается и с опозданием. Как в любой другой гос структуре (к сожалению), им нужна реформа, нужен опыт соседей, да и детальки, конечно. Техника и оборудование.
Это счастье, что все из нас в результате выбрались самостоятельно, хотя и наделали такого переполоха. Но далеко не каждый человек имеет друзей-знакомых, готовых самостоятельно развернуть такую операцию. Спасибо.
Богдан Фаштрига
участник событий - парень из группы "Яремче"
В центре села встречаем шесть Ясинянских спасателей, едем с ними пока можем, и идем пешком долиной Белого к горной короткой дорожке.
Когда обсуждаем наличие снаряжения, диалог где такой:
Мы: что у вас есть?
Спасатели: есть щуп, кусок веревки, одни снегоступы. Навигации нету. Есть рации и сигнальные ракеты.
Мы: есть веревки, система, карабины / восьмерки, кошки, снегоступы, лавинка, ледоруб. У каждого.
Ребята мотивированы, но очень устали, потому что это месяц непрерывных поисковых работ. - Звонила на 101, потому что спасательная служба сказала, что без зарегистрированного звонка на 101, поисково-спасательные работе не начинаются. Это был настоящий адок. Потому что на другом конце трубки человек просто не понимала меня, потому что человек не «в теме» и ни разу в своей жизни не слышала названий наших горных вершин, долин и т.д. Но выслушав меня, переспрашивая много раз, диспетчер сказал, что это у меня Раховский, а я попала в Тячевский и это не к ним.