Евгения Казбекова о старых проектах, уверенности в себе, тренировках и скалах.

Накануне финалов в Цехе, где она выиграла в непростой борьбе, мы пообщались с Женей о старых проектах, уверенности в себе, тренировках и скалах.

Расскажи немного о себе, как о скалолазке, и о последнем годе?

Я занимаюсь скалолазанием с самого детства. Я, в принципе, не помню года, когда пришла на скалолазание, потому что родители притащили меня на стенд, когда мне было пару месяцев. Я выросла в этой атмосфере. Родители говорят, что где-то в 8 лет я сказала, что хочу серьезно заниматься скалолазанием и начала тренироваться. А сама я не помню. Сколько себя помню, я лажу.

За последний год у меня получился небольшой прорыв. Результаты стали лучше и на международных стартах, и на скалах. Наверно, толчок дало то, что на скалах получился прорыв, и это дало больше уверенности в себе, от этого все остальное сложилось.



То есть, именно психологический аспект сыграл свою роль?

Да. Я вообще считаю, что это чуть ли не самое важное в соревновательном скалолазании. Каким бы ты сильным не был, если ты не умеешь справляться с собой, не умеешь правильно настраиваться, быть уверенным в себе, сосредотачиваться, то твоя сила тебе никак не поможет. Я лично прочувствовала, что с уверенностью в себе можно просто покорять горы. Неважно быть самым сильным, важно быть уверенным в том, что ты можешь.



Как достигать этого состояния? Оно ведь не только в соревнованиях играет роль, но и по жизни?

На самом деле, нет предела совершенству. Нет, наверно, такого, что ты можешь сказать: “Все, ну теперь я уверен в себе на все 100% и все вообще классно!” Есть какие-то спады и падения, проигрыши, которые тебя отодвигают или, наоборот, приближают. И в какие-то моменты тебе кажется, что ты ловишь эти ощущения. А в другой момент тебе кажется, что все - катастрофа, и лазить ты забыл как, и, вообще, непонятно, что с этим делать.

Чем больше выступаешь, тем легче становится. Но изначально нужно просто верить в себя. То есть, не ждать от себя каких-то нереальных высот, а знать, насколько поработал, и быть уверенным, что ты сделал все, что мог к этому моменту. Корить себя на соревнованиях уже нет смысла, что ты где-то недоработал, что-то не сделал. У тебя есть то, что есть, и с этим нужно работать.

На самом деле, как приобрести уверенность в себе, вопрос еще глубоко открытый, потому что я считаю, что это один из главных проблематичных аспектов в моей карьере.



Ты применяешь какие-то методики из психологии или из йоги для этого?

Да, я искала и пробовала много вариантов. Но, то что работает в одно время, в другое время может перестать работать. Поэтому я не нашла чего-то одного, чтобы мне помогало успокоиться перед всеми стартами. Какое-то спокойствие приходит с опытом. Когда ты много выступаешь, ты не можешь постоянно быть в стрессе. Ты стараешься это отпускать, менять отношение, потому что неправильно, когда ты выступаешь весь сезон, а к концу сезона как выжатый лимон. Так не должно быть. Оно должно все приносить удовольствие. Значит, что-то нужно поменять. Перестать относиться к этому как к работе. Перестать себя корить за что-то, наслаждаться больше. Поэтапная работа, и у каждого она разная, я считаю.



Расскажи о своем давнем проекте, который ты залезла в этом году в Крыму.

В этом году я залезла несколько проектов. Скиф - мой самый давний проект. Первый раз я его пробовала в 2010 году, 6 лет назад. Тогда я еще подростком была, и у меня хорошо шли результаты и на скалах и на соревнованиях. Я в 13 лет залезла 8b+ Параллельный мир, и мы решили, что надо пробовать какую-то 8с. Выбор пал на Скифа в Никитах, потому что это и близко, и потому что она казалась самой лояльной 8с.
Попробовала, наработала до одного срыва, но ключевое движение, к которому подлазишь уже уставшим, небольшой боулдеринг у меня не получался. С места получался, и то раз в пять раз.

Мне тогда была очень важна эта категория, и когда не получилось ее залезть… То есть, над всеми маршрутами, над которыми я работала, я все же приезжала и их залазила. А со Скифом так не получилось. Я работала, приезжала, и каждый раз у меня не получалось. И так из года в год. Потом я перестала в Крым ездить года на два. И за этот период я стала сильнее, и в голове немного расслабилась, отпустила эту трассу. Потому что все время думать о ней было тяжело, хотя очень хотелось ее залезть. Помню, что приезжала, и каждый раз у меня прямо руки тряслись. А когда ехала последний раз в этом мае, какая-то уверенность была, но не в том, что залезу, а в том, что все будет хорошо, все сложится, как надо.

Мне было интересно проверить свои силы, насколько уровень вырос. И это был приятный сюрприз для меня. Когда постоянно за собой наблюдаешь, не видишь особого прогресса. А вот тут как раз можно было его пронаблюдать. Последний раз, два года назад или даже три года назад, мне было очень тяжело, я даже до одного срыва не могла довести маршрут.
А тут приезжаю, и с первого дня - завесила, поработала и чуть ли в этот же день его и залезла. В первый же день у меня уже был один срыв. Я поняла, что все движения мне давались намного легче, чем когда-то, и это дало прилив уверенности, которой мне не хватало. На третий день его залезла, то есть, почти не работала над ним.

Точнее, я поработала много, я по 4 попытки делала в день, у меня пальцы в кровь были стерты.. Потом был Чемпионат Украины, начался международный сезон соревнований, и как-то пошел он для меня гораздо лучше, чем предыдущий. Уровень вырос. Я, безусловно, гораздо больше тренировалась, и применяла разные методики, экспериментировала, но очень важно, что у меня получилось залезть этот проект, который дал толчок.



Расскажи о своих тренировках. Сколько ты тренируешься, к примеру, в неделю.

По-разному. Зависит от времени года. Например, в базовый период, зимой перед началом сезона я тренируюсь 2 раза в день 4-5 дней в неделю. Потом, когда начинается соревновательный сезон, то больше поддерживающий режим. По крайней мере, не так часто себя загоняю, и по две тренировки делаю. Одна, но долгая, качественная. Но больше стараюсь с началом сезона ехать в Европу и лазить там, чтобы привыкать к этому стилю, к этим зацепам, потому что тяжело лазить у нас и потом сразу приезжать и выигрывать. Надо на голову быть всех сильней, чтобы так делать.



Ты бегаешь?

В прошлом году я зимой бегала. При чем, я вообще не очень люблю бегать. И тем более не люблю бегать зимой по снегу. Поэтому я ходила в зал, приходила на беговую дорожку и проводила час там по утрам. Но я не бегун. Я знаю, что это не мое, что мне очень тяжело себя заставить, и особого эффекта я не вижу.

Тогда в чем был смысл?

Я думала, что у меня получится следить больше за питанием, больше бегать и лучше сбросить вес к сезону. Я бегала весь февраль стабильно по часу, это где-то по 6-7 км, 3 раза в неделю. Особого эффекта я не увидела. Я больше люблю в этом плане плавать, заниматься гимнастикой. Бег - это точно не мое.



Ты еще на кроссфит ходила. Как тебе эти занятия?

На тот момент я была уверенна, что это мне было необходимо. Сейчас я уверенна, что - нет. Хорошо то, что у меня получилось силой воли вставать утром 3 или 4 раза в неделю и ехать на эти изнурительные тренировки, которые убивали меня. После нее 2 часа ты просто сидишь и ничего не можешь с собой сделать - ноги руками переставляешь. Эти тренировки закаливали мой разум, а по сути, кроме того, что у меня выросли ноги в 1,5 раза и какая-то мышечная масса появилась, но она появилась вместе с жировой прослойкой, то есть, я не похудела, я просто стала больше, ничего не изменилось. Это был прикольный опыт, но я пришла к выводу, что это не самые полезные тренировки для тела: убивают сердце, убивают колени. Как раз за этот месяц, что я ходила, у меня начали колени болеть ужасно из-за жесткой перегрузки.



Ты в этом году очень круто выступила в Шамони и попала в финал. Были другие ощущения, по сравнению с другими соревнованиями? Как-то настраивала или концентрировалась, потому что это реально было видно, что ты лезешь с таким классным настроем, с такой концентрацией?

В какой-то мере, это случайно. Я считаю, что трасса была моя, очень моя. Безусловно, у меня был очень хороший настрой. У меня как-то получилось расслабиться и просто насладиться стартами не напрягаясь по поводу того, как мне надо выступить, что я от себя требую и так далее. Я помню, что я выходила на финал с улыбкой и не помню, чтобы я на чем-то жестко сосредотачивалась. Мне хотелось просто хорошо пролезть, и не было таких мыслей, как кто пролез до меня. Я помню, что выходила на старт, и мне было совершенно по барабану, где упала предыдущая девочка, я даже не посмотрела, какие оттяжки шатаются, чтобы понять, где падают. Я просто полезла и попала хорошо в расклад.






Как часто ты делаешь перерывы в лазании и насколько тяжело себя заставить отдохнуть две недели и сколько-то?

Каждый год по-разному. В прошлом году у меня было 6 международных стартов, и я от них сильно устала и не лазила 1,5 месяца. Мне просто не хотелось, я была морально вымотана и дала себе такой отдых. Это было нужно, и я не корила себя за это.

А в этом году я не лазила неделю где-то. Это и отдыхом не назовешь - мне вырвали зуб мудрости и нельзя было лазить. В Турции я отдыхала. Я там лазила очень мало, чисто для себе. Получилось отвлечься от всего.

Я считаю отдых очень важным. Хочешь- не хочешь, после сезона устаешь. В том году у меня было 6 международных стартов, и я очень устала и решила, что нужно менять что-то. Потому что 6 стартов - это очень мало, их в 2 раза больше. Если так продолжать относиться к этому, то долго выступать не сможешь, у тебя просто нервы не выдержат. Я поменяла свое отношение, и в этом году у меня было 10 международных стартов. Я думала закончить сезон еще после Арко в начале сентября, то есть на 8-ми соревнованиях. Потом начала советоваться с родителями, с одним тренером из Германии, и они сказали, что сезон пошел хорошо, нужно ездить, набираться опыта. Я их послушала, и это было ошибкой, потому что слушать нужно себя. Я поехала в Китай и не хотела не лезть, ничего, хотела только домой.

Всегда тяжело возвращаться после отдыха, но это идет на пользу. Телу нужно восстанавливаться, мозгам нужно восстанавливаться.

Есть такие виды спорта, как бокс, например, где важно понимать своего противника, его сильные и слабые стороны. В скалолазании, как и в беге, важно выложиться. Ты сказала, что не было мыслей, где предыдущая участница упала. Как ты думаешь, такие мысли о соперничестве помогают или мешают?

Думаю, очень по-разному. Мне лично мешают. Это всегда мне кажется неправильным, когда начинаешь себя сравнивать с другими людьми, а по сути, ты ничего о них не знаешь: какой у них настрой, что у них случилось, что они сегодня съели, как они тренировались, какая у них сейчас форма. И это 100-500 факторов, которые влияют на то, как человек пролезет. Такие мысли есть: она хорошо лезла когда-то, надо посмотреть куда она долезла, и если я туда долезу… Эти мысли есть. Они мешают. Отношения очень дружеские вроде бы у всех скалолазов, у меня с другими девочками. Но все равно, это соревнования, и соперничество присутствует. И когда ты стабильно лезешь, а потом вдруг девочки, которые были за тобой, начинают тебя облазить, и ты начинаешь думать, что теперь ты должен подстраиваться под них. Такие мысли все равно присутствуют, и я не считаю, что это на самом деле твои мысли. Это просто такая атмосфера витает, которая, я думаю, у всех есть в головах. И твой выбор, поддаваться этому или стараться абстрагироваться и делать тот максимум, на который ты готов.


Ты говоришь, что за последние два года сильно подняла уровень? Ты работала над своими слабыми местами? Какие акценты ты делала в тренировках? На чем больше концентрировалась?

Как раз где-то два года назад я переехала в Киев. И переезд и тренировки в Киеве дали очень большой толчок. На тот момент я уже вроде бы и не тренировалась у папы и не полностью ушла от него. Они с мамой старались мне помочь, контролировали меня. Но из-за этого я чувствовала недоверие, и понимала, что у меня еще не хватает базы, чтобы тренироваться самостоятельно. Когда меня начал тренировать Зиля, пошел реальный прорыв, потому что я была настроена делать все, что он скажет, а Саша достаточно опытный человек, чтобы точно видеть мои слабые стороны и давать то, что мне нужно. Реально, мы работали над моими слабыми сторонами, но, наверно, больше на интуитивном уровне. Потому что, когда я просила его написать мне программу, до дела так и не дошло. Все бралось из головы. Мы приходили на тренировку, я спрашивала, что мы сегодня делаем, и он мне говорил. Наверно, в этом была и моя вина, потому что надо было сесть самой с ним и расписать все.

Как я сейчас могу проанализировать, мы работали над моими слабыми сторонами. Тогда я не особо об этом задумывалась. В этом и есть большой плюс тренера, что тебе не надо над этим задумываться, ты просто должен делать - и это единственное, что от тебя требуется.

Всегда моей слабой стороной была силовая подготовка, кампус, блоки на одной руке. Я всегда лазила за счет хорошей техники и сильной кисти. Это были мои козыри, и мне их хватало. Мы начали больше работать над специальными упражнениями, делать больше кампуса, за счет этого сильно поднялся уровень.

Я уже чуть больше, чем полгода в Днепре снова, и почувствовала, что наверно у меня уже достаточно базы, чтобы проанализировать свои выступления, свой уровень, свои слабые стороны. Сейчас я точно знаю, над чем мне нужно работать, чему я посвящу целую зиму.

Ты уже написала программу?

Нет. Я только планирую и пытаюсь понять, как все это устрою, потому что хочу зимой на скалы поехать на целый месяц в Сиурану. Меньше и не имеет смысла ехать, если хочешь какой-то проект пролезть. Но я точно знаю, что будет много кампуса и системборда, и всяких специальных тренировок. Я буду работать над силовой подготовкой, потому что этого мне не хватало больше всего. И, конечно, над головой.



У тебя есть любимые скалы или любимые маршруты? Конечно не те, которые хочется повторить, а те, которые запомнились особенными эмоциями.

Буквально этой осенью я была в Крыму, и залезла Гюлиха, и это трасса, о которой я готова книгу написать. Мне она ТАК понравилась. Я как первый раз ее попробовала, просто влюбилась. Это совершенно другой уровень сложности. Я таких тяжелых трасс еще не пробовала. Для меня было открытием, что бывают настолько плохие зацепы, что по ним нужно лезть. Я обалдевала: “Ребята, давайте я их сфотографирую. Я хочу показать вам, что здесь за зацепы”. Очень красивая линия, невероятная. Наверно, это еще и мое лазание. Техничное, больше по вертикали, по таким маленьким зацепам.

В Родеяре - каланеты и очень длинные маршруты, на Калимносе - свисающие сталактиты, на Красном камне - больше техничное лазание, в Сиуране тоже больше лазание по мизерам мне запомнилось. Везде свои прелести, которые делают это место особенным. Я очень люблю посещать новые места.



И какие скалы хочется посетить больше всего?

Очень хочется поехать полазить боулдеры в Африку. Хочется поехать в Олеану, в Санта Линию. Есть во Франции малоизвестные районы, но очень крутые.



Твой рост, размах рук и боевой вес?

Рост - 163, размах рук примерно такой же, вес - это отдельная тема. Я считаю, что я своего боевого веса еще не достигала никогда. Реально, я была средней, просто нормальной, но я не была худой. И когда я была средней - это где-то 53 кг. Мой вес колеблется очень сильно.

Это сильно сказывается на лазании?

Вообще, нет. Наверно, если бы мне в один день дали 60 кг на себе потаскать, а на следующий день - 52, я бы разницу почувствовала. Из-за того, что это происходит очень постепенно, организм перестраивается, и мышцы тянут. Но, конечно, если я буду весить 64 кг, а я столько весила, то на соревнованиях я никуда не улезу. А такой средний вес 53-54 кг, который был в этом сезоне - нормально. Хотя, безусловно, если я сброшу еще 5 кг, все мизера мне покажутся хапаловами.

Чего ты придерживаешься в питании? Ты вегетарианка?

Я не ем мясо, птицу, но я ем яйца и рыбу. Когда начинается сезон, я стараюсь придерживаться правильного питания. Особенно, помню за месяц до Шамони я старалась больше времени этому уделять. Очень много воды пила - чуть ли не по 4 литра в день выпивала на протяжении 3 недель. Начала пить зеленые коктейли: смешивала яблоки со шпинатом по утрам. По вечерам обычно я не ем. Днем - гречку, салаты. Думаю, что это тоже повлияло на то, что я так хорошо выступила в Шамони. Хотя думаю, что я пила слишком много воды, мне казалось, что я какая-то бомбочка водяная - вода из меня не выходила. Все это очень индивидуально, нужно прислушиваться к своему телу.

Помимо скалолазания, что тебя еще увлекает?

Я занимаюсь виолончелью. Пошла три года назад в музыкальную школу при консерватории и занимаюсь до сих пор. Это было моей мечтой с детства, которую я не была уверена, что когда-то осуществлю, но очень хотелось. Обстоятельства сложились так, что я нашла очень хорошего преподавателя, поступила в музыкальную школу и сейчас учусь.

Кроме этого, я учусь в институте физического воспитания на тренера. Мне уже полгода осталось, а дальше скалолазание. Думаю, что я буду заниматься своей карьерой столько, сколько понадобится на это время, а потом уже определюсь, что буду делать дальше, потому что пока что для меня это еще не понятно - чего захочется после.


Теги: скалолазание, Евгения Казбекова
Автор: Анна Шляхова, http://climbing-guide.net/
Опубліковано в скелелазіння

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ