Названы причины гибели двух альпинистов на склоне вершины Адай-Хох Цейского ущелья (4000 м)



12 августа 2017 года при прохождении траверса вершин Кальтберг-Адайхох (Цейское ущелье) по маршруту 3Б к. сл. погибли два альпиниста: Татьяна Гришина, 1983 г.р. из г. Обнинск и Александр Дяченко (г. Феодосия).

От Редакции:

Адай-Хох (осет. Адайыхох — «гора Ада») — горная снежная вершина Большого Кавказа, к югу от Цейского ледника. Располагается в Северной Осетии. Высота 4408 м.

Расположена на продолжении Главного хребта западной половины Большого Кавказа, который восточнее разрезается Кассарским ущельем Ардона и переходит в Боковой хребет восточной половины Большого Кавказа, к северу от Казбека, между истоками Терека, Ардона и Лиахвы.



АКТ разбора НС, происшедшего 12 августа 2017 г. связки альпинистов Дяченко-Гришина, совершавших траверс вершин Кальтберг-Адайхох, Цей, по маршруту 3Б к. сл.


9 августа 2017 г. в Цейское поисково-спасательное подразделение Северо-Осетинского ПСО - филиал Северо-Кавказского регионального ПСО МЧС России обратился Дяченко Александр и оставил контрольный срок для восхождения по маршруту Кальтберг-Адайхох 3 Б к. сл. до вечера 14 августа в двойке с Гришиной Татьяной.

1. Описание НС и спасательных работ

Участники (Дяченко Александр Павлович, г. Феодосия, 1978 г.р., на протяжении пяти лет работал начальником 4-го поисково-спасательного отделения г. Феодосия горной поисково-спасательной части Специализированного отряда МЧС, и Гришина Татьяна, г. Обнинск, 1983 г.р., член ФАР, квалификация не установлена, перед этим Цеем вместе с обнинскими альпинистами участвовала в подъеме на Казбек) совершали восхождение, проводившееся вне официальных мероприятий, не имея наблюдателей и подстраховки.

12 августа около 10 часов утра от Дяченко поступил звонок в службу 112 - звонок принял Алагирский Центр управления кризисными ситуациями, как ближайший центр к абоненту.

Дяченко сообщил, что Гришина упала при спуске с Адайских ночевок в кулуар, и он к ней спускается. Ему сообщили номер телефона И. Афанасьева - спасателя Цейского подразделения, МС по альпинизму, который в это время случайно находился в Цее, не при исполнении служебных обязанностей.

В 10:25 Дяченко позвонил Афанасьеву, и сообщил, что у Гришиной перелом обеих ног, она без сознания, и что он, Дяченко, накладывает ей шины.

В 10:30 четверо спасателей под руководством Афанасьева выдвинулись в сторону Адайских ночевок. В 10:45 Афанасьев пытался дозвониться до Дяченко, но тот не брал трубку.

В районе 14 часов, поднявшись по контрфорсу в сторону Адайских ночевок, спасатели заметили рюкзак. Спустившись вниз, сначала по конгломератному склону, потом по скалам на глубину около 150 м, ниже рюкзака спасатели обнаружили тело Гришиной. Еще ниже, примерно на 50 метров, находилось тело Дяченко. Тела обнаружены примерно на высоте 3400 м.
Гришину спустили к дороге в тот же день, Дяченко - 13 августа.

2. Дополнительная информация, сообщенная туристской группой г. Минска

20 августа, ровно через неделю после трагедии группа Витебского ОО РТСС, совершающая горный поход 4 к.сл. в районе Дигория-Цей, руководитель Шипунова Е.А., после спуска с пер. Сказский, нашла некоторые вещи и документы погибших, и передала их в МЧС.
Из разговора с представителем ПСО руководитель группы поняла, что рюкзак Дяченко спасатели нашли раньше, чем тела. Представитель ПСО сказал: "Мы видели рюкзак, но рыться в нем не стали, ибо, что рыться в вещах живого человека" (они считали в тот момент, что Дяченко в тот момент был ещё жив).

Из информации Екатерины Шипуновой: «Рюкзак Дяченко стоял вверху кулуара на осыпи, с которой упала Татьяна - там его мы и нашли, весь расстегнутый, снизу и сверху. Вокруг валились вещи - видимо, Дяченко искал аптечку.

Рюкзак Гришиной, весь побитый камнями, лежал выше тел, поэтому, видно, к нему спасатели тоже не пошли, когда начали снимать погибших. Дело в том, что кулуар сильно простреливается (каждые 10-15 минут сходят камни, кстати, об этом предупреждают все и во всех отчетах!!!) и крут вверху, поэтому удобнее всего в него попасть через контрфорс, спуск с которого в кулуар более-менее безопасен. Так, видно, поступили и ПСО, оставив рюкзаки с документами выше. А так как при эвакуации тел сильно "стреляло" и кто-то из ПСО даже получил травмы, то за вещами и не вернулись.

Мы сняли частично рюкзак Дяченко (личные вещи, документы, деньги). Снаряжения не было - скорее всего, всё было на нем. Достали из кулуара сильно побитый камнями рюкзак Гришиной, но оттуда взяли только документы и кошелёк, так как тяжело было бы нести ещё и её вещи, тем более, что все было разбросано по кулуару: верёвки, аптека, спальник, асоловские ботинки»..

КТК ФАР предполагает следующую хронологию событий:

09.08 – регистрация двойки в ПСО,
10.08 - подход на Адайские ночёвки,
11.08 – прохождение маршрута и спуск на Адайские ночёвки,
12.08 - спуск с ночёвок и НС во время спуска.



3. Выводы сотрудников ПСО

После осмотра места гибели, сотрудниками ПСО были сделаны следующие выводы:

1. Срыв Гришиной произошел из-за схода со спусковой тропы и при передвижении по крутому конгломератному склону (спрессованная морена) с палками. Ледоруб был в рюкзаке. Каска Татьяны найдена выше по склону. Смерть произошла, скорее всего, из- за перелома шейных позвонков. Помимо этого имелись переломы ног и руки.

2. Дяченко, спустившись к ней, попал под камнепад. Височная часть головы разбита. Судя по отсутствию каски на его голове и смещению тела вниз на 50 метров относительно Гришиной, камнепад был значительным. В верхней части кулуара, где находились погибшие, плато Сказского ледника имеет переметный характер. То есть часть ледника расположена за водоразделом, и камни, слетающие с него, попадают в этот кулуар.

3. Причины НС: неправильно выбранный путь спуска и пренебрежение подстраховкой ледорубом.

4. Выводы КТК ФАР и рекомендации КТК ФАР

К выводам сотрудников Северо-Осетинского ПСО Контрольно-техническая комиссия ФАР считает нужным добавить:

1. Про опасность и коварство конгломератных склонов очень мало упоминается в учебниках альпинизма.
КТК считает непременным обратить внимание инструкторов и участников учебных отделений на данную разновидность ледового рельефа и его специфику. Не понимая ее, кто-то из малоопытных альпинистов решит поберечь кошки, кто-то – поленится их надеть, кто-то решит, что по такому склону вполне можно передвигаться и без кошек, и без ледоруба.

Напоминаем, что подобные склоны представляют собой ледовые склоны, покрытые разной величины скальными обломками, песком, гравием, щебнем, моренной глиной, и внешне кажутся, порой, вполне доступными для прохождения за счет выше упомянутого покрытия без применения кошек, ледоруба и без страховки.

Однако, прохождение конгломератных склонов сопряжено с большим риском из-за неустойчивости этого покрытия, которое в одном случае может сыграть роль шариков на гладком полу, способствуя проскальзыванию подошв, в другом – вытаявшие при потеплении и солнечном свете обломки и камни образуют очевидную опасность при их падении.
Также при использовании кошек сцепление кошки со льдом может быть затруднено из-за слоя камней, гальки и щебня. И чем больше крутизна и протяженность конгломератного склона – тем больше его опасность.

Падение по конгломератному склону, особенно усеянному камнями разной величины, приводит к самым тяжелым последствиям, вплоть до фатальных, как и в данном случае.

2. Движение без касок на конгломератных участках, имевшее место у Дяченко и Гришиной, очевидно, является недопустимым, как недопустимо вообще движение без каски в высокогорной зоне.

3. Любое восхождение без подстраховки и наблюдателей чреватое возможностью не получить своевременную помощь.
Смоделируем ситуацию, в которой бы оба альпиниста одновременно сорвались или попали под камнепад, и в силу полученных травм или вышедшей из строя рации, не смогли сообщить о своих проблемах спасателям и дать сигнал бедствия. В ПСО забили бы тревогу не ранее утра 15 августа. Еще какое-то время ушло бы на поисковые мероприятия.
Таким образом, 12, 13, 14 августа, а возможно и более, помощь оказана быть не могла. А за эти трое суток любой момент мог стать критическим и необратимым.

Подписи председателя и членов КТК ФАР: С.А. Шибаев, КМС, 1 кат., И.Т. Душарин, МСМК, 1 кат., Е.В. Кузнецова, КМС, 1 кат, С.В. Егорин, МС, 1 кат., К.К. Зайцев, МС, 1 кат. М.А. Ситник, МСМК, 1 кат
09 октября 2017 г.

Теги: Адай-Хох, альпинизм, восхождение на Адай-Хох, Северная Осетия, трагедии в альпинизме
Автор: https://vk.com/alpinism_ktk
Опубліковано в альпінізм

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ