Музыка скалолазания. Интервью с Саидом Белхаем

Саид Белхай (Said Belhaj)
Саид Белхай (Said Belhaj)


Саид Белхай (Said Belhaj) не считает себя профессиональным скалолазом. В свои 35 лет он слишком молод, что бы быть скалолазом "старой школы", хотя его взгляды очень часто пересекаются с принципами этой школы; но он уже "слишком стар" что бы быть скалолазом нового поколения, поколения соцсетей.
Возможно, будучи более творческой личностью чем большинство скалолазов в мире, занимаясь профессионально музыкой, он имеет сильный характер и открытый, критический взгляд на вещи.

В любом случае, всегда приятно общаться с ним и услышать его аргументированное мнение о скалолазании.

Мы встретились с Саидом в Барселоне, где была возможность без спешки пообщаться.
Для тех, для кто слышит имя Саида впервые, отметим, что в 2016 году он стал первым шведским скалолазом, кто смог пройти сложность 9а+! Этим маршрутом для Саида стал легендарный "Papichulo" в Oliana.

Подробней о этом событии читайте в нашей статье: САИД БЕЛХАЙ СТАЛ ПЕРВЫМ СКАЛОЛАЗОМ ИЗ ШВЕЦИИ, КОТОРЫЙ ПРОШЕЛ СЛОЖНОСТЬ 9А+

Саид Белхай (Said Belhaj)
Саид Белхай (Said Belhaj)


В одном из предыдущих интервью Вы сказали что у Вас нет как такового своего дома, Вы живете путешествиями. Теперь все изменилось или осталось так-же как и раньше?

Да, теперь у меня есть дом. В течении последних примерно двух с половиной лет у меня не было своего дома, но пару месяцев тому назад я, наконец-то, переехал в свой дом. Но в то-же время я продолжаю путешествовать практически столько сколько и в минувшие годы. Я думаю что если Вы много путешествуете, Вам необходимо иметь свой дом, куда можно будет вернуться. Некоторые говорят мне: "Зачем Вам свой дом, если Вы в нем бываете очень редко а все свое время проводите в разъездах? " Но они не понимают, что этот момент для меня очень важен, мне важно чувствовать себя "как дома", иметь место, вернувшись в которое я могу отдохнуть, "перезарядиться" перед очередным путешествием.
Сейчас я очень рад что имею такое место, и я очень рад за то, что живу в обществе с высоким уровнем качества жизни.

Где же Ваш дом?

В моем родном городе Гетеборге, на западном побережье Швеции. Это второй по величине город в стране и один из лучших скалолазных районов в Скандинавии.

Есть ли там скалолазные клубы?

Да, у нас много клубов. Вокруг Гетеборга раскинулись сотни мест для спортивного, тредового и боулдерингового лазания. Благодаря такому разнообразию Вы вольны заниматься скалолазанием практически круглый год, меняя одни места за другими от зимы к лету.

Саид Белхай (Said Belhaj) в Тайланде
Саид Белхай (Said Belhaj) в Тайланде


Что значит для Вас быть профессональным скалолазом?

Для меня, быть профессионалом означает быть чем-то сродни "посла" бренда. Вообще понятие профессионального скалолаза очень сильно изменилось с тех пор, как я впервые пришел в этот спорт, 15-20 лет тому назад. Раньше профессиональные скалолазы были доступны лишь на скалах, в горах; теперь-же это перешло в виртуальный мир - в социальные сети. Но я считаю что это новое видение скалолазания это правильный путь развития, поскольку теперь гораздо больше людей могут наблюдать и оценивать прогресс того или иного клаймера.
Но в тоже время, стоит сказать, что существует большая вероятность злоупотребления информационным общением.
Для некоторых клаймеров подобный современный подход - хороший способ самопиара, к тому же это довольно легко провернуть, для таких людей степень раскрученности своего образа в соцсетях имеет огромное значение, так-же как и количество подписчиков, фолловеров.
Для меня это не имеет большого смысла. То есть, в некотором смысле, этот фактор, как метод рассказать о себе миру, полезен; но если он становиться единственным, человек начинает терять связь с реальным миром, все более и более уделяя время миру соцсетей.

В конце концов я считаю, что настоящий профессионал должен заниматься скалолазанием лишь для себя, не отвлекаясь на давление из вне, дабы по настоящему ощутить страсть к скалолазанию. Это позволяет заниматься скалолазанием на протяжении всей жизни, и не останавливаться из-за того, что вы чувствуете что скалолазание становиться долгом а не удовольствием.

Вы кажетесь скалолазом, который любит самые разнообразные маршруты, и не зацикливаетесь на одном каком либо проекте, это правда? Какой самый длинный промежуток времени Вы посвящали одному проекту?

Да, на самом деле у меня нет большого терпения работать долго на одном и том-же проекте, но поскольку я становлюсь старше, сейчас мне 35 лет, я понимаю, что если хочу выжать из себя весь потенциал в скалолазании, мне нужно долго работать над проектами. В минувшем году я завершил проект над которым работа в течение трех или четырех лет. Это был классический сценарий прохождения: первый раз я попробовал пройти маршрут, потратил на него две недели, затем мне стало скучно на этом проекте и я ушел; вполне возможно, что если бы я тогда остался еще на одну неделю, я бы завершил проект, но только в прошлом году я сказал себе: "Я не хочу ждать 10 лет что бы завершить его, я просто останусь здесь до тех пор, пока его не пройду". Длинный период работы над проектом дает Вам самое разнообразное эмоциональное удовлетворение. Но для меня всегда более всего было приятно наслаждение разнообразными маршрутами, открывать новые скальные массивы.
Когда я прихожу в новый для меня скалолазный район я не хочу оставаться на одном и том-же месте, я хочу попробовать всё: немного того, немного этого.
Профессиональные скалолазы имеют привилегию выбирать свой стиль. Я же могу выбирать различный стиль хоть каждый день: в один прекрасный день могу взять и выложить все силы для прохождения, в другой день могу заниматься лишь разведкой маршрута.
Я думаю что правильней всего не зацикливаться на одном, поскольку скалолазание это не только борьба с маршрутом.
Я вернулся на скалы где был когда-то давно, взял в руки гайдбук и подумал: "Я пробовал пройти все эти маршруты, завершил некоторые из них, на многих срывался, но я никогда не возвращался что бы закончить их, поскольку они уже не были моей целью . Это сумасшествие. Я думаю что лучше все-же закончить работу над маршрутом и потом переходить к следующему

Саид Белхай (Said Belhaj) на маршруте Joe-Cita (9a)  в Испании
Саид Белхай (Said Belhaj) на маршруте Joe-Cita (9a) в Испании


Ощутили ли Вы на себе "тяжесть" ответственности от того что выступаете на уровне профессиональных скалолазов и для спонсоров нужно показывать хорошие результаты?

Я думаю что когда Вы перестаете со временем жить страстью, все эти результаты приходят автоматически. Но, конечно, если Вы подходите к делу систематически, как это делает Адам Ондра, который стремиться оставаться самым выдающимся скалолазом, результаты будут еще лучше.
Это один из типов скалолазов.
Но есть и другие, как например мой друг
Я думаю , если вы перестанете страстью, все эти результаты приходят автоматически с течением времени. Но, конечно , если вы очень систематический характер в ваших целей, таких как Адам Ондра, который очень сосредоточен на том, что , чтобы сделать в первую очередь , а что будет дальше, и это хорошо. То есть тип скалолаза. У вас есть другие альпинисты, как мой друг бельгиец Шон Виллануэва О’Дрисколь (Sean Villanueva O’Driscoll) , который путешествует по миру, выбирая самые труднодоступные места для скалолазания, причем совершает восхождения в самых различных стилях. Возможно, покоренные им маршруты не столь значимы в категориях сложности, но они вдохновляют по другим причинам.
Для меня всегда была важна смесь ориентации на сложность восхождения и экзотическое скальное место для маршрута. Это может быть опасным коктейлем, кроме того нужно быть готовым на то, что придется потратить очень много времени на проект. Но в то же время я стремлюсь не показаться глупым, ведь если я не буду показывать результаты, от меня отвернутся спонсоры.

Посмотрите на многих сильных современных скалолазов, если измерять профессионализм в категориях и количестве пройденных маршрутов, я конечно нахожусь в конце списка. Но я считаю, что могу предложить нечто интересное, и из-за этого моя карьера прогрессирует.

Музыка также является важной частью Вашей жизни, и Вы на скалах часто действуете как музыкант. Как Вы считаете что общего между музыкой и скалолазанием? Думаете ли Вы что это два языка, которые могут быть понятны любому музыканту или скалолазу соответственно в любом уголке мира?


Да, в скалолазании существует масса факторов, которые делают этот вид спорта настолько потрясающим: прежде всего это инструмент, который позволяет путешествовать и общаться с людьми. Когда я нахожусь в Перу или Монголии, и встречаю скалолазов, мы можем общаться свободно, поскольку понимаем и представляем одну и ту-же культуру.
Тоже самое и с музыкой: я проводил время с музыкантами в Мали, Китае и других странах. Мы не говорим на одном языке, но мы можем довольно легко общаться.
Это другой способ общения, он удивителен... Я думаю о смиренности, могу слушать и предоставлять собеседнику пространство для общения. Возможно в этом и есть нечто общее между скалолазанием и музыкой, но для меня, если честно, скалолазание и музыка все-же разные вещи.
Скалолазание, когда занимаешься им в течении дня отнимает возможность думать о чем либо другом.
Большинство моих знакомых и друзей не скалолазы а музыканты. Это прекрасный контраст для меня, что бы поддерживать мое вдохновение.
Я, к примеру, не могу быть как Дани Андраде, который уделяет все свое время лишь скалолазанию, и мотивирован одним лишь скалолазанием. Для меня это было бы невозможно.
Даже будучи дома, я говорю: "Ок, Дани, пусть Барселона услышать фламенко". Но он не остановится, и будет заниматься скалолазанием в выходной день. Мне же нужен этот отдых, что бы вернуться на скалы более вдохновленным, что бы пройти маршрут.
В конце концов никто не может заниматься скалолазанием все время.

Как Вы говорите, Вам уже за 35 и что Вы уже не так молоды. Вы боитесь что однажды придется найти реальную работу, с понедельника по пятницу чтобы заработать деньги?

Конечно я думал о том, чем буду заниматься в будущем, поскольку в сегодняшнем мире есть большая проблема, по крайней мере в нашем демократическом обществе я могу о ней говорить открыто, это то, что работодатель далек от внутреннего мира своих наемных сотрудников, руководство вообще не понимает что происходит. Работодатель может разве что видеть что человек довольно популярная личность, у него масса подписчиков в соцсетях.
Для меня это очень трудный выбор: работать в подобной компании, более того, я не хотел бы работать подобным образом, потому что я знаю чем я увлечен.
Лично я считаю что спонсорство скалолазов сегодня менее интересно чем в предыдущие годы. Может быть это и к лучшему, поскольку скалолазу не придется тратить время на работу со спонсором, а лучше потратить время на более лучшую деятельность, хоть к примеру помощь людям или окружающей среде. Спонсорство только ради денег не имеет смысла, всегда должен быть творческий подход и благоприятные связи между работодателем и Вами, связи, которые позволят Вам чувствовать себя комфортно в подобных условиях.
Мне, к примеру не интересно, когда спонсор дает лишь деньги и снаряжение. Для меня было бы важно, если бы мой опыт и знания вернулись к людям, поскольку я знаю что интерес к скалолазанию все более и более возрастает. К то муже есть масса людей, новая категория скалолазов, которой не было ранее: это богатые люди у которых мало времени для полноценного погружения в мир скалолазания и таким людям необходима помощь, что бы выйти на новый уровень.
Возможно это то, чем должны заниматься профессиональные скалолазы.

Саид Белхай (Said Belhaj) на маршруте "Papichulo" сложности 9а+.
Саид Белхай (Said Belhaj) на маршруте "Papichulo" сложности 9а+.



Как Вы думаете, скалолазание, в некотором смысле, помогает сделать этот мир лучше или это лишь просто способ проведения досуга?

Многие профессиональные скалолазы, которые относятся к сильнейшим клаймерам мира довольно эгоистичные люди.
Но, в то же время, само скалолазание становиться очень популярным видом спорта, по крайней мере в закрытых помещениях. Мне от этого становиться немного грустно, ведь настоящее скалолазание это природный вид спорта. Для меня, возможно, приверженца старой школы, становится вполне ясно, что следующий факт больше не является истиной: "скалолазание это вид спорта на искусственных рельефах", возможно в Испании это вообще не проблема, ведь здесь люди имеют прекрасную возможность в любое время выйти из дому и заняться скалолазанием на природном рельефе.
Я считаю, что было бы неплохо, если бы скалолазы могли тренироваться в более творческом стиле, а не просто собираться в зале на скалодроме.
Я не знаю, делает ли скалолазание мир лучше, но безусловно оно делает человека более здоровым, а это хорошо, но я хочу что бы люди больше выходили из залов на скалы. Ведь скалы, с духовной точки зрения, являются первоисточником скалолазания.
Люди живущие в городах находятся далеко от природы. Может быть я повторяю тезисы за Роном Кауком, но этот факт остается фактом.
Весь смысл в природе. Посмотрите вокруг, вы обнаружите все что необходимо для скалолазания и вы наполнитесь энергией.

Давайте поговорим о путешествиях. Из всех тех мест в мире, где Вы побывали, какие Вы бы посоветовали как те, которые нужно посетить хотя бы раз в жизни?

Возможно из-за того что я швед, я бы предложил Швецию, этого аргумента не достаточно. По крайней мере европейцы приезжают в Швецию или Скандинавию летом. И не только Флатанжер, из-за того что там есть один из самых сложных в мире скалолазных маршрутов , в Норвегии и Швеции есть масса интересных мест для скалолазания.
Они не так далеко от цивилизации и не так финансово затратны, как думают многие, но очень живописны и красивы. К тому-же, когда на испанских скалах слишком жарко, скандинавские скалы подойдут весьма кстати.

Многими альпинистами сегодня движет тренд, они не хотят отставать от моды. Да, на наших скалах нужно учитывать права доступа на территорию, скалы не настолько в идеальном состоянии как в Испании, но я хочу что бы было больше авантюрных скалолазов, как это было в минувшие годы.
Сегодня очевидно, что когда у скалолаза выдается две недели отпуска на работе, он с гораздо большей вероятностью выберет например Калимнос, потому что он точно знает что найдет на этих скалах. Но, возможно, однажды, этот скалолаз решил поехать в совершенно неизвестный ему район и откроет нечто новое, удивительное для себя.
К тому же сегодня найти новые места очень легко. Когда я начинал заниматься скалолазанием, был по сути лишь один скалолазный журнал, и если Вы не находили информацию в нем, то по сути, совершено ничего не могли узнать о других скалолазных регионах.

Я хотел бы что бы скалолазы вернулись к корням скалолазания, забыть о категориях и соревнованиях, проводить больше времени в путешествиях, открытии новых мест.
Я знаю что многие скалолазы путешествуют в экзотические места, но там они все свое внимание уделяют лишь скалолазанию, не обращая внимание на окружающий мир, в принципе это нормально, но в чем тогда смысл путешествий по планете если Вы не общаетесь с людьми, не интересуетесь их культурой, искусством, мелочами жизни?

Только когда Вы всесторонне относитесь к скалолазным путешествиям, Ваш опыт возрастает многократно.

Саид Белхай (Said Belhaj) на маршруте "Papichulo" сложности 9а+
Саид Белхай (Said Belhaj) на маршруте "Papichulo" сложности 9а+



Были ли у Вас такие путешествия, которые каким либо образом меняли Ваше отношение к скалолазанию или открывали Вам новые перспективы?

Да, как я уже говорил, в минувшем году я закончил свой многолетний проект. Я всегда пробовал скалолазание в различных стилях и видах, но в последнее время сосредоточился исключительно на спортивном скалолазании, и когда я почувствовал что набрал достаточно сил, я поехал в США, что бы пройти классические маршруты.
Когда Вы приходите в этот классический мир скалолазания, то оказывается что он не имеет ничего общего с оценками категорий сложности, я даже не смотрел в гайдбуки, это было бесполезно.

Если Вы приходите в Индиан Крик (Indian Creek, США) что бы пройти маршруты по трещинам, Вы понимаете, что оценка категории сложности не говорит о маршруте ничего; здесь важна именно оценка сложности самой трещины.
Вы даже не можете сравнить маршрут с каким либо другим, все в итоге сводится к Вашим личным отношениям с трещиной, с этим специфичным маршрутом. И для меня это был удивительный опыт.

Расскажите о Вашей цели на 2017 год

В минувшем году я был сосредоточен на спортивном скалолазании, в этом году я переключусь на боулдеринг, ведь уже наверное лет через 10 я не буду таким сильным что бы пройти те маршруты, которые могу пройти сейчас. Сегодня это моя стартовая точка, с которой я могу пройти некоторые сложные проблемы

Перепечатка материала на другие ресурсы возможна только с разрешения администрации сайта!

Теги: Саид Белхай, Said Belhaj, скалолазание
Автор: Редакция 4sport.ua, по материалам www.desnivel.com/
Опубліковано в

МАТЕРІАЛИ ЗА ТЕМОЮ

ІНШІ НОВИНИ РОЗДІЛУ