Проблема современного альпинизма на примере восхождений Ули Штека

Ули Штек у Южной стены Аннапруны, октябрь 2013 года
Ули Штек у Южной стены Аннапруны, октябрь 2013 года


Как мы сообщали ранее, 13 апреля в Гренобле Группа Высоких Гор (GHM), в рамках 25 церемонии вручения престижнейшей альпинистской премии: своеобразного Оскара в мире альпинизма: "Золотой Ледоруб" (Piolets d'Or 2017), откроет Форум на давно назревшую тему предоставления доказательств в отчётах о первопрохождениях альпинистами мирового уровня.

Одним из ключевых вопросов Форума станет расследование Родольфа Попье скоростных восхождений швейцарца Ули Штек (Ueli Steck) на Шишапангму и Аннапурну.
Сам отчет Родольфа уже сейчас можно просмотреть, скачав его по этой ссылке >>>

Критика успешного восхождения Ули Штека на Аннапурну поднималась и ранее, еще в 2014 году некоторыми альпинистами было высказано сомнение по этому поводу.
О этом конфликте Вы можете прочитать в нашей статье: БЫЛ ЛИ УЛИ ШТЕК НА ВЕРШИНЕ АННАПУРНЫ?

Здесь же мы опишем главные тезисы этих докладов Родольфа, которые ставят под сомнение ставшими уже легендарными восхождения Ули, а также открывают общественности уровень проблемы современного альпинизма, а именно: предоставление доказательств восхождений.



Шишапангма (8027 м), апрель 2011 года



Маршрут восхождения Ули Штека на вершину Шишапангма, 16-17 апреля 2011 года
Маршрут восхождения Ули Штека на вершину Шишапангма, 16-17 апреля 2011 года



Официальная информация:

Ули Штек в середине весеннего сезона совершает восхождение по Южной стене восьмитысячника Шишапангма за 10,5 часов.
16 апреля в 22:30 по местному времени он вышел на штурмовое восхождение из Базового лагеря и поднялся по своему собственному маршруту, который связывал несколько более давних линий: испанский маршрут 1995 года "Corredor Girona" (первопроход: Карлес Фигерас (Carles Figueres) и Пеп Перманьер (Pep Permanyer) и польский маршрут 1993 года "Wielicki route" (первопроход: Кшиштоф Велицкий: (Krzysztof Wielicki) ).
На вершине Ули был в 9 утра на следующее утро, 17 апреля.
Затем последовал спуск по английскому маршруту 1982 года (первопроход: Роджер Бакстер-Джонс (Roger Baxter-Jones), Алекс МакИнтайр (Alex MacIntyre) и Даг Скотт (Doug Scott)
В итоге, в базовый лагерь Ули вернулся менее чем через 20 часов после выхода на штурмовое восхождение!

Эти сведения предоставил сам Ули и они были взяты как доказательство его восхождения.

Теперь, Родольф Попьер выделяет следующие ключевые моменты в своём 25 страничном разборе:


  1. Ули Штек не предоставил никаких фото-видео доказательств своего пребывания ни на вершине горы ни на любой из отметок по маршруту Жирона (по словам Ули, единственная батарея в фотокамере села на предвершинном гребне).
    Кроме того Ули нес с собой часы с альтиметром Suunto, GPS устройство и спутниковый телефон. Ни одно из этих устройств не было использовано для предоставления доказательств восхождения.
    Визуальное наблюдение команды поддержки из базового лагеря за восхождением первый раз подтвердило позицию Ули Штека лишь на следующий день, 17 апреля в 9:30 утра по местному времени на высоте примерно 7290 метров, в это время он находился в восхождении на самом начале ключевого участка маршрута Жирона.
    В следующий раз визуально было подтверждено что к 14:30 дня Ули находился на отметке 7100 метров, когда уже спускался по британскому маршруту с перевала Pungpa La.
    По сути, в этот промежуток времени между визуальными наблюдениями нет никаких данных, как двигался на маршруте Ули.

  2. В своём официальном заявлении Ули утверждает, что поднялся от приблизительной отметки в 7200 метров, на которой он был в 9:15 утра по южной стене до самой вершины Шишапангмы на отметку 8027 метров за 2:25 часа, будучи на ней к 11:40 дня по местному времени.
    В зависимости от выбора "приблизительной" отметки этого участка восхождения (допустим, возьмём даже отметку не 7200 а 7290 метров), учитывая что после выхода из ключевого участка маршрута Жирона нужен отдых как минимум 5-10 минут (даже для такого сверхчеловека как Ули) мы получаем следующие данные: Ули должен был на этом участке подниматься с скоростью от 300 до 350 вертикальных метров в час в плоть до самой вершины. Здесь стоит учесть от факт, что до этого восхождения ни условия на маршруте, ни его ключевые точки Ули были не известны, в прочем как и сам маршрут. Для сравнения отметим, что в этом же штурмовом восхождении, будучи на нижнем участке маршрут Ули поднимался с скоростью 147 вертикальных метров в час.
    Теперь зададимся простым вопросом: как можно объяснить такое невероятное резкое ускорение, тем более что оно происходило практически в "зоне смерти" - на отметках выше 7300 метров.


  3. Проведенные исследования на соревнованиях "вертикальный километр" в Альпах показывают, что для набора максимальной вертикальной скорости, идеальный наклон маршрута должен составлять от 20 до 35º; возьмем для примера оптимум в 30º.
    Хотя, по правде сказать подобные исследования не проводились в масштабных объемах, но в Гималаях, на отметках выше 7000 метров наибольшая скорость подъема будет составлять от 250 до 300 вертикальных метров в час при условии наклона маршрута от 20 до 40° и с учётом того фактора, что альпинисту маршрут восхождения хорошо известен.
    Два текущих скоростных рекорда составляют 387 вертикальных метров в час и 555 вертикальных метров в час при наклоне маршрута в 40º (эти рекорды поставил в 2003-2004 году непальский шерпа Пемба Дорджи Шерпа при рекордных забегах на Эверест - Лхоцзе).
    В случае с Ули, на отметках между 7290 и 7550 метров расположен ключевой участок маршрута, где Ули должен был идти медленнее всего из-за большой технической сложности линии.
    С выхода из маршрута Жирона от отметки 7550 метров до вершины горы в 8027 метров маршрут длится 1,5 километра, что дает вертикальный набор в 470 метров с углом наклона маршрута в среднем 17°.
    Здесь стоит учесть, что восхождение на предвершинном участке не идет по прямой линии.

    Вопрос: Как можно объяснить столь резкое ускорение Ули Штека в условиях предвершинной части маршрута и на ключевом участке?

  4. Ули Штек в своих интервью рассказывал что подобные приросты в скорости он планировал заранее: экономия энергии в нижней части маршрута и взрывная энергия в верхней части, включая прохождение ключевого участка, это была стратегия Ули.
    Если это правда, то почему эта стратегия никогда не упоминалось ни в одной из его поздних публикаций?

  5. В 2011 году во время своей акклиматизационной программы в долине Кхумбу, Ули совершил скоростное восхождение по Северной стене горы Чолатзе высотой 6440 метров. В этом подъеме, как предполагается (по сведениям самого Ули) он развил скорость от 300 до 350 вертикальных метров в час на ключевом участке перед вершиной.
    В 2016 году, не смотря на еще большую и серьезную программу акклиматизации и накопленный предыдущий опыт, да еще в паре с сильным напарником, немецким альпинистом Дэвидом Геттлером (David Göttler), по имеющимся в наличии фотоснимкам с отображенным хронометражем можно сделать вывод, что пара поднималась со скоростью не более чем 100 вертикальных метров в час на предвершинном гребне!

    Вопрос: Как можно объяснить столь резкое падение продуктивности в наборе высоты по сравнению с 2011 годом на одном и том-же маршруте?

  6. В своих интервью Ули Штек сказал, что на столь высокую скорость в 2011 году повлияли хорошие условия на маршруте, и также, он обвинил условия на маршруте в плохих результатах в 2016 году.
    Тем не менее, в своей новой книге "8000+" о восхождении в 2011 году Ули упоминает только те условия на маршруте, которые были ниже отметки 7300 метров.
    Выше по маршруту упоминаются ледовые и скальные участки с ключом линии, а затем снежные поля в которые он проваливался по щиколотки а на вершинном гребне и до колен, а в отдельных местах и вовсе по бедра.

    Вопрос: Были ли эти условия кардинально другими от тех, которые обнаружили Ули и Дэвид в восхождении 2016 года?

  7. Ули Штек не предоставил ни подробного описания ни даже последовательных коротких записок о восхождении, начиная от базового лагеря и до самой вершины горы. Из интервью после экспедиции 2016 года можно сделать вывод, что Ули не может правильно определить какой из пиков вершинного гребя является главной вершиной Шишапангмы: он путает восточный пик с ближайшим к его маршруту южным, что лежит в западной части гребня.

    Вопрос: Если Ули был на вершине в 2011 году, разве он не мог знать, что главная вершина расположена на расстоянии от второстепенной?



    Аннапурна (8091 м), октябрь 2013 года


     Примерная линия маршрута восхождения Ули Штека на Аннапурну по Южной стене. Эту линию в 1992 году пытались пройти Жан-Кристоф Лафаль (Jean-Christophe Lafaille) и Пьер Бегин (Pierre Beghin)
    Примерная линия маршрута восхождения Ули Штека на Аннапурну по Южной стене. Эту линию в 1992 году пытались пройти Жан-Кристоф Лафаль (Jean-Christophe Lafaille) и Пьер Бегин (Pierre Beghin)


    Верхняя часть маршрута восхождения Ули Штека на Аннапурну по Южной стене. Эту линию в 1992 году пытались пройти Жан-Кристоф Лафаль (Jean-Christophe Lafaille) и Пьер Бегин (Pierre Beghin)
    Верхняя часть маршрута восхождения Ули Штека на Аннапурну по Южной стене. Эту линию в 1992 году пытались пройти Жан-Кристоф Лафаль (Jean-Christophe Lafaille) и Пьер Бегин (Pierre Beghin)


    Официальная информация:

    Спустя два года после Шишапангмы Ули Штек буквально взрывает мировое альпинистское собщество информацие о том, что ему удалось взойти в сольном восхождении, да еще и в рекордно короткие сроки, за 28 часов (базовый лагерь - вершина - базовый лагерь) по Южной стене одного из самых опасных в мире восьмитысячников - Аннапурна.
    Ули закончил маршрут, который в 1992 году пытались пройти Жан-Кристоф Лафаль и Пьер Бегин, и который он планировал пройти в 2007 году. "Условия на маршруте, состояние льда и фирна были идеальными, которые случаются раз в сто лет." - сказал в интервью Ули

    Примечательно, что спустя несколько недель, по следам Ули Штека поднялись Янник Гразиани (Yannick Graziani, бывший в 2011 году в жюри премии "Золотой Ледоруб (Piolets d'Or) , и двукратный номинант престижнейшей альпинистской премии "Золотой Ледоруб (Piolets d'Or) в 2003 и 2009 годах: Стефан Бенуа (Stephane Benoist). О этом восхождении Вы можете прочитать в нашей статье: ЕЩЕ ОДНО ВОСХОЖДЕНИЕ ПО ЮЖНОЙ СТЕНЕ АННАПУРНЫ: ПЕРВОЕ ПОВТОРЕНИЕ МАРШРУТА УЛИ ШТЕКА!

    Именно после этого повторения и начали появляться сомнения в словах Ули Штека. О этих сомнениях Вы можете прочитать в нашей статье: БЫЛ ЛИ УЛИ ШТЕК НА ВЕРШИНЕ АННАПУРНЫ?

    Теперь, Родольф Попьер выделяет следующие ключевые моменты в своём 38 страничном разборе:


    1. Ули Штек не предоставил никаких прямых объективных данных от электронных устройств (GPS, камера, спутниковый телефон, и т.д) или даже косвенных (визуальное наблюдение из базового лагеря за налобным фонарем Ули, следы на маршрете, которые были бы видны спустя пару недель Яннику и Стефану).
      По данным от команды поддержки Ули Штека, его перестали видеть на маршруте в ночь с 8 на 9 октября 2013 года. В этот момент Ули достиг своего бивуака на отметке 6900 метров к 17:00 по местному времени.
      Следующий раз, когда Ули увидели из базового лагеря было уже утро следующего дня (9 октября). В этот момент он находился на спуске на отметке 6500 метров.

      Спустя две недели после Ули, Янник и Стефан нашли на маршруте бивуак Ули Штека, однако никаких признаков следов восхождения Ули выше этого бивуака обнаружено не было!

      Ули Штек на Южной стене Аннапруны
      Ули Штек на Южной стене Аннапруны



    2. По свидетельствам двух непальских шерп: Тенжи Шерпа (руководитель базового лагеря Ули Штека) и Нгимы Шерпа (рабоавший в его экспедиции в базовом лагере поваром) они видели свет налобного фонаря Ули на скальном бастионе, а затем ниже главной вершины уже нас спуске; но эти слова шерп противоречат показаниям других членов команды Ули, которые следили за его восхождением в ту ночь.
      Причем ни один из этих свидетелей не подтвердил точное время, когда были видны огни налобного фонаря Ули.
      В прочем никто из свидетелей не упоминает о свете налобного фонаря на спуске с вершины. Только уже утром, когда склон горы осветило солнце, Ули Штека заметили из базового лагеря.

       Ули Штек на Аннапруне. Первый скальный участок. Октябрь 2013
      Ули Штек на Аннапруне. Первый скальный участок. Октябрь 2013



    3. Все показания и доводы самого Ули Штека весьма расплывчаты из-за отсутствия объективных доказательств. На основе этих данных можно сделать вывод о том, что Ули способен подниматься с постоянной скоростью как при свете солнца так и в кромешной ночной тьме, бежать по маршруту на вершину восьмитысячника и спускаться с неё не замедлив ход.

      На основе данных Ули Штека получается, что он был практически в два раза быстрее в верхней части маршрута чем двое французских опытных альпиниста Янник и Стефан поднимались в нижней части маршрута!
      В середине ночи, если брать данные Ули за правду, он был по меньшей мере в три раза быстрее чем французы (Яннику и Стефану понадобилось полтора дня для прохождения бастиона к вершине горы, в то время как Ули сообщает о прохождении его за 6 часов 45 минут!)

      Время спуска Ули Штека с вершины до бивуака (от отметки 8091 м до 6900 метров) составляет 3 часа, по его словам он провел 8 дюльферов используя технику проушин Абалакова на ледовых участках (при этом Ули не оставил ни одного ледобура за собой).... в то же время Янник и Стефан провели два дня (с 24 на 25 октября) проходя вершинный бастион и спользовав на нем практически всё свое снаряжение.

    4. Все информационные сообщения Ули Штека о восхождении не могут быть подтверждены путем анализа фотографий: с вечера 8 октября по утро 9 октября не наблюдается никаких признаков хорошего слоя тонкого фирна на бастионе, который бы позволил Ули провести скоростное восхождение.
      Хотя, стоит отметить, что возможно, ледовые условия более всего подходили Ули для восхождение, в то время как для французов они представляли трудности

      Ули Штек - крошечная точка на Южной стене Аннапурны. октябрь 2013
      Ули Штек - крошечная точка на Южной стене Аннапурны. октябрь 2013


    5. В заявлениях Ули о восхождении имеются три серьезные противоречия:

      1) 4 разные версии о вершине горы. первая: вершина был проверена высотомером,вторая: Ули остановился на втором из трех вершинных карнизов; третья: Ули остановился прямо на вершине гребня на Южной стороне; четвертая: по нарисованному маршруту в отчете видно, что линия восхождения заканчивается на восточном второстепенном пике.

      2) У Ули имеется две версии потери фотоаппарата: Первая это та, что он потерял его на отметке 6700 метров и вторая что он потерял его на отметке 7000 метров

      2) Имеется 3 версии о количестве дюльферов на спуске: 8 дюльферов (по сведениям Андреаса Кубин), 10 дюльферов (по сведениям Ману Ривода), 4 или 5 дюльферов (по сведениям Штефана Сигриста).

    6. Не смотря на то, что по своей сути этот пункт довольно субъективен, но всё же хочется отметить, что Ули Штек не проявлял каких-либо особых признаков усталости после восхождения.
      Спустившись с вершины 9 октября, он в базовом лагере продолжил обычные свои дела. Затем он совершил пробежку к Покхаре в ночь на 9 октября.
      Фотограф экспедиции Джон Паттитучи упоминает, что Ули пришлось ложиться спать чуть раньше обычного после вечеринки в честь его восхождения.


      Перепечатка материала на другие ресурсы возможна только с разрешения администрации сайта!

Теги: Ули Штек, Ueli Steck, Дон Боуи, Don Bowie, Annapurna, Аннапурна, восхождение на Аннапурну, Ueli Steck SUMMIT Annapurna, Ueli Steck Annapurna South Face, Шишапангма
Автор: Редакция 4sport.ua
Опубліковано в

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ