Райнхольд Месснер о погибшем Ули Штеке и рисках в альпинизме

Ул Штек (Ueli Steck)
Ул Штек (Ueli Steck)


Недавняя новость о трагической гибели одного из самых сильных альпинистов мира, швейцарце Ули Штеке (Ueli Steck) произвела эффект "разорвавшейся бомбы" в альпинистском сообществе.
И хотя ряд альпинистов выразили огромную благодарность Ули за пропаганду его уникального стиля восхождений, который оказал влияние на их жизнь и карьеру, известие о гибели Ули также стало отрезвляющим напоминанием о постоянно присутствующих опасностях высотного альпинизма; ведь если это может случится с таким опытнейшим и осторожным альпинистом как Штек, то это, безусловно, может случится с каждым.
Как выразился Алекс Хоннольд: "В альпинизме всегда есть доля неопределенности"

Подробней о жизни великого альпиниста Ули Штека Вы можете прочитать в нашей статье: ИСТОРИЯ АЛЬПИНИЗМА В ЛИЦАХ: УЛИ ШТЕК (UELI STECK)

Свои мысли по поводу этой трагедии высказал и "Крестный отец" современного альпинизма, итальянец Райнхольд Месснер , который недавно дал интервью швейцарской газете Neue Zürcher Zeitung.

От Редакции:
Райнхольд Месснер (Reinhold Messner)
Райнхольд Месснер (Reinhold Messner)

Месснер, которому сейчас 72 года, прежде всего известен миру как первый человек, поднявшийся на вершину Эвереста без использования кислородных баллонов и первый человек, который прошел все 14 восьмитысячников мира


Райнхольд, скажите, что Вы почувствовали, когда узнали о гибели Ули Штека?

Если честно, это стало полной неожиданностью для меня. Я никак не ожидал, что в возрасте 40 лет с таким огромным опытом в альпинизме можно так погибнуть. Ули был человеком который всегда знал что делает

Смерть Ули произошла на соседней с Эверестом горе Нупцзе. Вы лично знакомы с этими горами. Судя по всему маршрут на Нупцзе не должен был представлять серьезной сложности для такого человека как Ули Штек. А как бы Вы оценили сложность этого восхождения?


Судя по всему Ули решил подниматься по северной стене горы, по маршруту, который хоть и кажется не сложным, но его не стоит недооценивать. Однако, мне не совсем понятно почему он решил взойти на Нупцзе как первую вершину в своей программе траверса восьмитысячников Эверест-Лхоцзе. Ведь в ранее заявленных его планах этого пика не значилось
Единственное объяснение, которое я могу придумать, это то, что Ули всё-же решил условжнить и без того грандиозныю задачу и вместо двух вершин пройти три, так называемую "Подкову Эвереста" или как ее еще называют "Тройная корона Эвереста" - Эверест, Лхоцзе, Нупцзе в одном восхождении.
Это маршрут который представляет собой очень сложную задачу и проблему в альпинизме. Очень много кто мечтает пройти этот маршрут

От Редакции:
Впервые в мире задача "Тройная корона Эвереста" была пройдена 15-20 мая 2013 года британцем Кентоном Кулом (Kenton Cool) и непальским шерпой Дорже Гальжен (Sherpa Dorje Gylgen). Они смогли впервые в мире, за одно восхождение пройти три вершины Западного гребня Эвереста: Нупцзе (7861 м), Эверест (8848 м) и Лхоцзе (8516 м).
Подробней о этой экспедиции читайте в статье: ИНТЕРВЬЮ С БРИТАНСКИМ АЛЬПИНИСТОМ КЕНТОНОМ КУЛОМ (KENTON COOL) О ЕГО ПЕРВОМ В МИРЕ ПРОХОЖДЕНИИ "ТРОЙНОЙ КОРОНЫ КХУМБУ"


Место срыва Ули Штека на Нупцзе, отметка 7500м
Место срыва Ули Штека на Нупцзе, отметка 7500м


Ули не рассказывал о намерениях пройти "Подкову Эвереста"?

Нет, о таких планах он не говорил. Но все мы, альпинисты, склонны к преуменьшению своих намерений в самом начале экспедиции, а уже по результатам восхождения мы уже можем рассказывать о грандиозных успехах.
Пройти три вершины Эвереста чрезвычайно трудно. До сих пор, пройти ее в одиночном восхождении никому не удавалось, и если бы кто и мог пройти эту задачу, то безусловно это Ули Штек.

Ули Штек был тем альпинистом, который раздвигает границы и берет на себя огромные риски. Как Вы думаете, он зашел слишком далеко?

Это не вопрос о принятии правильного или неправильного решения. Это вопрос о том, возможно ли или не возможно восхождение. И Уэли Стек был именно тем, кто воплощал невозможное в реальность, проходил те проекты, которые буквально недавно казались всем нереальными. Так например рекордное восхождение за 2 часа 23 минуты по Северной стене Эйгера, рекорд скорости, который до 2015 года никто и представить себе не мог.
Ули всегда был смелым альпинистом и не только в плане восхождений: он постоянно развивался, искал новые пути; и я восхищался его неутомимой силой.
Но, хочу заметить, что я, с другой стороны никогда не был и не являюсь сторонником скоростных забегов на вершины гор.

Почему?

Для меня нет значения, поднимется кто либо на Эйгер за 10 часов или за 2 с половиной. Лично для меня гораздо более знаменательным был проект Ули по прохождению всех 82 четырёхтысячников Альп за одно лето.
В течение 15 лет влияние Ули на современный альпинизм было очень неоходимо.

В одном из интервью Вы говорили что хороший альпинист должен быть сильным и быстрым, чтобы иметь шанс на выживание. Как вы думаете, пример Ули бросал вызов этой теории, ведь он поднимался не просто быстро а очень быстро и поэтому значительно увеличивался риск?

Любой, кто когда либо видел Ули в деле, знал что он всегда контролировал свои движения. Он всегда поднимался быстро но и с огромной точностью и чувством безопасности. Тем не менее, элемент риска в горах всегда присутствует. Не смотря на все предосторожности, если, к примеру, в восхождении, на Вас сверху свалится камень, Вы погибните.
А если подниматься в одиночку, как это делал Ули, то альпинисту следует оставаться в рамках своих возможностей. И только каждый из нас знает где эти границы возможностей. Таким образом, когда речь заходит о рисках, другие альпинисты не могут выносить суждение действиям других.

От Редакции:
Также, о риске в альпинизме, Райнхольд писал в главе под заголовком "Риск" своей книге "Жизнь выжившего" (2014 год, в оригинале книга называется "ÜBER LEBEN"), отрывок из которой мы приводим в статье: РАЙНХОЛЬД МЕССНЕР: "МНОГИЕ ПЛОХО ОЦЕНИВАЮТ РИСК В ГОРАХ, ПОСКОЛЬКУ ПОЛУЧАЮТ ОПЫТ ИЗ ДРУГИХ РУК"

А сам Ули о рисках рассказывал в интервью:
УЛИ ШТЕК: "РИСКОВАТЬ ЖИЗНЬЮ РАДИ ВЕРШИНЫ: ТАКАЯ ИГРА НЕ СТОИТ СВЕЧ"





Насколько сильным и опытным должен быть сегодня "элитный альпинист", ведь в наше время уже пройдены все большие горы и все Северные стены? Неужели в наши дни, что бы стать известным и успешным альпинистом, нужно искать опасные для жизни проекты?


Это замечание верно в той степени, что раньше было гораздо меньше высококлассных альпинистов по сравнению с сегодняшним днем. Раньше было куда проще "выделиться из толпы", сегодня же, список профессиональных альпинистов очень большой. С другой стороны, оглядываясь на современные технические возможности становится понятно, что провести экспедиции не так уж и сложно и более доступно. Для очень многих людей стали доступны Гималаи. Появилось очень много спонсоров, и вокруг горных видов спорта начали обращаться большие деньги.

И да, это правда, что для того, что бы сегодня раздвинуть границы альпинизма, необходимо выполнение одной из трёх задач: Ваше восхождение должно быть более тяжелее, более опасней или более не защищённей. И чем больше опыта у Вас имеется тем больше шансов раздвинуть эту границу.
Ули Штек, я абсолютно уверен, имел очень много сил и опыта для того что бы раздвинуть эти границы. Он устанавливал очень высокие планки для себя.

Перепечатка материала на другие ресурсы возможна только с разрешения администрации сайта!

Теги: Ули Штек, Ueli Steck, альпинизм, Райнхольд Месснер, Reinhold Messner
Автор: Редакция 4sport.ua, по материалам https://www.nzz.ch
Опубліковано в

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ